Экономическая безопасность и государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики. Постепенно, развитие военных техники и технологии привело к практической невозможности ведение войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентноспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран. В этих условиях одним из центральных понятий национальной безопасности становится экономическая безопасность.

Содержание

Введение…………………………………………………………...3
1.Экономическая безопасность - необходимое условие обеспечения стабильности политической и социальной систем любой страны….…4
2. Государственное регулирование экономикой как основа экономической безопасности страны………………………………………………..11
а) Необходимость государственного регулирования экономики..11
б) Субъекты экономического регулирования……………………..12
в) Объекты государственного регулирования экономики………..15
г) Цели и инструменты (средства) государственного регулирования экономики…………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

государственное регулирование экономики.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 


 


государственное регулирование экономики

 

 

 

 

Тема 26 «Экономическая безопасность и государственное регулирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение…………………………………………………………...3

1.Экономическая безопасность - необходимое условие обеспечения стабильности политической и социальной систем любой страны….…4

2. Государственное  регулирование экономикой как  основа экономической безопасности страны………………………………………………..11

а) Необходимость государственного регулирования экономики..11

б) Субъекты экономического регулирования……………………..12

в) Объекты государственного регулирования экономики………..15

г) Цели и инструменты (средства) государственного регулирования экономики…………………………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………..21

Список использованной литературы……………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики. Постепенно, развитие военных техники и технологии привело к практической невозможности ведение войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас   становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентноспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран. В этих условиях одним из центральных понятий национальной безопасности становится экономическая безопасность.

Экономическая безопасность  - по определению ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7 июля 1995 г. «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям». Как показывает практика  для  сохранения и поддержания экономической безопасности нужна продуманная политика государственного регулирования экономики.

Цель работы – попытаться раскрыть взаимосвязь понятий  экономической безопасности и государственного регулирования экономикой в современном мире.

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая безопасность - необходимое условие обеспечения  стабильности политической и  социальной систем любой страны.

 

Категорию экономической безопасности государства отличает совокупность количественных и качественных характеристик действующих экономических, социально-демографических и технологических отношений. Она отображает, с одной стороны, реальное состояние экономической жизнеспособности государства, с другой - характеризует взаимосвязь между экономической теорией и политикой государства.

Экономическую политику государства следует рассматривать как систему целенаправленных действий со стороны правительства страны, с помощью которых достигаются намеченные цели и задачи в интересах всего общества.

Экономическая безопасность государства выступает и в качестве критерия действенности (эффективности) экономической политики государства.

В целом же состояние экономической безопасности государства характеризует:

    • общий уровень экономики страны;
    • наличие и уровень угроз государству, обществу и лицу;  
      эффективность экономической политики государства и государственного регулирования экономики;
    • полноту реализации функций государства.

«Из этого можно сделать, по меньшей мере, два концептуальных вывода:

1) экономическая  безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой  экономики, то есть наряду с  государственными способами защиты  она должна защищать себя сама  на базе высокой производительности труда, качества продукции, конкурентоспособности и т.п.;

2) обеспечение  экономической безопасности государства  не может осуществляться сугубо  рыночными механизмами саморегуляции; формироваться и поддерживаться она должна всей системой механизмов саморегулирования и регулирования, т.е. с помощью государственных органов и институтов рынка».1

Если рассматривать экономическую безопасность государства как системную категорию, - совокупность элементов, которые образуют определенную целостность, то можно согласиться с учеными, считающими, что главное системное требование экономической безопасности государства состоит в обеспечении развития экономики страны, как минимум - в образовании предпосылок для ее выживания.

Нужно учитывать, что экономическая безопасность государства отображает также  степень экономического риска. Система экономической безопасности государства должна предусматривать управление риском как комплекс мер по предотвращению возможных критических ситуаций.

Конструкция модели механизма обеспечения экономической безопасности не может быть полной и объективной без учета проблем экономической преступности, ее природы, причин, масштабов, главных тенденций и т.п.

Экономическая безопасность государства предусматривает также определенную систему защиты жизненных интересов, обеспечение защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. В свою очередь, сама угроза рассматривается как совокупность действий, условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам государства. Для создания эффективного механизма защиты необходимо выяснить, что именно угрожает экономической безопасности, где находится источник возникновения опасности, каким образом конкретные угрозы влияют на состояние экономических отношений.

В условиях «преодоления общего кризиса, который все еще переживает Россия, когда по всем основным критериям состояния общества достигнуты или превышены критические значения параметров национальной безопасности, разработка любой программы первоочередных или долгосрочных мероприятий по обеспечению экономической безопасности государства и практические действия в этом направлении должны опираться на четкое осознание реальных угроз».2

В этом плане специалисты справедливо отмечают, что путь построения экономической безопасности государства состоит в единстве оценки степени уязвимости экономики и возможности материализации угрозы.

Система угроз чаще всего выступает как динамическая система причинно-следственных связей с большим количеством контуров обратных связей, наличие которых может значительно усилить результаты реализации любой угрозы экономической безопасности государства.

Особенность эта наиболее заметно проявляется в процессе становления государства, что характеризуется наличием большого числа глобальных и локальных угроз его экономической безопасности и быстро возрастающими кризисными ситуациями. Системность всей совокупности угроз объективно требует комплексного, системного подхода к решению вопросов обеспечения экономической безопасности государства.

Исследователи выделяют эти основные угрозы в несколько общих массивов.

