Экономическое содержание и признаки предпринимательства. Роль предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:54, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение экономического содержания и признаков предпринимательства в России.
Задачи работы: рассмотреть содержание и признаки предпринимательства, изучить его роль и влияние на экономику Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1: Экономическое содержание и признаки предпринимательства.5
1.1 Содержание и признаки предпринимательства……………………………..5
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности………………..……8
1.3 Функции предпринимательства ...……………………………………….......9
1.4 Организационные формы предпринимательства………………………….13
Глава 2: Роль предпринимательства в России .………………….………...16
2.1 Предпринимательства в России ………..…………………………………..16
2.2 Государственная политика по отношению к предпринимательству……..19
Глава 3: Предпринимательство в здравоохранении …...…………………21
3.1 Понятие «предпринимательство» в здравоохранении………………….…21
3.2 Организационно-правовые формы в сфере здравоохранении ……..…….24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

злодеева.docx

— 59.87 Кб (Скачать файл)

     создание  условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой  кооперации.

     государственные программы, непосредственно ориентированные  на оказание поддержки малым и  средним предприятиям, и иные смежные  программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора МП к  их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение  проблем занятости, миграция населения). 

     Глава 3: Предпринимательство  в здравоохранении.

 

     3.1 Понятие «предпринимательство» в здравоохранении.

 

     Применительно к здравоохранению понятия предпринимательской  деятельности, прибыли, рынка вызывают одинаково стойкое неприятие  у граждан и должностных лиц, как в России, так и за рубежом.

     Такое неприятие предпринимательства  в здравоохранении объясняется  субъективными и объективными факторами.

     Субъективное  неприятие предпринимательства  в здравоохранении обусловлено  следующими факторами.

     Прежде  всего, отечественное здравоохранение  основано на традиционном принципе бесплатности медицинской помощи.

     В условиях социалистического распределения  здравоохранение признавалось непроизводственной сферой народного хозяйства, и получало финансирование из бюджета.

     Здравоохранение могло освоить столько бюджетных  средств, сколько в него вкладывалось. Если бы в здравоохранение вкладывалась половина государственного бюджета, и  такие вложения оно могло бы полностью  освоить.

     Существовавшие  в прежние времена хозрасчетные поликлиники считались исключением. В аптеках же лекарства всегда отпускались за плату.

     Товарообменный  характер деятельности одних учреждений здравоохранения (аптек) не распространялся  на деятельность других (стационаров  и поликлиник).

     С изменением конституционного строя  принцип бесплатности медицинской  помощи сохранился, но на фоне поменявшихся юридических и экономических  реалий. Возникла юридическая категория  услуги.

     Появилось законодательство о медицинском  страховании граждан. Государство  стало плательщиком за медицинские  услуги, оказываемые гражданам бесплатно.

     Если  услуги оказываются гражданам бесплатно, то производители медицинских услуг  получают за это плату. Плата за медицинские  услуги для их производителей является доходом.

     Деятельность  по оказанию медицинских услуг экономически стала производственной деятельностью, а юридически - деятельностью, приносящей доходы.

     Если  прежде бесплатность медицинской помощи была принципом здравоохранения, то в настоящее время она стала  конституционной гарантией гражданам  со стороны государства.

     Гарантией того, что в государственных и  муниципальных учреждениях здравоохранения  они получат медицинскую помощь бесплатно для себя.

     Однако  поскольку медицинская помощь приобрела  экономическую форму услуги, постольку  процесс ее оказания стал подвержен  экономической оценке.

     Если  прежде медицинская помощь оказывалась  не в товарных отношениях, то в настоящее  время медицинская помощь стала  оказываться в соответствии с  оплатой медицинских услуг, в  состав которых она входит.

     Между государством в качестве плательщика  и государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в  качестве производителей медицинских  услуг стали складываться отношения  товарообмена в пользу граждан, для  которых медицинская помощь остается бесплатной.

     При этом юридически одинаковые медицинские  услуги оказываются за юридически одинаковую плату юридически одинаковыми хозяйствующими субъектами - государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения и  частными организациями. Их деятельность одинаково основана на извлечении доходов  от оплаты медицинских услуг.

     Вне зависимости от того, приносит она  прибыли или убытки, деятельность в экономическом обороте с  результатом, имеющим форму товара, является предпринимательской.

     Различия  лишь в том, что по общему правилу  медицинские услуги гражданам частными организациями оказываются за плату, которую производит сам гражданин, а государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения - за плату, которую за гражданина производит государство.

     Будучи  бесплатными для граждан, оказываемые  им медицинские услуги равно для  государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения и частных  организаций бесплатными не являются.

     Тем самым детерминантой субъективного неприятия гражданами (обществом) предпринимательства в здравоохранении является не характер деятельности медицинских организаций и не их имущественная принадлежность (государственная, муниципальная или частная собственность), а лишь бесплатность получения медицинской помощи.

     Однако  неприятие предпринимательства  в здравоохранении свойственно  не только гражданам (обществу). Предпринимательство вызывает неприятие со стороны публичного института здравоохранения.

