Информационное обеспечение моделей развития национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы становится исследование проблем механизма информационного обеспечения моделирования развития национальной экономики, а также разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели определим главные задачи курсовой работы:
В первой главе раскрыть сущность и значение моделирования национальной экономики, показать роль информации в осуществлении этих процессов, рассмотреть ее виды и показатели.
Во второй главе изучить сущность и проблемы информационной базы экономики нашей страны, представить способы оценки качества и достоверности информации по ВВП, который является важнейшим показателем развития национальной экономики, а также предложить пути совершенствования информатизации процессов моделирования экономических процессов страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.......................................................................................................5
1.1. Сущность и значение моделей развития национальной экономики.....5
1.2. Понятие и роль информации и ее использование в моделях развития национальной экономики......................................................................................8
1.3. Показатели качества информации...........................................................21
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ................................................................24
2.1. Сущность и проблемы информационной базы экономики России.......24
2.2. Оценка качества и достоверности информации по ВВП.....................27
2.3. Пути совершенствования информатизации моделирования развития национальной экономики....................................................................................29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Полезность — категория, применяемая в экономико-математических исследованиях для характеристики результатов, эффективности экономических решений или деятельности. Полезность означает достаточную для конкретной цели способность описания и предсказания реальных явлений, т. е. моделирования. Этому термину придается различный смысл в ряде областей знания: в экономике, социологии, психологии, в теории игр. Широко распространены теории, которые строятся на базе субъективной полезности, т. е. оценки тех или иных ресурсов с точки зрения отдельного потребителя или производителя. Чаще всего это просто удобный способ для количественного описания сопоставлений между затратами и усилиями, с одной стороны, и результатами — с другой, в весьма широком круге разнообразных экономико-математических задач. Такое сопоставление принято выражать в виде функции, для которой аргументом являются затраты, усилия, разные альтернативы потребления благ. Такая функция называется функцией полезности. Важно подчеркнуть, что полезность благ — переменная величина, которая изменяется при изменении уровней потребления и количества благ. Лишь в условиях относительно малых отклонений в уровнях потребления с показателем полезности можно обращаться как с неизменной величиной. Полезность теоретически может быть определена количественно (количественная полезность) и в виде порядка некоторых величин, причем сами эти величины не измеряются (порядковая полезность).

 

1.3. Показатели качества информации

Возможность и эффективность  использования информации обусловливаются  такими основными ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного  отражения свойств объекта. Важнейшее  значение здесь имеют:

- правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;

- обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.

Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям.

Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической  информации в сообщении к объему обрабатываемых данных, т.е. с увеличением содержательности информации растет семантическая пропускная способность информационной системы, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объем данных.

Наряду с коэффициентом содержательности, отражающим семантический аспект, можно использовать и коэффициент информативности, характеризующийся отношением количества синтаксической информации (по Шеннону) к объему данных .

Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для  принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты  информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.

Доступность информации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователя форме. Это достигается, в частности, и путем согласования ее семантической формы с тезаурусом пользователя.

Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик  и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность информации означает ее поступление не позже  заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения  поставленной задачи.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с  необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной  вероятностью необходимой точности, т. е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать  на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1. Сущность и проблемы информационной базы экономики России

Главной силой «новой индустриальной революции, которая  многократно увеличивает возможности  человеческого интеллекта» становятся новые коммуникационные и информационные технологии. На сегодняшний день во всех ведущих странах, использующих информационные технологии в национальных интересах, разрабатываются и действуют государственные программы по вхождению в глобальное информационное общество. Эти программы, содержат ответы на три основополагающих вопроса:

1) цель создания в  стране информационного общества;

2) определение средств  и путей достижения этой цели, направленных на расширение сферы  применения информационных технологий, упрощение доступа к информации, создание политических, экономических, культурных и правовых условий, способствующих усилению равномерности национального информационного пространства;

3) распределение политических, экономических, финансовых и организационных  ролей и ответственности между  участниками - государством, обществом, бизнесом.

 В России наблюдается  бурное развитие телекоммуникационных  сетей, Интернет, мобильной связи.  Внедряются новые информационные  технологии, развивается компьютерная  пресса, открываются и новые сайты,  многочисленные компании предлагают  услуги IP-телефонии, реализуют сотовые телефоны, компьютеры, модемы и т.д., но все вышеописанные процессы развиваются достаточно стихийно, с непонятным пока знаком для общества, с неясными и неопределенными последствиями.

 В России, на сегодняшний  день не существует оформившейся общенациональной стратегии вхождения страны в глобальное информационное пространство, не выработаны приоритеты, не сформулированы цели, не осознаны альтернативы. В настоящее время принят ряд федеральных программ, прежде всего, в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Примерами являются межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» , Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки», Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды». Федеральная целевая программа «Электронная Россия» посвящена преимущественно проблемам совершенствования взаимодействия органов власти между собой и хозяйственными субъектами. При всем этом следует отметить, что вышеперечисленные программы разрознены и не скоординированы. Можно выделить три класса этих проблем.

