Характеристика структуры расходов железных дорог по элементам затрат и ее отраслевые особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 02:44, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Особая роль железных дорог России определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.

Вложенные файлы: 1 файл

тема курсовой.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

Общехозяйственные расходы  подразделяют на общехозяйственные  расходы без затрат на содержание аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления. К общехозяйственным расходам без расходов на содержание аппарата управления относят затраты по содержанию персонала, не относящегося к аппарату управления (затраты на оплату труда персонала производственных участков, цехов и других специалистов, освобожденных бригадиров); обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация основных фондов общехозяйственного назначения отчислениям в резерв на создание ремонтного фонда; отчислениям во внебюджетный фонд на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общеотраслевого значения, отчислениям в инвестиционный фонд, платежи по кредитам банков и др. К расходам на содержание аппарата управления относят затраты на оплату труда, командировки и прочие расходы (отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация и отчисления в резерв на капитальный ремонт легковых автомобилей и гаражей для них и др.).

Прямыми называют расходы, связанные  с выработкой определенной продукция  или выполнением конкретного  вида работы и поэтому непосредственно (прямым способом, без дополнительных расчетов) относимые на тот или  иной вид продукции или работы.

Косвенные расходы - это расходы, относимые на несколько видов  продукции и распределяемые на тот  или иной вид продукция или  работы не прямым путем, а в результате дополнительных расчетов. Например, расходы хозяйства пути не могут быть отнесены только на грузовые или только на пассажирские перевозки, так как путевое хозяйство обслуживает и грузовое, и пассажирское движение. Расходы этого хозяйства распределяют на грузовые и пассажирские перевозки пропорционально соответствующим измерителям.

К зависящим относят расходы, которые изменяются прямо пропорционально  объему работы или размерам движения. Расходы, мало зависящие от объема работы или размеров движения, принято условно  относить к независящим (условно постоянным).

Расходы на железнодорожном  транспорте планируют и учитывают  по установленной Номенклатуре расходов по основной деятельности железных дорог. Все основные расходы по перевозкам планируют и учитывают по подразделениям соответствующих хозяйств: пассажирского, грузовой и коммерческой работы, перевозок, локомотивного, вагонного, пути, гражданских  сооружений, сигнализации и связи, электрификации и электроснабжения. Расходы хозяйств по отдельным работам, производственным операциям или нескольким близким  однородным операциям объединяют в  соответствующие статьи расходов. Каждой статье расходов присвоен определенный номер. По каждой статье указывают измеритель, с которым связаны расходы, и  приводят пояснения о том, какие  виды затрат относятся на эту статью расхода. Основные расходы, специфические  для каждой отрасли хозяйства, имеют  свою нумерацию. По основным расходам, общим для всех отраслей хозяйства, и общехозяйственным расходам для  всех хозяйств установлена единая номенклатура и единая нумерация. Каждое предприятие  использует по основным общим и общехозяйственным  расходам те статьи, которые имеют  к нему отношение. Кроме номенклатуры расходов, используемой подразделениями  железнодорожного транспорта по эксплуатационной деятельности (перевозкам), установлена  номенклатура расходов по подсобно-вспомогательной  деятельности, т.е. для предприятий, финансируемых из прочих источников (механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, пунктов льдозаготовок, баз топлива, баз обслуживания пассажирских вагонов, путевых машинных станций, карьеров, складов материалов и др.).

 

1.3 Методы планирования  эксплуатационных расходов

 

План эксплуатационных расходов разрабатывается на основе плана  перевозок, плана работы подвижного состава, плана по труду и других разделов плана экономического и  социального развития. В нем предусматривается  обеспечение запланированного объема перевозок необходимым фондом оплаты труда, денежными средствами на материалы, топливо, электроэнергию и другие расходы. Составляется план эксплуатационных расходов по сети в целом, железным дорогам, отделениям дорог и предприятиям.

Цель планирования эксплуатационных расходов - обеспечение выполнения заданного объема перевозок необходимыми денежными средствами.

В условиях перехода к рыночной экономике применяемые ранее  традиционные методы и порядок планирования эксплуатационных расходов железных дорог  существенно меняются. Базой планирования по-прежнему является годовой план перевозок с разбивкой по кварталам.

Планирование расходов производится в соответствии с утвержденным Положением о порядке планирования финансово-экономических  показателей работы железных дорог. Положением установлены процесс  и последовательность разработки планов с учетом взаимодействия департаментов  ОАО "РЖД", экономических, финансовых и отраслевых служб дорог.

