Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование методов оценки эффективной работы предприятия, а также разработка предложений совершенствования.
Объектом исследования производственно-экономической деятельности выбрано предприятие ГУКДП «СТРОЙКОМПЛЕКТ» г. Могилева, деятельностью которого является внутриреспубликанский оптовый сбыт строительных материалов, а также сеть розничных фирменных магазинов «Товары для дома» в г. Могилеве.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы эффективности функционирования предприятия;
- оценить эффективность функционирования конкретного предприятия: проанализировать динамику дифференциальных и интегральных показателей эффективности.
Проблемы укрепления платежной дисциплины, вывода экономики из кризиса платежей и стабилизации уровня промышленного производства являются наиболее актуальными для белорусской экономики, а значит и для конкретного субъекта – предприятия.
Любое коммерческое предприятие имеет смысл, если оно приносит прибыль. Успешно функционирующие предприятия, как правило, имеют определенные конкурентные преимущества. Такие предприятия занимают прочное положение на рынке товаров и услуг, их продукция конкурентоспособна и пользуется постоянным спросом.Они следят за изменениями конъюнктуры рынка, своевременно и эффективно отвечая на изменения внешней среды. Производя прибыль, такие предприятия увеличивают собственный капитал и, по определению, всегда способны исполнить свои финансовые обязательства, а потребности в финансовых ресурсах для своего развития удовлетворяются, главным образом, за счет собственных средств.
С целью стабилизации финансового состояния предприятия необходимо разработать план мероприятий по повышению эффективности функционирования предприятия.
В маркетингово - сбытовой деятельности требуется более грамотно и настойчиво продвигать продукцию и услуги ГУКДП «Стройкомплект» на рынок, постоянно инициируя увеличение объемов продаж. Должны быть всесторонние исследования рынка для обеспечения продвижения продукции по всем возможным направлениям.
Влияние факторов, влияющих на прибыль предприятия, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.
К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменение законодательства и нормативных документов в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.
Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Углубленный анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия, позволил выявить резервы роста прибыли, т.е. количественно измеримые возможности ее увеличения. Определение резервов увеличения прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором этапе разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических, социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов, на третьем этапе практически реализуются мероприятия и проводиться контроль за их выполнением.
Важным фактором повышения эффективности и прибыльности предприятия является снижение себестоимости продукции.
К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся:
- экономия сырья, топлива, электроэнергии;
- повышение производительности труда;
- сокращение простоев по сбыту продукции;
С целью успешного продвижения товаров на рынке торговые предприятия особое внимание уделяют:
- совершенствованию дилерской сети;
- системе гарантийного обслуживания;
- рекламной и выставочной деятельности.
В системе закупок торговые предприятия находят принципиально новые подходы в области закупок, основанные на оптимизации, работу с персоналом направляют на приведение численности работающих в соответствии с объемами продаж, проводят систематически работу по укреплению трудовой дисциплины, особое внимание уделяют вопросу повышения квалификации персонала.
Рыночные отношения стимулируют инициативу хозяйствующих субъектов в формировании оптимальных запасов и их рациональном использовании. Наиболее предприимчивыми в поиске современных подходов к управлению запасами являются торговые структуры, которые рассматривают этот процесс как важнейший инструмент сохранения и расширения своей ниши на рынке и как основной фактор повышения конкурентоспособности. Товарные запасы торговых организаций занимают наибольший удельный вес в стоимости оборотных активов и являются объектом постоянного (ежедневного) контроля.
Чрезмерные вложения средств в товарные запасы ведут к уменьшению оборотного капитала торговой организации, увеличивая потребности в кредитах для выплаты заработной платы торговым работникам, оплаты поставленных поставщиками товаров и осуществления текущих расходов. «Омертвление» финансовых ресурсов, вложенных в товарные запасы, сокращает возможность роста доходности организации от инвестирования в другие, более прибыльные направления торговой деятельности. Наличие избыточных торговых запасов требует больших расходов на их распродажу по сниженным ценам, аренду и содержание складских помещений, уплату налогов.
Недостаточные вложения средств в товарные запасы также имеет ряд отрицательных последствий. Торговля, испытывая нехватку необходимых товаров, теряет потенциальных покупателей и объемы товарооборота, ее расходы на один рубль товарооборота растут.
Обе ситуации нежелательны, поэтому на предприятиях создают действующую систему управления товарными запасами.
Задача управления запасами – минимизировать затраты на продвижение товарных запасов через организацию, не снижая высокий уровень качества торговли, и одновременно максимизировать возвраты на инвестиции в товарные запасы.
Алгоритм построения и реализации системы управления товарными запасами представлен на рисунке 3.1.[3, c. 281]
Рисунок 3.1 ― Алгоритм построения и реализации системы управления товарными запасами
Одним из главных условий нормальной деятельности предприятия является обеспеченность денежными сpедствaми, оценить кoтopуюпoзвoляетaнaлиз денежных пoтoкoв. Неoбхoдимo, чтобы суммы поступающих средств были дoстaтoчными как минимум для пoкpытия всех paсхoдoв, связанных с pеaлизaциейпpoдукции.
В таблице 3.1 приведен перечень краткосрочных и долгосрочныхмер, принятие кoтopыхпoзвoлит увеличить пoтoк денежных средств на пpедпpиятии.
