Эффективность производства и реализации зерна на предприятии на примере ООО «Агро-Колос»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что для осуществления процесса производства предприятию необходимы материальные ценности, а после осуществления производственной деятельности возникает необходимость сбыта, произведенной продукции. Одной из наиболее актуальных проблем методологии и практики отечественного бухгалтерского учета является в настоящее время проблема состава текущих издержек производства и обращения, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и порядка формирования финансовых результатов деятельности организаций. Цель курсовой работы - изучить эффективность производства и реализации зерна в ООО «Агро-Колос».

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика организации.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

 

Структура посевов зерновых варьирует на протяжении анализируемого периода. Так наибольший удельный вес  в 2008 году приходился на  пшеницу  яровую (34,8%) и рожь (30,5%), в 2009 году – рожь (39,2%) и пшеницу озимую (30,5%), а в 2010 году на озимую (38,9%) и яровую (38,2%) пшеницу. Меньше всего было посеяно за три года ячменя и овса.

Как было сказано выше, на эффективность производства влияют стоимостные и натуральные показатели. Среди натуральных, главным показателем в растениеводстве, является урожайность зерновых культур, то есть производство зерна на единицу площади посева.

Урожайность является исходным показателем, оказывающим непосредственное влияние на величину других показателей. Она формируется под воздействием всех сторон деятельности предприятия. Особое влияние на урожайность зерновых культур оказывают природно-климатические условия и обеспеченность хозяйства материально-денежными, трудовыми ресурсами и сельскохозяйственной техникой.

Проанализируем динамику урожайности зерновых культур в ООО «Агро-Колос».

Таблица 11

Динамика урожайности  зерновых культур

Сельскохозяйственные  культуры

2008 год

2009 год

2010 год

Показатели 2010 года в % к 2008 году

В среднем по хозяйству,

в том числе:

17,1

16,2

8,2

47,9

озимые зерновые

17,1

16,0

6,2

36,3

яровые зерновые

17,0

16,4

10,5

61,8


Данные годового отчета говорят о том, что урожайность  зерновых за анализируемый период резко снизилась как в целом по хозяйству, больше чем на половину – на 52,1 %, так и отдельно по видам сельскохозяйственных культур (63,7 – озимые зерновые и 38,2- яровые зерновые), что, в первую очередь, определяется природно-климатических условий в период вегетации сельскохозяйственных культур, так в 2010 году была сильная засуха, что негативно сказалось на урожайности; уровня плодородия почвы; соблюдения требований севооборотов и размещения культур по лучшим предшественникам; оптимальных доз внесения минеральных и органических удобрений; улучшения сортового состава семян; качества выполнения всех технологических операций; наличия профессиональных кадров, организации их труда; мотивации труда работников; совершенствования внутрихозяйственных отношений. Комплексное применение минеральных удобрений и влагонакопление, а также увеличение площади паров и оптимизация сроков проведения сельскохозяйственных работ позволят значительно повысить урожайность пшеницы.

Урожайность прямо  пропорционально влияет на валовой  сбор (Таблица 12)

Таблица 12

Динамика валовых сборов зерновых культур

 

Сельскохозяйственные  культуры

2008 год

2009 год

2010 год

Показатели 2010 года в % к 2008 году

Рожь

15062

13047

893

5,9

Пшеница озимая

14104

12600

3213

22,8

Пшеница яровая

15894

9352

3430

21,6

Ячмень

5421

1270

1390

25,6

Овес

3507

810

948

27,0

Итого

53988

37079

9874

18,3


 

В динамике наблюдается снижение валового сбора всех сельскохозяйственных культур, в целом сбор сократился на  44114 ц или 81,7 %, что связано со снижением урожайности и посевных площадей.

Залогом повышения  экономической эффективности является снижение себестоимости производства продукции.

Себестоимость продукции, как экономическая категория  объединяет все расходы хозяйства  в денежной форме, возмещение которых  необходимо для осуществления процесса простого производства. Она показывает, во что обходится каждому сельскохозяйственному предприятию производство и сбыт выпускаемой продукции.

Различают себестоимость  производственную, которая включает все затраты, связанные с получением и транспортировкой продукции к  месту хранения, и коммерческую себестоимость, которая исчисляется с учетом затрат по сбыту продукции. Себестоимость продукции складывается из элементов затрат, имеющих разное производственное назначение. Соотношение их в общей сумме затрат представляет структуру себестоимости. Она зависит от специализации отрасли, технической оснащенности и организации производства.

Как трактует Энциклопедический словарь экономики и права термин «производственные затраты» - это затраты, непосредственно связанные с производством продукции.

Эффективность производства зерна так же  зависит от затрат на производство. Рассмотрим виды и динамику затрат, а также себестоимость производства зерна (Таблица 13).

 

Таблица 13

Затраты труда, производственные затраты и себестоимость производства зерновых культур

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

Затраты труда, тыс. чел.- час

108

102

29

В том числе на 1 ц  продукции

1,98

2,75

2,94

Производственные затраты, тыс. руб

 

505,17

 

363,52

 

340,48

Себестоимость 1 ц, руб.

384,45

368,29

729,29


 

Показатели таблицы  говорят о том, что затраты  труда на 1 ц продукции увеличиваются, хотя в общем затраты труда уменьшаются, это связано с  сокращением объема производимой продукции. Так же в динамике наблюдается уменьшение производственных затрат - затрат связанных непосредственно с производством продукции, что так же с связано с выходом продукции. Что касается себестоимости, то в 2009 году наблюдается снижение на 16,16 руб., а в 2010 году резкое увеличение почти в 2 раза, что отрицательно сказывается на эффективности производства.

