Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 08:25, реферат
Целью моей дипломной работы является анализ экспорта лесной продукции
предприятиями Сибири и изучение тенденций внешней торговли лесной отрасли
Сибири на основе таможенной статистики.
частичная либерализация валютного курса при установлении особого курса для
расчетов с бюджетом и установлением дотаций по критическому импорту; отмена
ограничений на импорт. Либерализация импорта проводилась для создания
конкурентной среды на чрезвычайно монополизированном внутреннем рынке, а
также для компенсации резкого спада в российской промышленности.
Административное установление верхних пределов экспорта топлива и сырья было
вынужденной мерой в условиях, когда внутренние цены значительно ниже мировых,
так как снятие ограничений могло привести к гипертрофированному дефициту на
внутреннем рынке.
На втором этапе (1992-93 гг.) был полностью либерализован валютный курс,
введен импортный тариф. Первая мера была направлена против скрытого
субсидирования импорта в ущерб отечественным товарам, вторая – на обеспечение
защиты отечественных производителей от усиливающейся конкуренции импортных
товаров. Для ужесточения контроля за экспортом сырьевых товаров введен
институт спецэкспортеров стратегических товаров. В целях создания валютного
рынка РФ с 1 июня 1992 года была установлена обязательная продажа
экспортерами 50% валютной выручки (из них 30% Центральному банку по
фиксированному курсу, 20% на валютных биржах по рыночному курсу). Доля
валюты, реализуемой по рыночному курсу, была впоследствии повышена с 20 до
50%.
На третьем этапе, который условно можно назвать "этапом тонкой настройки",
завершился переход на тарифные методы регулирования при снижении роли
количественных ограничений. Объем осуществляемых на централизованной основе
экспортно-импортных операций снизился в 1993 году до 30% внешнеторгового
оборота. Главная роль во внешнеэкономических связях перешла к предприятиям
всех форм собственности. В июне 1993 года были приняты "Федеральный Закон о
таможенном тарифе" и "Таможенный кодекс". С 1994 года прекращается ввоз
товаров на централизованной основе. С 1 июля 1994 года отменено квотирование
экспорта, а 1 июля 1995 года отменена и экспортная пошлина. В июле 1995 года
был принят "Закон о регулировании внешнеторговой деятельности", в котором
впервые было дано правовое понятие экспорта и импорта товаров и услуг,
определено разграничение полномочий между уровнями власти (краевой,
областной, федеральный), а также впервые предусматривалось применение всех
правил GATT (Генеральное Соглашение по торговле и тарифам). Также в 1995
году была проведена серия мер по пересмотру таможенных тарифов, в результате
которых средневзвешенный уровень тарифов вырос с 12 до 14-15%; на
беспошлинные товары и товары с однопроцентной пошлиной были введены
пятипроцентные тарифы; был уменьшен перечень товаров, на которые
распространялся преференциальный режим для снижения потока некачественных
товаров (китайские, малайзийские и т.д.).
Либерализация экспорта носила более разумный и продуманный характер, был
принят ряд мер, направленный на создание системы экспорта, соответствующей
международным стандартам. В 1996 году был издан Указ Президента о поддержке
экспортеров, а в марте принята "Федеральная программа развития экспорта", в
которой рассматривается новый подход, заключенный в том, что поддерживается
механизм кредитования, страхования экспортеров и предоставление
государственных гарантий.
Что мешало развитию экспорта и реализации программы? Это антидемпинговые
процедуры, игнорирующие конкурентные преимущества России; затрудненный доступ
к высоким технологиям; ограничения на поставку в Россию новых технологий на
основе национальных списков "товаров двойного назначения"; использование
стандартов, технологических барьеров, процедур испытания, которые усложняют
или делают невозможным экспорт ряда товаров.
Формирование внешнеэкономического механизма переходного периода, основанного
на ограничении использования нетарифных методов регулирования экспорта в
отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и
двойного назначения, использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего
рынка в основном уже завершено, хотя корректировка идет до сих пор.
