Ценообразование в нефтяной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение методов и особенностей ценообразования на нефть и решить следующие задачи :
• Выделить основные формирования цены на нефть.
• Определить факторы влияющие на ценообразование.
• Попытаться на примере понять механизм ценообразования .
• Выявить проблемы , существующие в нефтяной промышленности на сегодняшний день и показать возможные пути решения .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1 . Эволюция и установление цены на нефть …………………………..5
1.1. Цены на нефть и их экономическое значение……………………………5
1.2. История ценообразования…………………………………………………7
Глава 2. Методы установления цен…………………………………………….11
2.1 Механизмы установления цен на нефть ………………………………….11
2.2 Факторы, формирующие цену на нефть……………………………………18
Глава 3. Расчет себестоимости нефти
и проблемы при ее ценообразовании…………………………………………..23
3.1. Статьи затрат при расчете себестоимости
1 т. нефти и особенности при ее калькулировании…………………………...23
3.2.. Практический пример расчета
себестоимости 1 т. нефти……………………………………………………….26
3.3. Себестоимость добычи нефти в Узбекистане……………………………..31
3.3.Проблемы ценообразования………………………………………………...33
3.4. Пути совершенствования в нефтегазовой
промышленности – залог эффективности
дальнейшего ценообразования ………………………………………………...36
Заключение ……………………………………………………………………...40
Список использованной литературы…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.docx

— 149.52 Кб (Скачать файл)

 

Отделение: «Экономические Дисциплины»

 

Зарегистрирована:

«___»__________________200__г.

Допущена к защите:

«___»________________200__г.


 



 

По дисциплине: «Экономика предприятия»

На тему:

«Ценообразование в нефтяной промышленности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1 .  Эволюция  и установление цены на нефть …………………………..5

    1. Цены на нефть и их экономическое значение……………………………5
    2. История ценообразования…………………………………………………7

Глава 2. Методы установления цен…………………………………………….11

2.1 Механизмы  установления цен на нефть   ………………………………….11

2.2 Факторы,  формирующие цену на нефть……………………………………18

Глава 3. Расчет себестоимости нефти 

и проблемы при ее ценообразовании…………………………………………..23

3.1. Статьи  затрат при расчете себестоимости 

1 т. нефти  и особенности  при ее калькулировании…………………………...23

3.2.. Практический  пример расчета 

себестоимости 1 т. нефти……………………………………………………….26

3.3. Себестоимость добычи нефти в Узбекистане……………………………..31

3.3.Проблемы ценообразования………………………………………………...33

3.4. Пути совершенствования в нефтегазовой

промышленности  – залог эффективности

 дальнейшего  ценообразования ………………………………………………...36

 Заключение  ……………………………………………………………………...40

Список использованной литературы…………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Нефтегазовый комплекс является не только базовым сектором экономики  ряда стран, но и непосредственно  влияет на развитие мирового хозяйства  в связи с важностью нефти  как сырья для производства нефтепродуктов и значительными объемами торговли на нефтяных биржах мира при экспортно-импортных операциях. Ежедневно под влиянием целой группы факторов формируется цена на различные сорта нефти на ведущих биржах мира. Поэтому неоспорима актуальность проблемы формирования и изучения динамики мировых и внутристрановых цен на сырую нефть, а также факторов их определяющих.

Нефтяная торговля прошла долгий путь от стабильной, контролируемой крупными нефтяными компаниями системы ,через систему квот ОПЕК до  рыночного механизма в середине 1980 гг .Помимо масштаба, нефть характеризуется тем, что играла существенную роль в мировой истории в течение 20-го века. Более высокие цены на нефть стимулируют развитие не ископаемых видов топлива, таких как ядерное топливо, топливные элементы (fuel cells) или биотопливо. Эти и другие факторы оказывают влияние на будущие цены и механизмы формирования цен.

