Характеристика основных международных экономических организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 07:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – изучить понятие, функции, классификацию международных экономических организаций.
Так же рассмотреть краткие характеристики деятельности международных экономических организаций.

Содержание

Введение
Понятие международных организаций, их функции и классификация
Органы международной организации, порядок образования и правовая политика МЭО.
Характеристика основных международных экономических организаций
3.1. Организация Объединенных Наций (ООН)
3.2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
3.4. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
3.5. Всемирная торговая организация (ВТО)
3.6. Международный валютный фонд (МВФ)
3.7. Группа Всемирного Банка
3.8. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
3.9. Лондонский и Парижский клубы кредиторов
3.10. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)
3.11. Банк международных расчетов (БМР)
3.12. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)
3.13. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)
3.14. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
3.15. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 67.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Понятие международных организаций, их функции и классификация
  2. Органы международной организации, порядок образования и правовая политика МЭО.
  3. Характеристика основных международных  экономических организаций

3.1. Организация Объединенных  Наций (ООН)

3.2. Конференция ООН по  торговле и развитию  (ЮНКТАД)

3.4. Организация Объединенных  Наций  по промышленному развитию  (ЮНИДО)

3.5. Всемирная торговая  организация (ВТО)

3.6. Международный валютный  фонд (МВФ)

3.7. Группа Всемирного  Банка

3.8. Организация экономического  сотрудничества  и развития (ОЭСР)

3.9. Лондонский и Парижский  клубы кредиторов

3.10. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)

3.11. Банк международных  расчетов (БМР)

3.12. Продовольственная  и сельскохозяйственная организация (ФАО)

3.13. Всемирная организация  интеллектуальной собственности (ВОИС)

3.14. Международное агентство по атомной энергии  (МАГАТЭ)

3.15. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Заключение

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международные организации весьма многочисленны. Редкая из них не воздействует на экономическую и общественную жизнь. Некоторые организации располагают собственными полномочиями или значительными средствами и вследствие этого имеют возможность оказывать влияние как на международное, так и национальное экономическое и финансовое развитие. Другие представляют собой в первую очередь форумы, где правительства могут выражать свою точку зрения, где вырабатываются единство подхода и соответствующие рекомендации по проведению политики в отдельных странах. Некоторые международные организации обеспечивают в основном сбор информации и публикацию статистических данных. Но все они так или иначе вносят свой вклад в развитие связей и сотрудничества между странами. Приводимый здесь перечень не является исчерпывающим: в нем упоминаются только те организации, которые обладают реальным весом в экономических связях и в которых Россия играет определенную роль. Этот перечень необъективен: некоторые организации, важные с точки зрения России, гораздо менее значимы для всего мира в целом.

Цель данной контрольной работы – изучить понятие, функции, классификацию международных экономических организаций.

Так же рассмотреть краткие характеристики деятельности международных экономических организаций.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и функции  международных организаций

 

Международные экономические организации – это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы и другие специфические политико-организационные нормы (установления), в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в течение ограниченного периода времени и не имеют устава, специально разработанной процедуры, рабочих органов.

Функции, выполняемые международными организациями (МО), многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагают на них участвующие страны. Основные группы функций международных организаций:

  • содействие – организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров;
  • наблюдение – содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те, или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны;
  • надзор – более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установлен- ной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития;
  • регулирование – надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению.

Таким образом, международные организации – это наднациональные институты, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики.[1, c.122]

Классификация  международных организаций

Классификация международных организаций разнообразна и зависит от применяемых критерий:

1. По характеру членства и юридической природе участников:

    • межправительственные (межгосударственные) - их участницами являются непосредственно государства. Международные правительственные экономические организации – международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитеты и др.). Международные организации представляют собой форму международного сотрудничества. Система насчитывает более 300 международных межправительственные организаций;
    • неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации. Международные неправительственные организации – любые организации, не учрежденные на основании межправительственного соглашения (резолюция ЭКОСОС ООН от 27 февраля 1950 г.). Эти организации не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного и иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций. В настоящее время число международных неправительственных организаций превысило 7000.
  1. По кругу участников:
  • универсальные МО – открыты для участия всех государств (ООН и ее специализированные учреждения);
  • региональные МО – членам могут быть участники одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств);
  • межрегиональные МО (Организация экономического сотрудничества и развития). 
  1. По кругу компетенции:
  • МО общей компетенции – деятельность охватывает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (ООН, Совет Европы, Лига арабских государств);
  • МО специальной компетенции – осуществляют сотрудничество в одной области (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии и др.) или подразделяются по направлениям деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, научные, региональные.
  1. По характеру полномочий:
  • межгосударственные МО – к данной группе относятся практически все МО, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам- членам;
  • надгосударственные (наднациональные) МО – их цель – осуществление интеграции; решения распространяются непосредственно на физические и юридические лица государств-членов (надгосударственной организацией выступает ЕС).
  1. По условиям участия в членстве: 1)
  • открытые МО – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
  • закрытые МО – прием производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО). 6.
  1. По выполняемым функциям: 
  • нормотворческие;
  • консультативные;
  • посреднические;
  • операционные;
  • информационные. 