Как видно из таблицы 3.1 если
пpедпpиятие перейдет к дaннoйстpaтегии,
oнo не тoлькoсoздaст себе имидж в глaзaхпoкупaтелей,
но сделает себе pеклaму, тем самым, пpивлекaя
новых клиентов. Сoстaвнoй частью пpoцессaaнтикpизиснoгoупpaвлен
Эффективное управление ассортиментом
продукции позволяет увеличить прибыль
и поток денежных средств. Ресуpсыпpедпpиятияoгpaничены,
следoвaтельнo, пpoдaвaтьнеoбхoдимoтoлькoтo,
чтoпpинoситдoстaтoчнуюпpибыль и стaбильныйпoтoк
денежных сpедств. Для пpинятияpешенияoтнoсительнoaсс
Таблица 3.1 ― Меры по увеличению потока денежных средств
Наименование |
Увеличение притока денежных средств |
Уменьшение оттока денежных средств |
Краткосрочные меры |
- Рационализация ассортимента продукции (т.е. продажа строительных и отделочных материалов по ценам, доступным любому покупателю); - Реструктуризация кредиторской задолженности; - Введение и использование кредитной системы продаж; - Разработка системы скидок для потребителей; - Работа по заявкам (поставка товаров по предварительному заказу); - Привлечение клиентов акциями. |
- Сокращение затрат; - Использование скидок поставщиков, т.е. постоянные отлаженные каналы; -Налоговое планирование. |
Долгосрочные меры |
- Разработка финансовой стратегии предприятия;
- Поиск стратегических партнеров. |
-Долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей. |
Примечание – источник: собственная разработка
В целях мaксимизaциипoтoкa денежных сpедств, пpедпpиятию следует paзpaбoтaть системы дoгoвopoв с гибкими услoвиямиoтнoсительнoсpoкoв и фopмoплaты с пoкупaтелями.
Нaпpедпpиятиимoжнoпpедлoжить следующую стpaтегиюpaсчетoв с пoкупaтелями:
- нужнo ввести систему скидoк, вместopядapaзpoзненныхскидoк;
-следует oценить влияние
скидoкнaфинaнсoвыеpезультaтыде
- устaнoвить целевые opиентиpы для paзличныхвидoвпpoдaж, нaпpимеp, чaстьпpoдaж в кpедитмoжет быть зapезеpвиpoвaнa: тoлькo для пеpспективныхклиентoв, кoтopые в дaнныймoмент не имеют в нaличии денежных сpедств; для выхoдaнaнoвыеpынки.
К внутренним факторам, усиливающим кризисную ситуацию предприятия, также можно отнести:
-утрата уровня
культуры производства и
-наличие стимулов труда у персонала предприятия.
Целесообразно предпринять меры по инициированию использования омертвленных основных средств, находящихся на балансе предприятия. Это продажа части неиспользуемого имущества, находящихся в собственности предприятия, сдача в аренду неиспользуемых складских площадей.
Для улучшения экономической эффективности предприятий необходимо использовать опыт экономически развитых зарубежных стран. Это позволит лучше понять достижения и результаты деятельности предприятий, выбрать альтернативную стратегию выхода из кризисного состояния. Исследования зарубежных ученых экономически развитых стран, в области организации финансов, помогут улучшить финансовое состояние предприятий, вывести экономику из кризиса, что являются наиболее актуальным для белорусской экономики.
3.2 Предложения по улучшению экономической эффективности функционирования предприятия ГУКДП «Стройкомплект»
Для улучшения экономической эффективности функционирования предприятия ГУКДП «Стройкомплект» я предлагаю воспользоваться следующими предложениями, так как они способны обеспечить финансовую устойчивость и повлиять на структуру баланса предприятия.
Стратегия маркетинга.
Для реализации строительных и отделочных материалов (цемента, извести, мела, шифера, сухих строительных смесей) наиболее подходящей является стратегия глубокого внедрения на рынок за счет стимулирующих сбыт мероприятий. Данные мероприятия должны включать:
- организацию рекламы
на телевидении или на радио
(дать объявление о продаже
строительных и отделочных
- стимулирование
собственного специалиста
- установить скидки
клиентам в размере 3 % от стоимости,
при приобретении основных
На основе плана маркетинга специалист по организации сбыта сможет разрабатывать более конкретные планы реализации услуг, работ и продукции.
Таким образом, использование специалистом коммерческого отдела новых методов управления сбытом, может принести заметные результаты повышения эффективности работы предприятия, улучшение его положения на рынке и общего финансового состояния организации, а также увеличение прибыли от реализации товаров.
Реструктуризация.
Себестоимость продукции является важным показателем. От ее уровня зависят финансовый результат деятельности предприятия. Себестоимость продукции может быть снижена также через реструктуризацию, то есть через консервацию, закрытие нерентабельных магазинов.
В структуре общих затрат предприятия более 30 % составляют затраты на содержание магазинов, поэтому решение о консервации нерентабельных магазинов достаточно эффективно и позволит снизить общие издержки.
Для того чтобы оценить эффективность каждого магазина, надо определить, какие издержки на это требуются.
Затраты на содержание магазинов и расчет рентабельности представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2 ― Анализ затрат и рентабельность магазинов
Наименование |
Затраты (млн р.) |
Затраты (%) |
Выручка от реализации за вычетом косвенных налогов (млн р.) |
Прибыль (убыток) от реализации (млн р.) |
Рентабельность магазина (%) |
Магазин № 1 |
4 235 |
18,20 |
47 269 |
3719 |
7,8 |
Магазин № 2 |
4 580 |
19,68 |
49 320 |
2560 |
5,2 |
Магазин № 3 |
5 570 |
23,93 |
32890 |
-120 |
-0,4 |
Магазин № 4 |
8 887 |
38,19 |
58 463 |
1450 |
2,5 |
Итого |
23 272 |
100 |
187 942 |
7609 |
- |
Информация о работе Экономическая эффективность деятельности предприятия