Спрос на нефть неуклонно идет вверх и в среднесрочной перспективе будет только увеличиваться .В частности , в РУз он также  подкреплен ростом производства отечественных автомобилей . В 2009 г. 34 % от общего экспорта составили энергоресурсы и нефтепродукты. Использование иностранных инвестиций и кредитов в нефтегазовой промышленности нашей страны составляет 12.1% от общего количества. Все это не может не привлечь нашего внимания к рассмотрению механизма формирования цен на этот энергоресурс. Являясь молодой страной с переходной экономикой , мы ставим задачи максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, опираясь на опыт развитых стран и разрабатывая собственные пути развития. Основной задачей для нас , как в масштабах национальной экономики , так и в каждой отдельной отрасли , для нас главной задачей является устойчивый рост , модернизация и обновление , применение наиболее эффективных мер по реализации долгосрочных проектов . Все это в результате приводит к росту производства , снижению себестоимости и цен , повышению качества и конкурентоспособности   выпускаемой продукции , увеличению экспорта , а следовательно и к росту благосостояния населения . Актуальность темы заключается в непосредственном влиянии в условиях рыночной экономики цены на нефть на национальную экономику и экономику мирового хозяйства в целом и необходимости рассмотрения этого вопроса .  В связи с этим мы ставим целью данной работы  изучить методы и особенности  ценообразования на нефть и решить следующие задачи :

  • Выделить  основные формирования цены на нефть.
  • Определить факторы влияющие на ценообразование.
  • Попытаться на примере понять механизм ценообразования .
  • Выявить проблемы ,  существующие в нефтяной промышленности на сегодняшний день и показать возможные пути решения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 .  “Эволюция  и установление цены на нефть . .

    1. Цены на нефть и их экономическое значение.

В современном мире человечество во многом зависит от нефти. Нефть  как продукт, безусловно, связана  с национальной стратегией, развитием  экономики, мировой политикой и  властью. Нефть дает богатство государствам, делает их центром притяжения внутренних и внешних инвестиций, обеспечив  им высокие доходы, наделяет политической властью. Из этого вытекает , что основным показателем, характеризующим экономическую ситуацию в стране, является уровень цен. От того, каким путем регулируются цены и тарифы: под влиянием ли государства или спроса и предложения зависит дальнейшая перспектива развития экономики . Цены на нефть – это важные сигналы, и было бы опрометчиво их игнорировать или подавлять. Подорожание сырья свидетельствует о том, что спрос растет по отношению к уровню предложения – надо увеличивать добычу и создавать запасы. Если же котировки пошли вниз, значит, предложение превышает текущие потребности рынка. Колебания в разнице между ценами на нефть и нефтепродукты подсказывают компаниям, когда следует увеличить загрузку заводов, чтобы удовлетворить выросший спрос на топливо. Отрасль, которая снабжает нас топливом, реагирует на изменения рыночной конъюнктуры быстрее и эффективнее, когда она ориентируется на колебания котировок. Они позволяют сохранять баланс и поддерживать работоспособность системы. Рыночные сигналы передаются мгновенно – как нервные импульсы в организме человека. Они позволяют отрасли оперативно принимать защитные меры, собираться с силами и восстанавливать равновесие. Цены на нефть и нефтепродукты формируют все остальные рынки и от стабильности в ТЭК зависит стабильность в первую очередь сельскохозяйственная отрасль , на 40 % зависящая от ГСМ , химическая , металлургическая , легкая и другие отрасли . В макроэкономических масштабах это можно описать сл образом : ласти распределяют доходы, но сигналы, которые обеспечивают поступление этих доходов, подает рынок. Чтобы заниматься распределением доходов по проверенным формулам, правительствам необходимо позволить рынкам функционировать,а ценам – меняться. Одной из отличительных особенностей рыночных реформ в Узбекистане является сохранение значительного государственного присутствия в экономической сфере. Активное госрегулирование используется для решения задач достижения экономической независимости и укрепления экономической безопасности. Были предприняты усилия по наращиванию добычи нефти, газа, повышению уровня самообеспечения страны зерном, энергоносителями, некоторыми другими ресурсами и товарами. Госрегулирование предполагает установление и контролирование цен и тарифов , контроль естественных монополий через соответствующие органы , установление налогов , выполняющих социальную функцию . Реализация этой стратегии позволила в значительной степени ослабить зависимость нашей экономики от внешних поставок определенных видов сырья, что также способствовало стабилизации динамики производства в условиях переходного периода.