1.4 Обзор внешних рынков лесной продукции
В мировом лесном экспорте бывший СССР занимал ведущее место, главным образом
по лесоматериалам сырьевого характера: по балансам - 1-е место, по хвойному
пиловочнику - 2-е (после Канады), по ДВП - 2-е (после Швеции), по
целлюлозе -5-е, фанере - 7-е, бумаге, картону и ДСП - 8-е.
По данным бывшего внешнеторгового объединения "Экспортлес", СССР в 1985 г.
по общему объему лесного экспорта занимал 5-е место в мире, уступая США,
Канаде, Швеции и Финляндии. Доля лесного экспорта в составе внешней торговли
СССР составляла в 1989 г. 3,7% (в 1980 г. - 4,5%), а размер общей валютной
выручки измерялся суммой свыше 2,5 млрд. инвалютных рублей.
В номенклатуре международной валютной торговли лесоматериалы занимали по
стоимости 4-е место после нефти и нефтепродуктов, машин и оборудования,
газа. Тем не менее положение СССР на мировом рынке лесных товаров уже в то
время было довольно скромным как по сравнению с его лесосырьевыми
возможностями, так и в ряду ведущих стран - производителей и экспортеров
лесопромышленной продукции.
В конце 80-х годов наиболее заметно наша страна отставала (особенно на
европейском фоне) по экспорту бумажной продукции, древесных плит,
пиломатериалов. Следует также учесть, что доля экспорта бумаги и картона
в общем объеме производимой продукции составляла, например, в Канаде 69%,
Швеции - 78, Финляндии - 84%.
В настоящее время при плачевном состоянии лесной промышленности, неразвитости
внутреннего рынка и в условиях затянувшегося кризиса важным фактором подъема
производства считается расширение экспорта лесоматериалов. Поэтому потенциал
внешних рынков потребления может рассматриваться как определенное условие
устойчивого развития российского экспорта лесоматериалов. С этим связан и
рост доходности лесного хозяйства России, который напрямую зависит от
эффективности лесопромышленного производства и, следовательно, от потенциала
рынков потребления российских лесоматериалов и роста объемов лесозаготовок.
Свыше 60 % мировой торговли лесоматериалами (в денежном выражении) является
внутрирегиональной. т. е. осуществляется между странами в пределах одного
континента. Существует несколько очень крупных торговых потоков и между
континентами. Если рассматривать только межрегиональную торговлю, то здесь
выявляются один крупный экспортирующий и два крупных импортирующих региона.
Крупнейший в мире поставщик лесоматериалов в другие регионы — Северная
Америка, экспорт которой составляет половину межрегиональной торговли (17
млрд долл. США в 1993 г.). Другая половина направляется в Азиатско-
Тихоокеанский регион (главным образом, в Японию, что не умаляет значения
других азиатских стран). Являясь крупнейшим поставщиком в Азиатско-
Тихоокеанский регион, Северная Америка экспортирует туда древесную массу,
бумагу, пиломатериалы, фанеру и щепу (торговый поток составляет 28 %
межрегиональной торговли).
Крупнейшим местом назначения потоков межрегиональной торговли после
указанного региона является Европа, импорт которой из других регионов
составляет 27% межрегиональной торговли. Крупнейшим поставщиком опять же
выступает Северная Америка (древесная масса, бумага, пиломатериалы, фанера).
В современном мире только рыночные механизмы (уровень спроса и предложения,
валютный курс, тарифы, издержки) определяют объем и направление торговых
потоков лесоматериалов между странами и регионами. Сложившаяся традиционная
структура поставщиков хвойных пиломатериалов на европейский рынок в начале
90-х годов включала Канаду, Россию, США, листовых древесных материалов —
Индонезию, Малайзию, США, фанеры — Индонезию, США, древесной массы —
Бразилию, Канаду, США, бумаги и картона — Бразилию, Канаду, США, древесного
сырья — Кот-д'Ивуар, Габон, Россию, Латинскую Америку (Аргентина, Чили)
(таблица 1.4).
