Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:57, курсовая работа
Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Цена — экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая, и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию.
Введение
1. Система ценообразования. Сущность цены и ее функции.
2. Системы и виды цен. Цены классифицируют по различным направлениям.
3. Реформирование системы ценообразования в России. Способы перехода к рыночному ценообразованию.
4. Либерализация цен в России и ее последствия.
5. Ценообразование и регулирование цен в зарубежных странах.
Заключение
Список литературы
-
розничные цены, по которым товары
реализуются конечному
-
закупочные цены, по которым государство
покупает продукцию у
-
цены и тарифы на услуги. Тарифы
могут относиться к сфере
(например, грузовые транспортные тарифы,
фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).
По способу отражения транспортных расходов:
-
цены франко-отправления (на товары
ограниченного производства и
разветвленной сети
-
цены франко-назначения, включающие
транспортные расходы до
По формам продаж:
-
контрактные (договорные) цены - цены
фактической договоренности
-
биржевые котировки - это уровень
цены товара, реализуемого через
биржу.
Цена биржевого товара складывается из
биржевой котировки и надбавки
(скидки) за качество, удаленность от места
поставки;
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).
Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:
1. С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);
2. Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
3.
С подачей заявок в
По стадиям продажи:
-
цены предложения (цены продавца,
или стартовые), по которым продавец
желает продать товар. Как правило,
это верхний предел диапазона
возможных цен этого товара (за
исключением аукционных и цен
подряда), который корректируется
в ходе переговоров с
(машин, оборудования) цены предложения
- единственный источник информации об
уровне цен на рынке;
-
цены спроса, по которым покупатель
заинтересован приобрести
-
цены реализации (сделки, продажи, покупки)
- фактические, или номинальные, цены.
Их следует отличать от
По степени регулирования:
-
жестко фиксированные (основной
тип цен в условиях
-
регулируемые (допускаются изменения
в определенных пределах, устанавливаются
государством, как правило, на продукты
повышенного социального
- свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).
По степени устойчивости во времени:
-
твердые: устанавливаются при
-
подвижные: зафиксированная в договоре
цена меняется в момент
- скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
- с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
1.
Расчетные цены, которые обосновываются
поставщиком для каждого
2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
3.
Цены прейскурантов и ценников.
Прейскуранты выпускаются, как правило,
производителем для готовых
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
- трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
-
мировые (выступают в качестве
условной средней стоимости
Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:
- скидки за оплату наличными;
- сезонные скидки за покупку вне сезона;
-
скидка за количество или
-
скидка за оборот (бонусная) по
определенной шкале в
- дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
-
постоянным клиентам за «
- сконто - за предварительную оплату;
- специальные скидки на пробные партии и заказы;
-
скидки за возврат ранее
-
скидки при продаже
- экспортные скидки иностранным покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;
-
скидки за потери при усушке,
утруске, сортировке, за повышенное
количество грязи (сухофрукты), потери
жидких товаров при
- надбавка за индивидуальность заказа;
-
надбавка за повышенное
- надбавка за рассрочку платежа;
-
надбавка за дополнительные
- наценки за упаковку, тару.
В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.
Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и необузданности. В большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых цен (торговые фирмы могут несколько изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках).
Снижение
доли фиксированных цен сопровождается
ростом эффективности экономического
(налогового) регулирования цен. НДС используется
более чем в
40 странах мира (в 17 членах ЕЭС) и считается
эффективной формой налогообложения благодаря
универсальности, стимулированию роста
доходов, а не расходов. Во Франции, например,
с 1989 г. действуют три ставки НДС:
5,5% - на товары и услуги первой необходимости;
18,6% - на все товары и
28% - на предметы роскоши, алкоголь, табак.
По соглашению в рамках ЕС в дальнейшем останутся только две ставки - нормальная и сниженная. Кроме того, от уплаты НДС освобождаются мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной деятельности, льготы по НДС имеют предприятия, выпускающие продукцию социального характера и инвестирующие науку.
