Характеристика основных международных экономических организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 07:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – изучить понятие, функции, классификацию международных экономических организаций.
Так же рассмотреть краткие характеристики деятельности международных экономических организаций.

Содержание

Введение
Понятие международных организаций, их функции и классификация
Органы международной организации, порядок образования и правовая политика МЭО.
Характеристика основных международных экономических организаций
3.1. Организация Объединенных Наций (ООН)
3.2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
3.4. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
3.5. Всемирная торговая организация (ВТО)
3.6. Международный валютный фонд (МВФ)
3.7. Группа Всемирного Банка
3.8. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
3.9. Лондонский и Парижский клубы кредиторов
3.10. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)
3.11. Банк международных расчетов (БМР)
3.12. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)
3.13. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)
3.14. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
3.15. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 67.24 Кб (Скачать файл)

Порядок образования  международных организаций

Международная межгосударственная организация создается на основе согласованного волеизъявления государств, зафиксированного либо в международном договоре, либо в решении уже существующей МО.

Порядок образования международной межправительственной организации предполагает:

1. Принятие учредительного документа. Наиболее распространенный способ образования межгосударственной организации – заключение международного договора. Это предполагает созыв конференции для выработки и принятия текста договора, который является учредительным документом организации. Название учредительного документа может быть различным: Устав (ООН, ОАЕ – Организация африканского единства, ОАГ – Организация американских государств); Конвенция (ВОИС – Всемирная организация и интеллектуальной собственности); Статус (Лига наций). Дата вступления в силу учредительного документа считается датой создания организации.  Образование МО в форме принятия решения другой МО осуществляется путем согласованного волеизъявления государств через голосование за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия. Такую форму использует ООН, в частности, при создании автономных организаций со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи (ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию 1964 г.; ПРООН – Программа развития ООН 1965 г.).

2. Формирование структуры организации. Для формирования структуры международной организации используются специальные подготовительные органы, учреждаемые на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации, либо на основе резолюции другой МО. В этих документах определяется состав органа, его компетенция и функции. Деятельность подготовительного органа направлена на разработку проектов правил процедуры будущих органов организации, создание штаб-квартиры, составление повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся к вопросам повестки дня. Такова практика образования ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры), ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) и др.

3. Созыв главного органа, с которого начинается функционирование организации. Созыв главных органов и начало их функционирования завершают формирование организационной структуры организации. Государства, не являющиеся членами МО, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов МО, если это установлено правилами. Иногда могут быть аккредитованы миссии постоянных наблюдателей (ООН, ОАГ). Прекращение существования организации происходит также путем согласованного волеизъявления государств-членов – путем подписания протокола о роспуске или расформировании организации (Варшавский договор, СЭВ). [1,c. 126]

Принятие решений  в международных организациях

Решения принимаются голосованием. Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. Простое или квалифицированное большинство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство – только присутствующих и голосующих «за» и «против». В некоторых случаях решения в органах МО могут приниматься без голосования, путем аккламации (спонтанное одобрение единодушным общим голосованием без подсчета голосов) или без возражений. Такие методы принятия решений применяются чаще всего в отношении процедурных вопросов.  В практике деятельности МО все большее распространение в современных условиях получила процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств-членов органа на основе  учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решений в целом. [1, c.128]

Правовая политика МЭО

Государства-члены обязаны добросовестно соблюдать взятые на себя по уставу организации обязательства и следовать установленным принципам. Государства, оставаясь основными субъектами международного права, наделяют определенной право- и дееспособностью организации, признавая за ними способность иметь права и обязанности, участвовать в создании и применении норм международного права. Этим в лице МО создается новый субъект международного права. Международные организации наделяются договорной правоспособностью, т.е. правом заключать договоры (соглашения) в рамках своей компетенции. Компетенция МО определяется в ее учредительном документе и рассматривается как объект или сфера ее деятельности. В рамках своей компетенции МО наделяется полномочиями для выполнения возложенных на нее целей и задач. Финансовые средства МО складываются в большей части из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах. [1, c.128]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика основных международных  экономических организаций

3.1. Организация Объединенных Наций (ООН)

ООН – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе - октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Великобританией, Китаем, Советским Союзом, Соединенными Штатами, Францией и большинством других подписавших его государств. Двадцать четвертое октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

Структура ООН Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанными с ней организациями, составляющими систему ООН.

Система ООН состоит из трех звеньев. 