Осуществляемые меры также  позволили достичь энергетической независимости  и из страны , в которую в 1992 г. ввозилось не менее 8 млн. т. Нефти ежегодно , мы превратились в энергонезависимое государство , идущее собственным путем развития и перехода к рыночным отношениям.

На данном этапе очень  важно , очень важно правильно сформулировать стратегии развития и определить приоритетность тех или иных задач . Одной из таких задач , на наш взгляд является эффективное ценообразование в нефтегазовой отрасли .   

 

 

 

 

 

 

1.2.История формирования цен на нефть

Эволюция  энергетического и нефтяного  рынков до начала 70-х годов прошлого столетия характеризуется восходящей ветвью «кривой                                                     Хабберта»(рис. 1)


 

 

 

 

 


 

 

 

Рис 1. Кривые Хабберта

Источник : Международная Энергетическая Хартия

Рост объёмов добычи был обусловлен открытием новых крупных месторождений  нефти, прежде всего, на Ближнем Востоке, освоение которых не требовало высоких  затрат. С исторической точки зрения, в эволюции рынка нефти и применяемых  на нём механизмах ценообразования  и структуре контрактов можно  выделить четыре основных периода . В течение первых трёх периодов на рынке преобладали различные формы олигополистического ценообразования: до 1970-х годов (на первых двух этапах) он характеризовался олигополией международных нефтяных (при активной поддержке их стран базирования), а на третьем этапе – олигополией 13 ведущих государств - производителей (ОПЕК). И только после обрушения цен на нефть в 1986 году такое ценообразование, диктуемое олигополией, сменилось биржевым.

«Семь сестёр» (1928-1947 гг.) (таблица 1)До 1970-х годов цепочка формирования стоимости нефти в международной торговле находилась практически под полным контролем «Семи сестёр». Они получали свою нефть главным образом в рамках долгосрочных договоров концессии с принимающими (в основном, развивающимися) странами и экспортировали её по долгосрочным контрактам.В течение данного периода преобладало трансфертное ценообразование. Это способствовало более широкому потреблению нефти в электроэнергетике, особенно в конкуренции с другими энергоносителями, такими как уголь. Конкуренция происходила на рынках конечных потребителей, однако применительно к самой нефти свободный рынок играл весьма ограниченную роль (3-5% мировой торговли нефтью) и использовался для точной регулировки баланса объёмов спроса и предложения на основе справочных цен, устанавливаемых «Семью сёстрами». Соглашение Акнакарри от 1928 года отводило каждой компании конкретную квоту на продажу нефти в сегментах рынка за пределами США. Его центральным элементом была так называемая «однобазовая система цен», известная как «Залив плюс фрахт» (под Заливом подразумевался Мексиканский залив), которая доминировала на нефтяном рынке до 1947 года. Оно способствовало росту рентабельности нефтяных операций «Семи сестёр» за счёт установления единой ценовой формулы для всех покупателей нефти за пределами США, по которой цена рассчитывалась как цена нефти ФОБ побережье Мексиканского залива США плюс действовавшие ставки фрахта от данного побережья до пункта сдачи независимо от происхождения фактических поставок. Соглашение Акнакарри разрешало основным нефтяным компаниям устанавливать цены на нефть исходя из высокого уровня цен нефти на внутреннем рынке США и обеспечивало им дополнительную прибыль ввиду эксплуатации чрезвычайно дешёвых запасов нефти на Ближнем Востоке. На внутреннем рынке США множество мелких американских не интегрированных нефтедобывающих компаний осуществляло деятельность с высокими предельным издержками. В целях сохранения большого числа компаний на внутреннем рынке правительство США защищало мелких производителей через регулирование внутренних цен на уровне «предельные издержки плюс», тем самым обеспечивая им приемлемую рентабельность операций. По этой причине формула Акнакарри, в основе которой лежала цена нефти ФОБ Мексиканский залив, обеспечивала защиту интересов как крупных, так и мелких и средних американских нефтяных компаний.