1. Угрозы, возникающие  вследствие противоречий между  новыми рыночными отношениями, которые начинают формироваться на основе экономических механизмов регулирования хозяйственной системы, и остатками значительного наличия элементов административного управления экономикой. Здесь следует отметить и определенная зарегламентованности предпринимательской деятельности, государственной монополизации отдельных секторов экономики, деформированной налоговой политики (особенно во второй половине 90-х годов 20 века). В этих условиях как правило выживают в большинстве своем лишь теневые структуры; остальные экономико-правовая среда выталкивает с экономической орбиты.

Теневая экономика выступает как альтернативная форма хозяйственной деятельности, и ее масштабы зависят от уровня эффективности и способности легальной экономики удовлетворять потребности населения, обеспечить рост прибыли. Интенсивное расширение сферы влияния теневого капитала - системная угроза для экономики страны, содействующая разгулу коррупции и организованной преступности. Возникает необходимость обеспечения безопасности всех форм хозяйствования легальной сферы, что невозможно без учета объема деятельности теневого сектора.

2. Другая группа угроз, источником которых выступает несоответствие нормативно-правовой базы регулирования «переходных» отношений содержанию и характеру последних. В системе экономических отношений главное место занимают отношения собственности. В Украине реально господствующие формы собственности не имеют адекватных им правовых и иных механизмов реализации, что усиливает противоречия в системе экономических интересов. Последствием стал рост антагонизма между субъектами власти частных и государственных структур, дальнейшее углубление системного кризиса.

Сфера отношений собственности в рыночных условиях основывается на частной собственности, носителем которых выступает конкретное лицо (индивид). Поэтому обеспечение его экономической безопасности выступает одной из первичных задач государства.

Решение этой задачи требует наличия особого механизма, который обеспечил бы относительную стабильность доступа к ресурсам как формы реализации права собственности.

В этом механизме объединяются охрана права собственности на конкретный объект с регламентированием перехода этого права от одного индивида к другому. При этом возникает необходимость во властном органе, который взял бы на себя поддержание бесперебойного функционирования этого механизма.

3. Третий блок  угроз формируется в рамках  системы управления на базе противоречий между провозглашенными целями экономических реформ и методами их достижения. Обеспечение экономической безопасности связано с взаимодействием, координацией государственного регулирования и рыночной саморегуляции, общих и частных интересов. Последние реализуются через рыночный механизм с присущими ему элементами случайности и бессистемности. Вопросы же государственной экономической безопасности — это проблемы такого уровня, для рассмотрения которых необходима система, организованность и субординация. Поэтому решением их должно заниматься государство, отстаивающее сферу общих интересов. В таких случаях надежды лишь на рыночные механизмы неоправданны.

«Самоустранение государства от регулирования рыночных отношений, ориентация на западные модели реформ без учета особенностей российской действительности, полная либерализация внешнеэкономической деятельности, отказ от защиты отечественного производителя, все это на определенном этапе обусловило катастрофическое сокращение экономического потенциала, буквально разорение индустриальной и продовольственной баз, глубокий структурный кризис, определенный упадок фундаментальной науки и отраслей, связанных с передовой технологией, разгул преступности, прежде всего вследствие незаконного присвоения собственности». 3

Уменьшение роли государства без адекватного возрастания новых экономических методов регулирования может привести к полной потере контроля над главными сферами экономической безопасности.

4. Источником  угроз выступают и противоречия, связанные со спонтанным разгосударствлением и приватизацией - существенными для переходной экономики процессами. Значительная доля частного сектора формируется на основе теневого капитала. Отсюда - поляризация доходов, обнищание населения, упадок науки, образования, социальной сферы, распространение безработицы и создание социальной базы для углубления криминализации общества. В рамках столь ущербного экономического механизма накопление богатства в большинстве своем отнюдь не связано с трудом и производством, а опирается лишь на спекулятивное перераспределение доходов. Это обусловило разрыв между промышленным и финансовым капиталом, рост напряженности между трудом и капиталом, критически опасные разрывы в размерах доходов населения. Возрастающая дифференциация в доходах становится фактором поляризации и деградации общества. Гигантская разница в уровне жизни богатых и бедных - незаурядная социальная опасность. В мировой практике считается: разность эта не должна превышать 10-кратную величину.

5. Противоречия  между официально провозглашенным курсом социально ориентированных рыночных реформ и реальным положением широких слоев населения обусловило нарастание новых внутренних угроз. Отказ от «социальной политики» привел к резкому падению уровня социальной защищенности и обеспечения. Кризис социальной сферы, как известно, ведет к нарастанию социальной напряженности.

Все это, в свою очередь, содействует возникновению еще одного блока угроз - на базе противоречия между провозглашенными задачами реформ и неспособностью слабого государства решить их. Последствие этого - постоянное падение авторитета государства, органов законодательной и исполнительной власти, трансформация государственного служащего в автономную силу, коррумпированность госструктур, использование мафиозными силами слабых мест государства и ее аппарата в своих интересах.4

В конечном итоге - многочисленные диспропорции отраслевых экономических показателей: объемов производства, цен, доходов и т.п., что, в свою очередь, ведет к социально-экономической дестабилизации, поляризации интересов регионов, возникновении существенных угроз политической стабильности.

Практика мировых рыночных преобразований свидетельствует о том, что основа становления, развития и воспроизводства рыночных отношений - малый и средний бизнес. Без него невозможно построить конкурентную среду, инфраструктуру рынка, предпринимательства - с разнообразными формами хозяйствования.

Информация о работе Экономическая безопасность и государственное регулирование