Функции и виды прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:42, контрольная работа

Краткое описание

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. Поскольку финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Прибыль предприятия, понятие прибыли………………………………4
Виды прибыли……………………………………………………………..5
Показатели эффективности прибыли. Функции прибыли……………..7
Роль прибыли в деятельности предприятия…………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....15
ЗАДАЧА…………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая сущность прибыли предприятия.docx

— 38.17 Кб (Скачать файл)

С учетом этого различают  следующие  функции прибыли:

• инвестиционная - поскольку  ожидаемая  прибыль является основой  принятия инвестиционных решений;

•  результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность  деятельности предприятия;

 •  финансирующая определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

 •  стимулирующая  - часть ожидаемой  или полученной  прибыли может быть использована  в качестве источника материального  вознаграждения работников предприятия  и выплат дивидендов владельцам  капитала.

- часть полученной или  ожидаемой  прибыли 

 

4. Роль прибыли в деятельности предприятия

 

       Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

      Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.

      Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает "рыночную цену" этих менеджеров, что сказывается на уровне их заработной платы. И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства.

      Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости, но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

      Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет наполнять доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа - "богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан" - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

       Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности, и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

      Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях - тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником, и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

       Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

        Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего, в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально незащищенных (или недостаточно защищенных) членов общества.

      Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли части социальных потребностей персонала: социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений.

 

Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней  благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных  неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказание материальной помощи отдельным категориям граждан.

       Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов), но при прочих равных условиях предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли.

      За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

     Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользу обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от "теневой" деятельности предприятий и тому подобное. Рассмотрим, полностью ли лишены позитива эти виды прибыли с позиций экономического развития общества в целом.

      Прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций (так называемых "арбитражных сделок", основанных на разнице в ценах покупки и продажи), является результатом лучшей информированности предпринимателей о ценах на различных региональных рынках, быстроты реакции на выгодные коммерческие условия, более высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска и служит действенным механизмом выравнивания уровня цен на отдельных региональных рынках. В рамках организованного биржевого рынка - товарного, фондового, валютного - спекулятивные сделки служат основным механизмом страхования ценового риска для предпринимателей, избегающих этого риска.

     Прибыль, полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию (так называемая "сверхприбыль" от монопольной деятельности), создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в конечном итоге приводит к естественному формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них.

      Прибыль, полученная предприятием от "теневой" деятельности (выпуска и реализации части неучтенной продукции), в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие "правила игры" в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания в переходной экономике. Рост объема такой деятельности (а соответственно, и объема "теневой" прибыли) является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов как государства, так и предпринимателей. Кроме того, и эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, тем не менее, источником реального прироста чистого национального дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В заключение контрольной работы можно  сделать вывод о том, что существует достаточно большое количество определений понятия "прибыль". Прибыль- это сумма,  на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку.

     В переносном  смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование данного определения  прибыли часто затрудняет понимание  ее сущности как экономической категории.

     Предприятие может  не  получать  прибыль  и продолжать какое-то время функционировать. При этом оно может даже расширять свою деятельность за счет заемных средств.  Если производитель материальных благ будет потреблять в полном  объеме произведенный ими продукт или его стоимостной эквивалент, то тогда сможет существовать только он сам,  а не  общество.  В обществе есть множество людей, которые не создают материальных благ,  но их потребляют.  В обществе имеются структуры, работающие убыточно,  но социально необходимые (здравоохранение и т.д.).  Поэтому общество заинтересовано в прибыльной работе предприятий,  т.к. представляющее его государство через налоговую систему изымает часть создаваемой прибыли.

      Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

      Каждое предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить.

      Прибыль предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело - затраты на производство продукции - издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА №1

 

Определить прибыль от реализации продукции и балансовую прибыль предприятия на основании  следующих данных:

 Предприятие изготовило  и реализовало за год 12 тыс.+(Д.Р.) единиц оборудования по цене 39 тыс. за единицу оборудования; фактическая себестоимость одного изделия составляет 29 тыс. руб.; величина доходов от внереализационных операций составляет 190 тыс. руб.; внереализационные расходы составили –840 тыс. руб.

Решение

1. 39 000 руб.*12 000=468 000 000 руб. – выручка от реализации оборудования.

2. 29 000 руб.* 11 000=319 000 000 – себестоимость оборудования,

3. 468 млн. руб. –319 млн.  руб.=149 млн. руб. – прибыль от  реализации продукции,

4. 840 0000 руб. – 190 000 руб.=650 000 руб. – прибыль от внереализационных расходов,

5. 149 000 руб. + 650 000 руб.=799 000 руб.  – балансовая прибыль предприятия.

 

ЗАДАЧА №2

  1. Рассчитайте кредиторскую задолженность предприятия, если себестоимость продаж за год составляет 160 млн. руб., +(Д.Р.)а период погашения кредиторской задолженности, в среднем предоставленный кредиторами равен 18 дням.

Решение:

  1. 160 000 000+9 руб./365 дней *18 дней=7890 855 руб. или в среднем 8 млн. руб. – уровень кредиторской задолженности предприятия.

Информация о работе Функции и виды прибыли