     Прежде  единая государственная система  здравоохранения в настоящее  время представлена государственной  и муниципальной системами здравоохранения  и включает соответствующие органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. И те, и другие связаны  единством финансирования из казны  государства и муниципальных  образований.

     Противопоставлением финансированию здравоохранения из публичных источников являются поступления  от любых частных лиц. Тем самым  предпринимательством в публичном  институте здравоохранения признается не деятельность, приносящая доходы, а  лишь деятельность, доходы от которой  происходят из частных источников.

     Если  следовать логике субъективных факторов неприятия предпринимательства  в здравоохранении в совокупности, предпринимательской является деятельность частных организаций, оказывающих  медицинские услуги гражданам за плату, не происходящую из казны государства  или муниципальных образований.

     В соответствии с российским законодательством  предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).

     Чтобы выявить объективные причины  неприятия предпринимательства  в отечественном здравоохранении, необходимо раскрытие понятий, связанных  с предпринимательством вообще и  в здравоохранении в частности.

     Предпринимательской является деятельность:

     - самостоятельная, направленная на благо приобретений (получение прибыли), неразрывно связанное с бременем утрат (несение рисков);

     - систематично осуществляемая в обороте товаров, работ, услуг;

     - субъекта, имеющего государственную регистрацию в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица.

     Таким образом, медицинской и иной деятельностью  в области охраны здоровья является предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения.

 
 
 

     3.2 Организационно-правовые  формы в сфере  здравоохранении.

 

     В современном здравоохранении при  усилении роли на результативность работы и экономическую эффективность  деятельности актуализируются вопросы  выбора организационно-правовых форм, правового статуса производителей «бюджетных» и возмездных медицинских услуг.

     Пока  предложения о развитии новых, юридически самостоятельных и разрешенных  законодательно форм ведения предпринимательской  деятельности часто рассматривается  в отрасли как покушение на отчуждение собственности, оплачиваемой государством.

     Законом «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 года установлен статус субъекта правоотношений - некоммерческих организаций (НКО), к которым относится и  распространенная в государственном  секторе здравоохранения организационная  форма - бюджетное учреждение.

     В нормативных актах, регулирующих деятельность НКО, в том числе и в бухгалтерских, четко не указывается на то, что  возможно самостоятельное распоряжение доходом от основной и разрешенной  предпринимательской деятельности, в отличие от коммерческих организаций, у которых доход при реализации товаров, работ или услуг появляется в результате всегда только предпринимательской  деятельности и попадает в самостоятельное  распоряжение организации.

     Другие, кроме учреждения, организационно-правовые формы НКО - автономная некоммерческая организация (АНО), некоммерческие партнерства  и фонды пока не так часто встречаются  в здравоохранении.

     Муниципальные (государственные) унитарные предприятия (далее - УП) также начинают появляться в отрасли.

     Однако, несмотря на то, что отношения между  плательщиком и производителями  медицинских услуг имеют экономический  характер, отношения между органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения сохранили административный характер.

     Как и прежде, деятельность учреждений здравоохранения в качестве бюджетных  учреждений подчинена нормативным  предписаниям. В результате, если деятельность производителей медицинских услуг  экономического характера сводится к извлечению доходов, то их распределение  в учреждениях здравоохранения  происходит в административном порядке.

     Выйдя за пределы механизма государства, учреждения здравоохранения не обрели свое место в экономическом обороте. Получая плату за медицинские услуги из государственных внебюджетных фондов, от страховщиков и от иных плательщиков, учреждения здравоохранения дистанцируются от понятия предпринимательской деятельности. Будучи юридическими лицами с предоставленными законом правомочиями хозяйствующих субъектов, учреждения здравоохранения позиционируются в административной подчиненности органам управления здравоохранением.

     Юридически  различающиеся характером и сферой деятельности, правовым положением и  целым рядом других признаков, государственные  и муниципальные органы управления здравоохранением и государственные  и муниципальные учреждения здравоохранения  искусственно объединены в единый публичный  институт здравоохранения.

     Кроме того, в соответствии с нормативно-правовым регулированием деятельности в РФ, предоставлением медицинских услуг  населению могут заниматься хозяйственные  общества: общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные  общества (АО), которыми признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

     Правовое  положение хозяйственных обществ, права и обязанности его участников регулируются ГК РФ и соответствующими специальными законами. Главной имущественно-правовой особенностью открытых акционерных обществ (ОАО) признается то, что все участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) все его акции распределяются среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

     Существующая  в современных условиях законодательная  база по приватизации государственной  и муниципальной собственности (Федеральный  закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) дает процедуры по переходу НКО в коммерческий и частный сектор экономики.

     Однако  для объектов социальной сферы предусмотрена  специальная процедура «золотая акция» или специальное правило  по ограничению свободы подобного  перехода. Признавая низкую экономическую  целесообразность собственно приватизации объектов здравоохранения, о ней  следует говорить лишь в контексте  особенностей частной системы: защита производителя от жестких административно-командных  методов управления в отрасли и наличие свободного права распоряжения доходами от предпринимательской деятельности в медицинских организациях.

Информация о работе Экономическое содержание и признаки предпринимательства. Роль предпринимательства в России