Планирование эксплуатационных расходов осуществляется по элементам  затрат и по статьям расходов.

В настоящее время при  планировании расходов используются нормы  и лимиты эксплуатационных расходов, которые разрабатываются для  отраслевых хозяйств дорог соответствующими департаментами ОАО "РЖД" с учетом особенностей условий их работы по регионам страны, внедрения прогрессивных  технологий и организации производства.

Управление затратами  требует не только целенаправленного  планирования и регулирования затрат на основе применения не только дифференцированных технически и экономически обоснованных норм расходов, но и анализа, контроля их выполнения, а также постоянного  обновления нормативной базы расчета  затрат. Совершенствование нормирования и лимитирования эксплуатационных расходов по элементам затрат, и особенно в современных условиях по фонду оплаты труда, является сложной экономической проблемой. Ее решение требует детальной и кропотливой работы экономистов и технических работников всех уровней по формированию нормативных баз организации управленческого учета, контроллинга и других систем управления предприятиями. Формирование нормативных баз расчета расходов необходимо осуществлять по местам возникновения затрат - т.е. по структурным подразделениям организации (по рабочим местам, участкам, цехам), по которым организуется планирование, нормирование и учет расходов, а также по центрам ответственности и по центрам прибыли.

Таким образом может быть создана единая экономическая база для совершенствования планирования, регулирования, анализа учета затрат и принятия, решений на всех уровнях  управления.

Планируются эксплуатационные расходы по сети железных дорог, железным дорогам, отделениям дорог и линейным производственным структурам. Эксплуатационные расходы состоят из текущих затрат железных дорог, необходимых для  выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты.

Планирование эксплуатационных расходов железных дорог производится по однородным видам затрат, т.е. по экономическим элементам. Наибольший удельный вес в эксплуатационных расходах железнодорожного транспорта занимают расходы по оплате труда.

Фонд оплаты труда планируется, исходя из лимита численности персонала, занятого в перёвозках, и среднемесячной заработной платы. Численность работников по перевозкам рассчитывается с учетом задания на рост производительности труда тремя способами: по объему работы и нормам выработки или нормам времени; по числу производственных объектов и нормам затрат труда на один объект; по числу хозяйственных единиц и штатным расписаниям. Размер среднемесячного заработка устанавливается, исходя из принятых на предприятии форм, систем, условий оплаты труда различных профессий, доплат и премий.

Фонд оплаты труда представляет собой произведение среднемесячного  заработка на контингент работников. При этом рассчитывают явочную численность  работников и численность работников, находящихся в отпусках и выполняющих  государственные и общественные обязанности. Выплаты работникам за дни болезни входят в фонд заработной платы, так как они производятся из фонда социального страхования. Также не включаются в фонд заработной платы компенсации за неиспользованный отпуск, командировочные, единовременные премии, премии за изобретения и  технические усовершенствования.

Отчисления на социальные нужды планируются по установленным  законодательством нормам страховых  взносов, в процентах от фонда  оплаты труда. В расчетах численности  эксплуатационного контингента  предусматривается его сокращение за счет внедрения новой совершенной  техники, автоматизированной системы  управления, прогрессивных технологий, совершенствования системы мотивации  труда, методов планирования контингента  и оценки качества управления персоналом.

Расходы на материалы, топливо, электроэнергию рассчитывают по величине этих видов ресурсов, необходимой  для выполнения планируемого объема перевозок (видов работ и услуг), и цене единицы соответствующего ресурса. Количество ресурсов определяется разными способами:

по объему работ и нормам затрат на единицу соответствующего измерителя. Этот способ является основным, им определяют расходы топлива и  электроэнергии на тягу поездов, расход материалов на эксплуатацию и ремонт подвижного состава и др.;

по потребному контингенту  отдельных групп работников и  нормам на одного работника (расходы  по спецодежде, суточные, командировочные  и др.);

по количеству оборудования, устройств и нормам затрат на каждую единицу (расходы на текущее содержание пути, отоплениё, освещение зданий и  т.д.);

по числу линейных предприятий  и укрупненным нормам затрат ресурсов на каждое из них (общехозяйственные  расходы).