«Семь сестёр» (1947-1971 гг.)(таблица1)Административные расследования, проведённые в США и Великобритании после Второй мировой войны, вынудили «Семь сестёр» изменить «однобазовую систему цен». В 1947 году международные нефтяные компании приняли Персидский залив в качестве ещё одного базиса для расчёта цен. В порядке изменения Соглашения Акнакарри, была введена «двухбазовая система цен» нефти, в соответствии с которой ставки фрахта рассчитывались для поставок либо из Мексиканского залива, либо из Персидского залива, но во всех случаях в расчётах использовалась цена нефти ФОБ Мексиканский залив. Согласно новой формуле, дополнительная прибыль международных нефтяных компаний уменьшилась на величину фиктивных транспортных издержек, однако разница между предельно низкой себестоимостью добычи в Персидском заливе и предельно высокими затратами в США (цена ФОБ Мексиканский залив) сохранилась. Благодаря механизму трансфертного ценообразования, характерному для справочных цен, компаниям удавалось избегать налогообложения их дополнительной прибыли в принимающих странах и переводить её в свои центры прибыли в странах базирования. Данная формула известна как «два Залива плюс фрахт. Цены, устанавливаемые ОПЕК (1971-1986 гг.) В 1970-е годы контроль над отечественными нефтяными отраслями стран-производителей  перешёл к государствам ОПЕК. Почти вся нефть, поставлявшаяся на мировой рынок в этот период, реализовывалась в рамках не операций, совершаемых внутри компаний или между ними (бартер), а коммерческих сделок между независимыми участниками рынка по официальным ценам реализации государств-членов ОПЕК. Такие цены начали играть роль мировых. В подобных условиях происходил распад ранее существовавшей структуры по мере увеличения числа компаний, участвующих в операциях по торговле в сферах переработки / сбыта и промысловой деятельности. Если во времена «Семи сестёр» (см. таблицу 1) конкуренция имела место только в сфере конечного потребления, то в период доминирования ОПЕК (третий этап на таблице 1) она распространилась и на поставки нефти. Это стимулировало появление новых договорных форм торговли и большее разнообразие торговых операций .По мере сокращения доли объёмов цены стали устанавливаться на основе спотовых сделок. Спотовый рынок стал обеспечивать баланс спроса и предложения и начал использоваться в качестве ориентира для уровней цен как экспортёрами, так и импортёрами. Именно во время первого нефтяного кризиса 1973-1974 годов спотовый рынок впервые сыграл свою ценообразующую роль. После введения официальных цен реализации ОПЕК, формирование цен на нефть стало осуществляться по формуле «Персидский залив плюс фрахт». В качестве эталонной для официальных цен реализации в этот период, как правило, использовалась нефть Arabian Light на условиях ФОБ Рас-Танура с корректировкой (за счёт регулярных уточнений, производившихся государствами-членами ОПЕК) на динамику цен спотового рынка. Резкие колебания спотовых цен на нефть способствовали внедрению методов управления рисками в нефтяные операции. Необходимость унификации нефтеторговых операций (как одно из средств управления рисками) входила в число стимулов к началу применения контрактов на нефть и нефтепродукты на существующих товарных биржах (NYMEX) и к созданию специальных нефтяных бирж (IPE).К концу 1980-х годов сложилась нынешняя сложная договорная структура нефтяного рынка .В настоящее время мировые цены на нефть устанавливаются на нефтяной бирже , хотя при этом все прочие договорные формы, определявшие цену нефти на более ранних этапах, по-прежнему применяются, но уже не играют былой доминирующей роли.

Информация о работе Ценообразование в нефтяной промышленности