Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:20, курс лекций
Экономика – это наука, в переводе с Др. Греческого – умение управлять домашним хозяйством.
Экономика – это хозяйство всей страны, либо какой-то системы предприятий, либо хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия. Это наука, т.е. система определенных знаний.
Экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производственных сил общества. В зарубежной экономической литературе характеризуют экономику, как искусство выбора рационального образа действий из ряда имеющихся у людей потенциальных возможностей с учетом ограниченности ресурсов, т.е. выбор предпочтительного из возможного.
Предприятие – это хозяйствующий субъект определенного типа, в отличие от аналогичных объектов других типов, а именно: союзов, ассоциаций, объединений, концернов, являющиеся юридическим лицом, обладают хозяйственной самостоятельностью. Таким образом, экономика предприятия – это наука о правилах хозяйствования на предприятии.
При переходе общества к рынку проявляется такой классификационный признак, как степень свободы от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен:
1.) свободные цены;
2.) регулируемые цены;
3.) фиксированные цены.
Классификация цен в зависимости от степени новизны товара. В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.
При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий – «снятие сливок» или «проникновение на рынок».
- Цена «снятия сливок». Согласно этому методу с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене. Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей.
- Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии.
- «Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы.
- Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.
- Цена с возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактических издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле
Ц = И + Р + Н (И + Р),
где И – издержки производства;
Р – административные расходы и расходы по реализации;
Н – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.
- Престижная цена устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (например, одежда модельеров Зайцева, Юдашкина), обладающие уникальными свойствами (в данном случае – модели). Цены устанавливаются на очень высоком уровне.
Ценообразование на фирме – сложный и многоэтапный процесс. Этапы процесса ценообразования:
Выбор цели. Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости фирмы, максимизация прибыли и удержание рынка.
Обеспечение выживаемости – главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами.
Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены – цены проникновения.
Цель, основанная на максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей:
- установление фирмой на ряд лет стабильного дохода, соответствующего размеру средней прибыли;
- расчет роста цены, а следовательно, и прибыли в связи с ростом стоимости капиталовложений;
- стремление к быстрому получению первоначальной прибыли, так как компания не уверена в благоприятном развитии бизнеса или ей не хватает денежных средств.
Абсолютная прибыль – это доход, который получает продавец от реализации всех товаров за вычетом расходов.
Относительная прибыль - это доход, который получает продавец от реализации одного изделия.
Цель, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.
Определение спроса - следующий важный этап установления цены. Его нельзя устранить или отложить, так как совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Определяя величину спроса на свою продукцию, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения. На величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяются потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и предпочтения и т.п.
Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, устанавливаемой фирмой. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную величину цены. Это важно учитывать при снижении цены, когда появляется угроза понесения убытков из-за установления уровня цен ниже издержек.
Анализ цен конкурентов. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются покупки фирм-конкурентов. Затем проводится сравнительный анализ, цен, товаров и их качеств у конкурентов и данной фирмы. Фирма может использовать полученную информацию как исходную для ценообразования и определения своего места среди конкурентов.
Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены. Пройдя все указанные этапы, фирма может приступить к определению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать се издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли.
Возможны три варианта установления уровня цены:
- минимальный уровень, определяемый затратами;
- максимальный уровень, сформированный спросом;
- оптимально возможный уровень цены.
Наиболее распространенными методами установления цен являются следующие:
- метод установления цены товара на основе издержек производства;
- метод дохода на капитал (базируется на издержках производства продукции, а также на получении запланированного дохода на капитал);
- определение цен с ориентацией на спрос (производитель исходит из того, что потребитель определяет отношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с аналогичными покупателями конкурентов);
- установление цены на уровне текущих цен (данный метод применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции).
Установление окончательной цены.
Налоговая система
Понятие налога. Элементы налога
В экономическом смысле под налогами понимаются обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленных порядке и размерах.
Понятие налога следует рассматривать с точки зрения совокупности определённых взаимодействующих составляющих его элементов. Выделяют следующие десять основных элементов налога.
Налоговая норма – общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определённом порядке компетентным государственным органом.
Субъекты налогообложения, к которым относятся налогоплательщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками понимаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Объектами налогообложения могут являться доходы, товары, услуги, различные формы накопленного богатства или имущества. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твёрдыми и процентными. Твёрдые ставки представлены в виде абсолютных сумм, взимаемых с объекта обложения. Процентные ставки налога означают взимание в форме налога определённой доли стоимости объекта обложения.
Налоговый период устанавливается для того, чтобы обеспечить временную определённость существования налога. Налоговым периодом может быть календарный год, квартал, месяц, декада, иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки на налогоплательщиков. По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:
необлагаемый минимум объекта налога;
изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
понижение налоговых ставок;
вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
прочие налоговые льготы.
Налоговый оклад- это подлежащая взиманию сумма налога.
Срок уплаты налога- это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.
Под источником налога подразумевается тот экономический показатель, за счёт которого производится уплата налога. К источникам налога относятся надбавка сверх цены продукции, себестоимость продукции (работ, услуг), финансовый результат деятельности, чистая прибыль, чистая прибыль.
Функции налогов
Развитие налоговых систем определило четыре основные их функции:
1. Регулирующая функция. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
2. Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
3. Распределительная (или перераспределительная). Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер(установление прогрессивных ставок налогообложения, направление значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите).
4. Фискальная функция. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Виды налогов
Налоги делятся на:
прямые и косвенные;
федеральные, региональные, местные;
налоги с физических и юридических лиц.
По способам взимания различают налоги прямые и косвенные. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество), а к косвенным – налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.
Эффективность обложения прямыми налогами зависит от способности граждан и предприятий вносить те или иные назначенные платежи в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т.д.
Иное дело, косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения иным способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции и, таким образом, налоговое бремя (величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика) несут те, кто покупает данные товары.
Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но в конце концов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар и пользующимися услугами.