Подробнее остановимся  на размере и структуре отдельных статьей затрат на производство зерна (Таблица 14 ).

Таблица 14

Статьи затрат

Размер затрат, тыс. руб.

Структура, %

2008 год

2009 год

2010 год

2008 год

2009 год

2010 год

Всего затрат

21301

13736

7201

100

100

100


 

Продолжение таблицы 14

В том числе 

Оплата труда

 

6646

 

4516

 

2515

 

31,2

 

32,9

 

34,9

Семена

5400

2822

1710

25,4

20,5

23,7

Удобрения

2026

190

-

9,4

1,4

-

Затраты на содержание основных средств (ГСМ, амортизация)

 

 

13

 

 

96

 

 

92

 

 

0,1

 

 

0,7

 

 

1,3

Электроэнергия

80

103

473

0,4

0,8

6,6

Нефтепродукты

3085

1060

912

14,5

7,7

12,7

Прочие затраты

4051

4949

1499

19,0

36,0

20,8


 

Размер затрат в динамике сокращается, что связано, как уже  было сказано ранее,  с сокращением  объема производства. В структуре  затрат в период 2008-2010 гг. наибольшая доля приходится на затраты на оплату труда (31,2 %, 32,9 и 34,9%) - элемент себестоимости продукции, в котором отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие, а так же на затраты на семена (25,4%, 20,5 и 23,7%), а наименьшая – на содержание основных средств – 0,1%, 0,7 и 1,3%.

Резко сокращаются затраты  на удобрение, так за один год (2008-2009 гг.) показатели этой статьи сократились на 8 %, а в 2010 году удобрения вовсе не вносились, такое сокращение сказывается на низкой урожайности.

В динамике наблюдается  увеличение затрат на  содержание основных средств, так за анализируемый период они увеличились в 7 раз, что связано с износом сельскохозяйственной техники.

Так же наблюдается увеличение на 83 % затрат на электроэнергию, что связано с повышением тарифом  платы за 1 КВт*ч.

При выборе перспективных  каналов реализации сельскохозяйственной продукции учитываются следующие организационные факторы: возможный объем реализации, качество продукции, складывающаяся на рынке цена, затраты на реализацию, спрос на продукцию, степень его удовлетворения, а также наличие необходимых хранилищ и складов для возможности хранения продукции.

В настоящее время, анализируемое  хозяйство, как и прочие сельскохозяйственные товаропроизводители, имеет юридическое право выбора партнера для сбыта продукции, с которым заключается договор контрактации. В соответствии с таким договором товаропроизводитель (ООО «Агро-Колос») обязуется передавать выращенную или произведенную им продукцию лицу, осуществляющему ее закупку для переработки и продажи.

Для более выгодной продажи  произведенной продукции предприятие должно формировать целую систему цен, которые будут охватывать разнообразные товары в рамках товарного ассортимента, и учитывать различия в издержках по реализации товаров из-за различных географических расстояний, различиях в уровнях спроса, распределения покупок по времени. Установив исходную цену, предприятие конкретизирует ее в зависимости от различных факторов, действующих на рынке.

Основное назначение цены на сельскохозяйственную продукцию  состоит в том, чтобы в денежной форме выразить затраты общественно необходимого труда. Цены должны отражать общественно необходимые затраты на производство и продажу продукции, ее потребительские свойства, качество и платежеспособный спрос. Они являются основным средством воздействия на рост эффективности агропромышленного производства, повышения качества и снижения себестоимости продукции.

В настоящее  время существуют следующие виды цен.

1.  Оптовые цены - по которым предприятия или их посредники реализуют свою продукцию оптом, не прибегая к услугам торговых, розничных организаций. Оптовые продажи осуществляются, как правило, по конкретным ценам, которые могут быть фиксированы в заключенном контракте. В зависимости от способа реализации различают несколько видов оптовых цен:

  • твердая цена - устанавливается в момент подписания контракта, не подлежит изменению в течение всего срока его действия;
  • подвижная цена - зафиксированная при заключении контракта цена, которая сможет быть пересмотрена в дельнейшем, если рыночная цена товара к моменту его поставки изменится;
  • скользящая цена - цена исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной цены с учетом изменения в издержках производства, произошедших в период исполнения контракта.

         2. Розничные цены - цены, по которым  товары реализуются конечному потребителю (населению). Использование розничных цен обычно сопровождается налоговыми расчетами.

        3. Закупочные цены - цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям.

         4. Договорные цены - это цены, устанавливаемые по договоренности между производителями и потребителями, которые фиксируются в договорах между контрагентами.

Основными каналами продаж продукции растениеводства в  анализируемом хозяйстве являются: рынок (закупочные цены) и работники хозяйства (цены, устанавливаемые по распоряжению руководителя хозяйства) (Таблица 15). Причем большая часть реализуется на рынке. Показатели размера продаж варьируют за анализируемый период, так в 2009 году наблюдается увеличение объема реализуемой продукции, хотя выручка низкая, это говорит о низкой средней цене продаж.

Зерно реализуют работникам организации, как правило, в счет заработной платы.

Таблица 15

Каналы реализации зерна

Наименование канала

2008 год

2009 год

2010 год

ц

выручка, тыс. руб

ц

выручка, тыс. руб

ц

выручка, тыс. руб

Рынок

18731

8238

41878

8161

10754

5010

Информация о работе Эффективность производства и реализации зерна на предприятии на примере ООО «Агро-Колос»