Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:01, лекция

Краткое описание

Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.Предназначено для студентов средних специальных и высших учебных заведений.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1. Предпринимательство как основное звено рыночной экономики
1. Структура национальной экономики
2. Понятие и черты предпринимательской деятельности
3. Этапы развития предпринимательства
4. Формирование целей развития предприятия и средств их реализации
5. Функции предпринимательства
6. Сфера предпринимательства
7. Виды предпринимательской деятельности
8. Инфраструктура рынка
9. Производственное предприятие как основа экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Предприятие, его сущность, виды, функции
1. Классификация предприятий
2. Структура и инфраструктура предприятий
3. Внутренняя и внешняя среда предприятия
4. Организация производственного процесса на предприятии
5. Предпринимательские права и обязанности предприятия
6. Классификация участников предпринимательской деятельности в соответствии с ГК РФ
7. Коммерческие и некоммерческие организации
8. Малые и крупные предприятия, их взаимодействие
9. Предпринимательские ассоциации и союзы
ЛЕКЦИЯ № 3. Основные фонды предприятия
1. Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия
2. Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования
3. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация
4. Эффективность использования основного капитала
ЛЕКЦИЯ № 4. Оборотные средства предприятия
1. Сущность и структура оборотного капитала
2. Источники формирования оборотного капитала
3. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств
4. Расчет норм и нормативов оборотных средств по основным элементам
5. Использование отходов производства
ЛЕКЦИЯ № 5. Персонал предприятия
1. Трудовые ресурсы
2. «Рабочая сила» в производстве. Структура рабочей силы
3. Рынок труда
4. Государственное регулирование рынка труда
5. Наем рабочей силы
6. Производительность труда
7. Организация, нормирование и оплата труда
8. Мотивация труда
ЛЕКЦИЯ № 6. Калькулирование себестоимости
1. Сущность себестоимости и ее экономическое значение
2. Классификация затрат, образующих себестоимость продукции, и методы их расчета
3. Постоянные, переменные и общие издержки производства
4. Определение предельных издержек производства
5. Смета затрат и калькулирование себестоимости отдельных видов продукции
ЛЕКЦИЯ № 7. Товар, деньги и ценообразование на предприятии
1. Товар. Товарная политика
2. Деньги и их функции
3. Методы ценообразования
4. Виды цен
ЛЕКЦИЯ 8. Имущество и прибыль предприятия
1. Уставный капитал и имущество предприятий
2. Финансовые ресурсы предприятия
3. Доходы и расходы предприятия
5. Сущность прибыли, ее структура
6. Источники формирования и направления использования прибыли
ЛЕКЦИЯ № 9. Инвестиции и инновации
1. Понятие инвестиций
2. Воспроизводственная структура инвестиций
3. Источники инвестиций
4. Кредитное обеспечение инвестиций
5. Расчет эффективности инвестиций
6. Понятие и классификация инноваций
7. Субъекты инновационной деятельности
ЛЕКЦИЯ № 10. Стратегия и риск на предприятии
1. Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия
2. Риск в деятельности предприятия
3. Установление сильных и слабых сторон деятельности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 11. Планирование деятельности предприятия
1. Сущность планирования
2. Виды планов
3. Нормативная база планирования
4. Теория оптимального объема выпуска продукции
5. Содержание плана производства предприятия
6. Методика и порядок планирования
7. Основные показатели плана производства
8. Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы
9. Планирование производственной мощности предприятия
10. Подготовка нового производства
11. Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия
ЛЕКЦИЯ № 12. Конкурентоспособность предприятия
1. Понятие конкуренции
2. Методы оценки конкурентоспособности
3. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 13. Логистика на предприятии
1. Определение, понятие, задачи и функции логистики
2. Факторы и уровни развития логистики
ЛЕКЦИЯ № 14. Результативность деятельности предприятия и его экономический рост
1. Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки
2. Важнейшие факторы экономического роста предприятия (внешние и внутренние), организационно-экономические факторы
3. Качество, стандарты качества
ЛЕКЦИЯ № 15. Эффективность и ее оценка
1. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета
2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика предприятия. Конспект лекций..doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние  базы для собственных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.

Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих  факторов:

1) ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции. Предприятие само способно контролировать повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства, а следовательно, и ресурсного фактора роста конкурентоспособности;

2) ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства;

3) «фактора среды» – в данный фактор, по мнению автора, входят такие составляющие, как: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.

Исходя  из данной классификации факторов конкурентоспособности  предприятия предприятие не может  контролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство  государства в экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает все большее значение.

