Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:20, курс лекций
Экономика – это наука, в переводе с Др. Греческого – умение управлять домашним хозяйством.
Экономика – это хозяйство всей страны, либо какой-то системы предприятий, либо хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия. Это наука, т.е. система определенных знаний.
Экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производственных сил общества. В зарубежной экономической литературе характеризуют экономику, как искусство выбора рационального образа действий из ряда имеющихся у людей потенциальных возможностей с учетом ограниченности ресурсов, т.е. выбор предпочтительного из возможного.
Предприятие – это хозяйствующий субъект определенного типа, в отличие от аналогичных объектов других типов, а именно: союзов, ассоциаций, объединений, концернов, являющиеся юридическим лицом, обладают хозяйственной самостоятельностью. Таким образом, экономика предприятия – это наука о правилах хозяйствования на предприятии.
К качественным признакам относят:
1. по организационно-правовой форме – это комплекс
юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятий, а также между предприятиями и другими внешними по отношению к ним субъектов хозяйственной деятельности и органами государственной власти.
2. по форме собственности делятся на частные, коллективные,
муниципальные и другие формы собственности.
3. по видам деятельности.
4. деление предприятий на коммерческие и некоммерческие.
Цель деятельности коммерческих предприятий – получение
прибыли. Некоммерческие – союзы, объединения, фонды, их цель уставная (соблюдение устава). Прибыль распределяют для дальнейшего развития.
1. отраслевая принадлежность.
Экономическая среда предприятия.
Экономическая среда предприятия – это среда обитания предприятия, которая представлена на схеме 1.
Схема 1.
1 |
| 2 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
предприятие
|
7 |
| 8 |
| 9 |
| 10 |
Верхние элементы (1-6) – это элементы внешней среды предприятия.
Нижние элементы – это элементы внутренней среды предприятия.
1. Элемент устойчивого развития;
2. Элемент технического развития;
3. Политические факторы;
4. Социальные факторы;
5. Международные факторы;
6. Государство;
7. Потребители;
8. Поставщики;
9. Конкуренты;
10. Профсоюзы.
Все факторы взаимосвязаны и весьма подвижны, в какой – то степени
неопределенные. Взаимосвязь факторов – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Рассмотрение фактора не может производиться изолированно, а только во взаимодействии с другими и с учетом динамики.
Подвижность экономической среды – это скорость, с которой происходит изменение в окружении организации. Исследователи утверждают, что объем изменения огромен, но в различных секторах экономической среды объем различен.
Неопределенность – это функция, зависящая от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора экономической среды.
Все факторы экономической среды можно классифицировать на факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относятся поставщики, потребители, конкуренты и профсоюзы.
К косвенному воздействию – государство, элементы технического развития, элементы устойчивого развития, политические, социальные, международные факторы.
Потребители определяют для предприятия какие товары, продукция и услуги для них предпочтительнее, т.е. предприятие косвенно преследует цель создания, так называемого, своего потребителя, так как от этого зависит его выживание на рынке, т.е. его реализация товаров, услуг и продукции.
Поставщики – это предприятия и отдельные предприниматели, принимающие участие в процессе материально-технической деятельности предприятия. Выбор поставщиков определяется ценами на их продукцию, ее качеством, местом расположения поставщика, а также договорными условиями.
Конкуренты – это факторы экономической среды, с которыми приходится бороться предприятию за потребителя, за завоевание более прочных позиций на рынке. Чтобы обеспечить свое существование, необходимо серьезно изучать стратегию конкурентов в отношении производства товаров, а также механизм ценообразования, системы их распределения.
Профсоюзы – они работают в сфере улучшения условий труда, повышения зарплаты, социальных гарантий работающих и безработных. Эти цели реализуются путем заключения договоров с администрацией на предприятии, тарифных соглашений, которые формируются на уровне страны, региона, отрасли.
Факторы косвенного воздействия. Факторы косвенного воздействия влияют столь же существенно, как и факторы прямого воздействия. Возможность охарактеризовать их, спрогнозировать их последствия для предприятия очень трудоемкая задача. Эти факторы не поддаются формальному описанию, требуют большого объема информации, которая порой не имеет однозначного толкования и трудно измерить количественно.
Факторы устойчивого развития (экономические). Основными являются экономический рост, уровень безработицы, инфляция.