Возможны различные классификации международных экономических организаций. В современных условиях среди МО, отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международной экономики, можно выделить следующие основные функциональные группы [1, c.123]

Современная классификация экономических МО

  1. Межгосударственные универсальные организации - представляют интерес для всех государств мира.  Они объединяют большинство стран мира, регулируют конкретные формы международных экономических отношений (Система ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный суд, Секретариат); МВФ; Группа Всемирного Банка; ВТО; ЮНКТАД)
  2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера - создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Это многочисленные объединения небольших групп стран, не перешедшие в интеграционную форму и служащие для них форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих общий интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли, сбора и обобщения информации о данном регионе (ЕБРР; ОЭСР; Балтийский совет и Балтийская ассамблея; Латиноамериканская энергетическая организация (OLADE); Союз стран реки Мано и др.; Региональные комиссии ООН – для Латинской Америки, Африки, Европы и т.д.
  3. Организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка - выступают в форме товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий круг стран. Регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговлю ими на международной арене. Их главная задача – обеспечить стабильность мировых цен на соответствующие товары, служить форумом для обсуждения проблем, возникающих на товарных рынках, между их представителями и импортерами, собирать и анализировать статистические данные о мировом рынке соответствующего товара.
  4. Консультативные группы стран и международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями.  Это относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, обычно не оформленные в постоянную международную организацию, но нередко имеющие свой секретариат, предоставляемый в их распоряжение страной-членом или какой-либо постоянно действующей международной организацией. В ходе ежегодных конференций они рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения («Большая семерка»,  Парижский клуб стран-кредиторов, Лондонский клуб кредиторов,
  5. Различные торгово- экономические, валютно- финансовые и кредитные, отраслевые, специализированные экономические и научно-технические организации. Их   деятельность охватывает различные сферы мирового хозяйства, решение проблем промышленного развития и стабилизации сельскохозяйственного производства, защита интеллектуальной собственности, мирное развитие атомной энергетики, обеспечение занятости и условий труда (ЮНИДО; ФАО; ВОИС; МАГАТЭ; МОТ )[1,c 125]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Органы международной организации, порядок образования и правовая политика МЭО.

Органы международной организации

Органы МО образуют ее организационную структуру. Они создаются на основе учредительного документа МО и наделяются соответствующей компетенцией, полномочиями и функциями. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру и определенный состав; устанавливает порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закрепляется его правовой статус. Компетенция не может быть изменена без согласия государств-членов. Межправительственные органы состоят из представителей государств-членов, которым предоставляются полномочия действовать от имени правительств. Межпарламентские органы, создаваемые главным образом в региональных организациях, состоят из участников либо избираемых населением стран-членов путем всеобщих прямых выборов (Европейский парламент), либо назначаются национальными парламентами (Парламентская Ассамблея Совета Европы). Парламентские органы обычно ограничиваются принятием рекомендаций. Административные органы состоят из должностных лиц, находящихся на службе в МО и ответственных только перед ней. Арбитражные, судебные органы и комитеты экспертов состоят из лиц в личном качестве – специалистов, обладающих наделенными полномочиями. Пленарные органы состоят из представителей всех государств- членов. Они, как правило, определяют общую политику организации и ее принципы; принимают проекты конвенций и рекомендаций; решают бюджетные и финансовые вопросы; пересматривают устав и вносимые в него поправки; занимаются вопросами, связанными с членством в организации: прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др. Органы с ограниченным членством создаются обычно в специализированных учреждениях ООН (МОТ – Международная организация труда, ММО – Международная морская организация, ИКАО – Международная организация гражданской авиации). Они укомплектовываются таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не нескольких групп. Органы в МО по функциям делятся на главные и вспомогательные; по периодичности заседаний – на постоянные и сессионные. Органы в МО наделяются правом принимать решения. Инициатива относительно принятия того или иного решения исходит от одного государства или от группы государств; от органов или должностных лиц. Инициатива решения рассматривается соответствующим  вспомогательным органом, который подготавливает проект решения и обсуждает его в главных либо во вспомогательных органах. Затем решение вносится в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дн. до открытия очередной сессии; дополнительные пункты вносятся за 30дн; новые срочные пункты – менее чем за 30 дн. или во время очередной сессии; после внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий и комитетов. После этого вопрос представляется на рассмотрение полномочного органа.[1, c.129]

Информация о работе Характеристика основных международных экономических организаций