      1. Главные органы ООН: Генеральный Ассамблея, ЭКОСОС, Секретариат, Совет по опеке, Совет Безопасности, Международный Суд: 
  • Генеральная Ассамблея – занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Совет Безопасности – несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности;
  • Экономический и Социальный Совет – осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества.
  • Международный Суд ООН – главный судебный орган ООН.
  • Секретариат – состоит из Генерального секретаря ООН – главного административного должностного лица организации – и международного персонала, работающего в учреждениях по всему миру и выполняющего разнообразную повседневную работу Организации.
  • Совет по опеке – приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость.

2. Специализированные учреждения  системы ООН, являющиеся самостоятельными  международными экономическими  организациями: МВФ, группа МБ, ВТО, ФАО, ИКАО, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОИС, МАГАТЭ. 

3. Программы и фонды  советов и комиссий ООН (ЮНИСЕФ, ЮНКТАД, ЮНЕП, ПРООН). Деятельность ООН: содействие соблюдению прав человека;  охране окружающей среды;  борьбе  с болезнями и сокращению масштабов  нищеты;

Учреждения ООН разрабатывают нормы и правила безопасного и эффективного воздушного сообщения и способствуют совершенствованию телекоммуникаций и защите интересов потребителей; ООН является инициатором международных кампаний по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом; оказывает помощь беженцам;  осуществляет программы разминирования; помогает увеличить объем производства продовольствия; играет ведущую роль в борьбе со СПИДом [2].

 

3.2. Конференция ООН по торговле и развитию  (ЮНКТАД)

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД (Женева, Швейцария) создана в 1964 г. Ее членами являются 193 государства, включая Россию. Эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики.  ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию РС и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором. Основные задачи: поощрять международную торговлю; разрабатывать рекомендации по вопросам развития МЭО; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций и имеют рекомендательный характер. Структура ЮНКТАД:

  • Высший директивный орган – Конференция ЮНКТАД, которая проводится 1 раз в четыре года. 
  • Исполнительный орган – Совет по торговле и развитию – ежегодно проводит регулярные сессии, на которых рассматриваются результаты работы секретариата.
  • Секретариат ЮНКТАД сотрудничает с правительствами государств-членов, взаимодействует с организациями ООН и региональными комиссиями. [1, c.134]

 

3.3. Организация Объединенных Наций  по промышленному развитию (ЮНИДО)

ООН по промышленному развитию (ЮНИДО (Вена, Австрия) является специализированным учреждением ООН на борьбе с нищетой путем повышения производительности. Год основания: 1966 г. Количество членов: 173 страны, включая Российскую Федерацию. ЮНИДО оказывает помощь РС и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. История создания ЮНИДО была создана в 1966 г., а специализированным учреждением ООН стала в 1985 г. В рамках общей системы этой организации ЮНИДО отвечает за содействие в сотрудничестве со 173 государствами-членами, промышленному развитию всех РС. Основные функции:

    • В качестве глобального форума ЮНИДО аккумулирует и распространяет информацию по вопросам промышленности и обеспечивает основу, для того чтобы различные участники деятельности в области развития – могли укреплять сотрудничество, вести диалог и развивать партнерские отношения для решения стоящих перед ними задач.
    • В качестве учреждения по вопросам технического сотрудничества ЮНИДО разрабатывает и осуществляет программы оказания своим клиентам поддержки в области промышленного развития, а также предлагает специализированные услуги по вопросам разработки программ с учетом индивидуальных потребностей.

Эти две основные функции являются одновременно взаимодополняющими и взаимообусловленными.

Услуги, предоставляемые ЮНИДО, характеризуются тем, что их можно легко включать в пакеты услуг по конкретным странам, а привлечение к их осуществлению участников на местах обеспечивает индивидуальный подход. Комплексные услуги ЮНИДО охватывают следующие области: управление промышленностью и статистика;  содействие инвестированию и передаче технологий;  конкурентоспособность промышленности и торговля; развитие частного сектора;  агропромышленность;  устойчивая энергетика и изменение климата;  Монреальский протокол (вещества, разрушающие озоновый слой); рациональное природопользование. [1, c.134]

3.4. Всемирная торговая организация (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Роберту Карвалью ди Азеведу, в штате самой организации около 640 человек. На 2 марта 2013 года в ВТО состояло 159 стран.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

Основополагающе принципы и правила ГАТТ/ВТО: 

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами; 
  • отказ от использования количественных и иных ограничений; 
  • транспарентность(ясность) торговой политики; 
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Преимущества от членства в ВТО:

    • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг;
    • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами; 
    • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово- экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли. 

Информация о работе Характеристика основных международных экономических организаций