Деятельность  любого предприятия находится под  воздействием как факторов, которые  возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.

Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:

1) потенциал маркетинговых служб;

2) научно-технический потенциал;

3) производственно-технологический потенциал;

4) финансово-экономический потенциал;

5) кадровый потенциал (структуру, профессионально-квалифицированный состав);

6) эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;

7) уровень материально-технического обеспечения;

8) условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;

9) уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;

10) подготовку и разработку производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;

11) эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;

12) уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;

13) уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами следует понимать:

1) меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику, инвестиционную политику, участие в международном разделении труда); административного характера (разработку, совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации, правовую защиту интересов потребителей);

2) основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

3) деятельность общественных и негосударственных институтов;

4) деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия  представляет собой совокупность, с  одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны – внешних по отношению к нему факторов.

В России управление деятельностью предприятий  и обеспечение им должного уровня конкурентоспособности в условиях расширения их прав и обязанностей и необходимости адаптации к  изменениям проходят весьма сложно.

Гибкое  приспособление к внешней среде, которая в нашей стране играет важную роль, – одно из условий функционирования субъекта экономики. В настоящее время значение факторов внешней среды повышается. Необходим подбор четко определенного конкретного набора факторов, оказывающих влияние на работу предприятия в конкретный период времени.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 13. Логистика на предприятии

1. Определение, понятие, задачи и функции логистики

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Существуют  два принципиальных направления  в определении логистики.

Одно  из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.

Другое  направление характеризуется более  широким подходом: кроме управления операциями по продвижению товара, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

В современных  условиях выделяют несколько видов  логистики:

1) логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);

2) производственную логистику;

3) сбытовую (маркетинговую, или распределительную) логистику.

Неотъемлемой  частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей передачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.

Логистическая система подразделяется на макро– и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика  решает локальные вопросы в  рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.

Главной задачей логистики является разработка тщательного взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

Одна  из основных задач логистики заключается  также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.

В соответствии с современными задачами логистики  различают два вида ее функций: оперативные  и координационные.

Оперативные функции – управление движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.

Координационные функции – выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

2. Факторы и уровни развития логистики

Развитие  логистики определили следующие  факторы:

1) усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

2) создание гибких производственных систем.

Значительное  воздействие на развитие логистики  оказал переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в  стратегии производства и системах товародвижения.

Формирование  концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. В соответствии с первой проблема товародвижения стала рассматриваться  как комплексная, что, кроме прочего, означало то, что удовлетворительный результат не может быть получен при акценте на какую-либо из сторон деятельности интересующей нас сферы.

Важнейшее требование теории заключается в  обязательном анализе всех составляющих системы товародвижения, их внутренних и внешних взаимосвязей.

Важную  роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический  прогресс в средствах связи и  информатики.

Автоматическая  система контроля четко следит за такими показателями процессов, как  наличие полуфабрикатов и выпуск готовой продукции, состояние производственных запасов, объем поставок материалов и комплектующих деталей, степень выполнения заказов, место нахождения грузов на пути от производителя до потребителя.

С помощью  «компьютерной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с конкурентами.

В реальной экономике системы логистики  в рамках различных производственных объединений по объективным причинам находятся на разных стадиях или уровнях развития.

Для первого  уровня развития логистики характерен ряд моментов: предприятие работает на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна.

Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня развития, характерно управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики.

Системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки  сырья до обслуживания конечного  потребителя продукции.

К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование  сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья, проектирование систем логистики.

Число компаний, использующих логистические системы четвертого уровня развития, пока еще невелико.

Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с  операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов.

Управление  системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирования.

Работа  системы оценивается с учетом требований международных стандартов.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 14. Результативность деятельности предприятия и его экономический рост

1. Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки

Основным  результатом производственно-хозяйственной  деятельности предприятия за определенный промежуток времени является чистая продукция, т. е. вновь созданная стоимость, а конечным финансовым результатом коммерческой деятельности – прибыль.

Результативность  деятельности предприятия и критерии ее оценки можно сгруппировать по следующим пунктам:

1) управление оборотными средствами: эффективность управления оборотными средствами. Характеризуется показателями оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство и других, применением научно обоснованных методов расчета потребности в оборотном капитале, соблюдением установленных нормативов, увеличением долей активов с минимальным и малым риском вложения;

2) управление капиталом, вложенным в основные средства: эффективность использования основных фондов. Характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда и др.;

Информация о работе Экономика предприятия