Если в стране наблюдается рост средств производства и предметов потребления товаров и услуг, то это открывает огромные возможности для предприятия. При экономическом спаде в стране увеличиваются запасы нереализованной продукции. Иногда наблюдается спад, сокращается производство товаров и услуг, а также численности рабочих. Экономический рост в стране приводит к снижению безработицы, к использованию высококвалифицированных работников. Оказывает негативное влияние на его рост, повышает спрос на товары и услуги, что необходимо учитывать предприятию.
Технические факторы оказывают большое влияние на экономику предприятия, т.к. этот фактор в значительной степени мобильный, он имеет тенденцию к изменению, совершенствованию, которая позволяет предприятию успешно функционировать на рынке. Под влиянием научных прогнозов происходит качественное изменение материально-технической базы производства. Эти факторы приводят к росту производительности труда, снижению себестоимости, повышению качества продукции.
Международные факторы. Экономические отношения между странами оказывают влияние на деятельность предприятия. Формы сотрудничества могут быть различными – это международная торговля товарами и услугами, межстрановая кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов, зарубежные инвестиции, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения.
Политические факторы. Определяют политическую обстановку и степень стабильности общества. Нестабильность политической ситуации оказывает влияние на функционирование федеральных законодательных органов в отношении деятельности предприятия.
Производственные и организационные основы предприятия.
1. Производственный процесс – один из механизмов управления
экономикой предприятия.
2. производственный цикл оказания услуг и его влияние на экономику предприятия.
3. Производственная структура предприятия.
4. Организационная структура предприятия.
5. Экономические методы управления предприятиями.
1. Любое предприятие в большей или в меньшей степени имеет в своем
составе производственные звенья. Без из анализа трудно измерить результативность использования всех факторов производства экономики предприятия. Материальное производство продукции независимо от типа и специализации предприятия в большем или меньшем объеме включают в себя следующие компоненты: персонал, средства труда, предметы труда, информационно - техническую и научную информацию, а также само место производства.
Таким образом, производственный процесс в конкретном случае представляет целенаправленное действие, которое с помощью имеющихся на предприятии средств производства, предметов и орудий труда изготавливает пользующуюся спросом продукцию, работы и услуги.
Техническая и организационная экономическая характеристика производственного процесса определяется прежде всего видом продукции, объемом производства, типом и видом, применяемой технологии и техники, классификацией работников и уровнем специализации предприятия.
Производственные процессы подразделяются на основные и вспомогательные.
Основные - связаны с превращением предметов труда в готовую продукцию.
Вспомогательные обеспечивают производственную инфраструктуру предприятий и косвенно воздействует на процесс производства продукции. Производственный процесс состоит из множества технологических процедур, которые совершаются при изготовлении готового продукта.
Производственная операция – это частичка производственного процесса , элементарное действие, направленное на преобразование элементов труда или отдельных частей производственного процесса, которые выполняются на одном рабочем месте, совершенствуются с помощью одних и тех же орудий труда. В зависимости от технической оснащенности, профиля производства, операции делятся на ручные, машинно-ручные, машинные и аппаратные.
Все виды различаются по участию рабочих в выполнении этих операций.
Ручные выполняются работниками с применением элементарных механизмов и требуют постоянного присутствия рабочего.
Машинно-ручные. При их производстве используются машины и механизмы при непрерывном и непосредственном участии рабочих.
Машинные выполняются полностью машинами, а рабочие участвуют лишь в контроле выполнения операций.
Аппаратные совершаются в различных печах, резервуарах. Рабочие не участвуют в операциях, но наблюдают за исправностью оборудования и режимом работы.
Основу организации производственных процессов составляет различное сочетание во времени и пространстве основных и вспомогательных операций.
2. Производственный процесс независимо от производственных
факторов совершается в пространстве и во времени.
Законченный процесс производственных операций, при изготовлении изделий, работ и продукции предприятия называется производственным циклом.
Производственный процесс измеряется длиной пути в метрах и сантиметрах и времени, в течение которого происходит весь путь выполняемых работ и услуг. Чем короче путь изготовления продукции, тем меньше расходы на межоперационную транспортировку, требуется меньше производственных площадей, и как правило времени на его изготовление.
Интервал времени от начала первой производственной операции до окончания последней, называется продолжительностью производственного цикла во времени.
Время на оказание услуги включает: время на прием заказа, время на производство услуги, время выдачи заказа.