При расчете расходов на топливо и электроэнергию для  тяги поездов объем работы выражается в различных измерителях: тонно-километры  брутто вагонные, локомотиво-километры линейного пробега, локомотиво-часы простоя в рабочем состоянии (условный пробег). Нормы расхода топлива (электроэнергии) на единицу измерителя устанавливаются соответственно на 10000 тонно-километров брутто; на 100 локомотиво-километров линейного пробега; на 1 час простоя. При этом средняя норма на тягу поездов рассчитывается на 10 тонно-километров брутто вагонных. Величина расходов на топливо и электроэнергию зависит от цены 1 т условного топлива и 1 кВт·ч электроэнергии, которые существенно различаются по дорогам и регионам страны и принимаются по действующим тарифам на топливно-энергетические ресурсы.

При разработке норм расхода  топлива (электроэнергий) для тяги поездов  используются “Инструкция по техническому нормированию расхода электрической  энергии и топлива для тяги поездов”, “Методика определения  норм расхода дизельного топлива  на тягу поездов", а также нормативно-методические материалы отраслевых департаментов  МПС России. Средняя норма включает расход топлива (электроэнергии) на передвижение вагонов, локомотивов и простой  локомотивов в рабочем состоянии. Диапазон изменения удельного расхода  топлива и электроэнергии дорогам  весьма значителен.

На среднюю величину удельного  расхода топлива и электроэнергии влияют структура парка локомотивов  по их типам, сериям и мощности; соотношения  в объемах тонно-километров брутто в грузовом и пассажирском движении; размеры качественных показателей  использования подвижного состава; удельный вес поездной, вспомогательной и маневровой работы; количество остановок, приходящихся на единицу пробега; техническая оснащенность и состояние пути; профессиональная квалификация локомотивных бригад и использование опыта передовых машинистов по экономному расходованию топлива и электроэнергии; введение электрического отопления в пассажирских вагонах и другие факторы.

При установлении нормы расхода  электроэнергии необходимо учитывать  возможность применения рекуперативного  торможения а также потери в линиях электропередач, которые составляют 15% от расходов электроэнергии на тягу поездов.

Планирование расхода  топлива и электроэнергии, кроме  тяги поездов, осуществляется и для  прочих нужд. Величина этих расходов определяется по количеству оборудования и устройств, их мощности и времени работы, объему или площади производственных помещений, по удельным нормам расхода топлива (электроэнергии), зависящим от температуры  наружного воздуха. Цены на 1 кг условного  топлива л 1 кВт·ч электроэнергии для прочих нужд выше, чем для  тяги поездов. Планирование расходов на топливо и электроэнергию для  прочих нужд в среднем по сети основывается на анализе базисного уровня затрат и расчёт их изменения в планируемом периоде.

Резёрвом сокращения расходов на топливо для тяги поездов является повышение качества эксплуатационной работы, совершенствование технологических  процессов и улучшение качественных показателей использования подвижного состава. Так, увеличение массы поезда брутто на 1% снижает удельный расход топлива для грузовых поездов на 0,2%, пассажирских - на 0,3%; уменьшение порожнего пробега вагонов к общему пробегу на 1% сокращает удельный расход на 0,44%, повышение технической скорости движения поездов на 1 км/ч увеличивает удельный расход топлива на 0,97% для грузовых поездов, для пассажирских - на 1,16%; снижение вспомогательного пробега локомотивов в одиночном следовании и при двойной тяге на 1% уменьшает удельный ход топлива на 0,23%, в маневровой работе - на 0,67%, при простое локомотивов в рабочем состоянии - на 1,3%. Повышение температуры наружного воздуха на 1 °С сокращает удельный расход топлива на 0,26%; повышение осевой нагрузки вагона на 1% уменьшает норму расхода топлива в грузовом движении на 0,43%, в пассажирском - на 0,5%; увеличение доли бесстыкового пути на 1% сокращает норму расхода топлива в грузовом движении на 0,042%, в пассажирском - на 0,18%; изменение эквивалентного уклона на 1% соответственно изменяет норму расхода топлива на 0,3%.

Материальные затраты  планируют по объему работы подвижного состава и нормам расхода на единицу  работы, по контингенту отдельных  групп работников и нормам затрат на одного человека.

По тем статьям расходов, где не представляется воспользоваться  расчетно-нормативными способами расчет расходов на материалы и другие затраты, используют отчетные данные (исключая непроизводительные затраты) и корректируют их применительно к условиям планируемого периода. Основной путь сокращения расходов на материалы заключаются в повышении  качества эксплуатационной и ремонтной  работы, производительности труда, внедрении  высокоэффективной технологии работы и прогрессивных норм расхода  материалов, снижении цен на них.

Информация о работе Характеристика структуры расходов железных дорог по элементам затрат и ее отраслевые особенности