Кроме
экономического регулирования цен широко
применяется система административных
(законодательных) мер. Нарушители подвергаются
судебному наказанию в виде штрафа или
тюремного заключения. Например, в США
законодательно запрещены ценовые соглашения
между производителями, оптовой и розничной
торговлей, контролирование производителями
и оптовиками розничных цен на свои товары.
В Австрии министр экономики устанавливает
либо верхний предел цен социально значимых
товаров и услуг, либо «ножницы» цен. Контроль
осуществляют местные органы самоуправления
и «социальные партнеры» (профсоюзы и
др.). Во Франции широко применяются обязательства
между финансовой администрацией и конфедерациями
предприятий, определяющие предельные
уровни или индексы цен на некоторые товары,
улучшение качества как условие роста
цен на новую продукцию и т. д. Для усиления
контроля государство субсидирует ассоциации
потребителей. Контроль ужесточается
при обострении инфляции (например, в 1980-1981
гг., когда инфляция достигала 10
%).
Инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:
-
инфляционный спрос (в России
это выпуск не обеспеченных
товарами денег, покрывающих дефицит
государственного бюджета; непроизводительные
расходы государства; рост денежных
доходов населения, опережающий
увеличение производства и
-
рост уровня издержек (например,
рост цен на сырье, переориентация
продукции в связи с
Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, например торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.
3.Реформирование системы ценообразования в России. Способы перехода к рыночному ценообразованию.
Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.
В
государственной экономике нет жесткой
связи между ценой, спросом и предложением
товаров. Расширение производства, как
правило, осуществляется без учета цен
и перспектив спроса. Оно является прерогативой
государственных органов, которые централизованно
решают, где, как и в каком объеме увеличить
предложение. Спрос в условиях централизованной
управляемой экономики теряет свои имманентные
функции. Он в своей производственной
части, определен сверху, вне взаимодействия
продавцов и покупателей.
Потребительский спрос более свободен
по сравнению с производственным спросом,
но и он фиксируется государством посредством
политики в области заработной платы.
Функции рынка берет на себя государство.
В плановой экономике, как и в рыночной, уменьшение цены товара приводит к увеличению спроса. Но совсем по другому ведет себя предложение. Его объем в условиях плановой экономики определяется не рынком, а центральными органами. Он остается неизменным независимо от цены. Разница между плановой и рыночной экономикой заключается в кривой предложения. При плановой экономике кривая предложения является вертикальной, а при рыночной она выглядит отлогой, и степень отлогости зависит от цены и эластичности предложения.
При государственной системе распределения, ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления оказалась не способна, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения. В результате характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Расточительство, не имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством централизованно управляемой экономики.
Эти и другие недостатки административно-командной системы обусловлены недооценкой роли рынка, игнорированием такой мощной рыночной силы, побуждающей всех производителей соперничать между собой и совершенствовать производство, как конкуренция. Все это свидетельствует о достаточно серьезной роли государства в рыночной экономике.
Общая философия разграничения плана и рынка очень важна для понимания того, что, ставя перед собой цель перехода к новой системе отношений, вступая в рыночную экономику, нельзя обольщаться иллюзиями, что мы вступаем в систему более простых, «прозрачных» экономических отношений. Система рыночных отношений многослойна, но она имеет важное преимущество в том, что в отличие от плана и целеполагания свободна от идеалистических представлений и иллюзорных прогнозов и поэтому более реалистична.
Даже беглое описание рынка показывает, что цена занимает особое место в этой сложной структуре. Вместе с тем она не может быть самодавлеющей, хотя ее роль весьма значительна. Она, естественно, не единственный инструмент рынка, а в определенных условиях и не самый главный элементу Ранжирование важности экономических регуляторов — очень крупная практическая и научная проблема как должны воздействовать регуляторы, какие из них играют большую роль, какова взаимозависимость между ними? Особо остро эти вопросы стоят при переходе от одной экономической системы к другой, т.е. в процессе создания основ функционирования рынка, перехода от административной к рыночной системе.