Первый класс составляют проблемы развития технологического базиса информационного общества и перехода к нему. Главное здесь состоит в обеспечении адекватного социально-экономической ситуации уровня функционирования и развития следующих основных составляющих этого базиса:

национальных информационных ресурсов - баз и банков данных, всех видов архивов, системы депозитариев государственных ИР, библиотек и музейных хранений и пр. и обеспечения широкого свободного доступа к ним;

информационно-коммуникационной инфраструктуры - территориально распределенных государственных и корпоративных  компьютерных сетей, телекоммуникационных сетей и систем специального назначения и общего пользования, линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур и правовых механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование;

информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий - базовых, прикладных и обеспечивающих, систем и средств их реализации, сетевых технологий обеспечения  доступа к информации;

производства и потребления информационных продуктов и услуг для органов власти и управления всех уровней, субъектов экономической деятельности и населения;

научно-производственного  потенциала информатизации, телекоммуникаций и связи - организаций и предприятий  фундаментальной и прикладной науки в областях информатики, вычислительной техники, телекоммуникаций и связи, конструкторско-технологической и производственной баз их развития, в том числе оборонного назначения;

рынка информационных технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, связи, информационных продуктов и услуг;

наконец, технологий, структур и механизмов функционирования и  развития электронных СМИ.

Второй класс проблем  обусловлен тем, что Россия должна строит свою стратегию перехода к информационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации и т.п.).

Третий класс проблем  определяется социально-экономическими и социально-культурными предпосылками  перехода сегодняшней России к информационному  обществу.

Успешность продвижения  к информационному обществу находится  в прямой зависимости от информационной подготовки общества. В обществе доминирует недооценка роли информации в экономике. Информация недостаточно востребуется аппаратом управления, отсутствует регулярное информирование населения органами государственной власти и управления о своей деятельности. Совершенно недостаточна компьютерная грамотность населения. Значительна роль негативных факторов в экономике и демократизации общественной жизни, определяемая традициями и стереотипами общественного сознания и поведения. Закрытость и дефицит информации еще не начали сменяться ее достатком, свободой ее выбора и использования. Быстрой информатизации негосударственного сектора экономики еще недостаточно. Поэтому проблемы подготовки общества к жизни в информационном мире лежат в глубинных социально-культурных пластах и их решение займет десятилетия.

Большой остротой отличаются региональные проблемы информатизации. Сегодня основные закупки техники  и программных средств идут в  регионах. Информационные системы в  разных городах и регионах, базы данных государственного значения, например, земельный кадастр, создаются по разной идеологии. Вообще региональным проблемам информационного обеспечения вертикали управления, защиты информационных ресурсов и решения информационно-правовых проблем демократизации общественной жизни на местах должно быть уделено особое внимание. При этом необходимо учитывать реальную неравномерность процессов информатизации по регионам страны.

 

2.2. Оценка качества и достоверности информации по ВВП

ВВП является важнейшим показателем развития национальной экономики. В России с 1988 показатель ВВП определяется по методике ООН. В 1993 году были внесены изменения в СНС, в ООН. Использовался метод Хикса при подсчете ВВП. Несмотря на то, что в 1996 методика СНС изменилась, в РФ используется методика 1993 года.

 Статистические данные в России проверяются лишь временем, никаких иных официальных проверок цифр официальной статистики пока не существует. Как следует из доклада "ВВП: качество и достоверность информации", подготовленного экспертами аудиторско-консалтинговой компании ФБК, при практикуемых сегодня методах подсчета, нельзя быть точно уверенным в том, что публикуемые данные о размере ВВП соответствуют действительности. Данные, публикуемые "Росстатом", в принципе точны, но устаревшая методика подсчета и отсутствие официальных проверок качества информации ставят под сомнение точность прогнозов, создаваемых на основе статистических данных. Проблемы начинаются уже со сбора данных: статистический регистр, который ведет "Росстат", охватывает всего 2,3 млн. предприятий, в то время как налоговый - 4,4 млн. Некоторые виды деятельности, особенно в сфере платных услуг, практически полностью обделены вниманием статистиков. На этапе обработки данных признанный самым точным в зарубежной практике метод так называемого двойного дефлятирования не используется. Вместо этого "Росстат" использует одинарное дефлятирование и метод экстраполяции по темпам изменения объема выпуска. Оба подхода основаны на предположении о совпадении темпов роста выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости, однако совсем не учитывают происходящие технологические изменения. Все это приводит к тому, что "Росстат", получая уточненные данные, вынужден пересматривать свои же выводы, со временем уточняя их. Наиболее точных оценок удается добиться лишь в рамках предусмотренной регламентом итоговой оценки спустя два года.

Информация о работе Информационное обеспечение моделей развития национальной экономики