Европейский рынок — традиционный для России при торговле лесом.
Складывавшаяся десятилетиями структура экспорта лесоматериалов из бывш. СССР
претерпела в последние годы значительные изменения. Причиной стали не только
процессы переформирования европейского рынка лесоматериалов в связи с
распадом СССР и СЭВ, появлением новых членов Европейского Союза (ЕС),
динамикой цен и стоимости производства в России, но в значительной степени —
с изменениями самого европейского рынка.
Европейский импорт лесоматериалов из других регионов (1993 г.)[12]
Регион |
Круглый лес, млн м3 |
Пиломатериалы млн м2 |
Листовые древесные материалы, млн м2 |
Древесная масса, млн метрич. т |
Бумага и картон, млн метрич. т |
Северная Америка |
0,8 |
2,7 |
1,4 |
4,5 |
2,2 |
Латинская Америка |
0.5 |
0.5 |
0.4 |
10.7 |
0.3 |
Азиатско- Тихоокеанский регион |
0.1 |
1.1 |
0.8 |
0 |
0.2 |
Африка |
2.0 |
0.9 |
0.2 |
0.3 |
0.1 |
Прочие регионы |
0 |
0 |
0 |
0.3 |
0 |
Общий объем европейского импорта |
30.7 |
33.7 |
13.5 |
13.9 |
33.0 |
До недавнего времени страны ЕС были по преимуществу импортерами всех видов
лесоматериалов, кроме бумаги и картона. Динамика европейского нетто-импорта в
значительной мере зависит от вида лесоматериалов. Например, для круглого леса
(бревен и балансов) существует определенный уровень, по сравнению с которым
колеблются средние многолетние оценки. По данным зарубежных экспертов, он
составляет около 15 млн. м3 в год (в основном за счет поставок
балансов из России и бревен из тропических стран). Другим видам лесоматериалов
свойственны циклические колебания, природа которых еще недостаточно изучена.
По степени своей зависимости от импорта европейские страны сильно различаются
между собой. В сущности, чистый импорт имеет большое значение лишь для ЕС,
где он составляет почти такую же часть предложения, как и внутренняя вывозка
древесины. Скандинавские страны и страны Центральной Европы (главным образом,
Австрия) являются экспорт-ориентированными, в основном в рамках ЕС. Страны
Юго-Восточной Европы и Балтии в меньшей степени завязаны с европейским
рынком, хотя данная группа стран, по мнению зарубежных аналитиков, вполне
может превратиться в экспорт-ориентированную группу.
Фактический объем рубок главного пользования в России в 1996 г. составил около
100 млн м3. Даже с учетом древесины, полученной от
рубок промежуточного пользования, уровень лесозаготовок снизился по сравнению с
наиболее благополучным в последнее десятилетие 1988 г. в 2 раза. В то же время
в Европе дефицит торговли необработанным круглым лесом продолжает
увеличиваться. Это означает, что отставание объемов экспорта от объемов импорта
необработанным круглым лесом в Европе растет
[13]. В 1995 г. оно составило 28,5 млн м3 (в 1992 г. — 14,8 млн м
3). Если экспорт необработанного круглого леса за 1994—1995 гг. сократился
на 0,9 % и составил 16,7 млн м3, то его импорт увеличился за
тот же период на 11,7% и составил 45,2 млн м3. Доля его экспорта в
объеме производства Европы сохранялась в последние годы на уровне 5,6—5,8 %, а
доля импорта в объеме потребления увеличилась за 1993—1995 гг. с 10,9 до 13,8%.
Такая динамика торговли этим видом сырья обеспечила рост внутреннего
потребления необработанной круглой древесины в Европе за 1993—1994 гг. на 11,4,
Информация о работе Экономическое положение лесного комплекса в период реформ