Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:02, курсовая работа
В настоящее время появилось большое количество литературы, посвященной непосредственно теории массового обслуживания, развитию ее математических аспектов, а также различных сфер ее приложения - военной, медицинской, транспортной, торговле, авиации и др.
Теория массового обслуживания опирается на теорию вероятностей и математическую статистику. Первоначальное развитие теории массового обслуживания связано с именем датского ученого А.К. Эрланга (1878-1929), с его трудами в области проектирования и эксплуатации телефонных станций.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ обслуживание
В настоящее
время появилось большое
Теория массового обслуживания опирается на теорию вероятностей и математическую статистику. Первоначальное развитие теории массового обслуживания связано с именем датского ученого А.К. Эрланга (1878-1929), с его трудами в области проектирования и эксплуатации телефонных станций.
Теория массового
обслуживания — область прикладной
математики, занимающаяся анализом процессов
в системах производства, обслуживания,
управления, в которых однородные
события повторяются
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживания, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами. Задачи теории массового обслуживания носят оптимизационный характер и в конечном итоге включают экономический аспект по определению такого, варианта системы, при котором будет обеспечен минимум суммарных затрат от ожидания обслуживания, потерь времени и ресурсов на обслуживание и от простоев каналов обслуживания.
В коммерческой деятельности применение теории массового обслуживания пока не нашло желаемого распространения.
В основном это связано с трудностью постановки задач, необходимостью глубокого понимания содержания коммерческой деятельности, а также надежного и точного инструментария, позволяющего просчитывать в коммерческой деятельности различные варианты последствий управленческих решений.
Теория массового обслуживания опирается на теорию вероятностей и математическую статистику.
На первичное развитие теории массового обслуживания оказали особое влияние работы датского ученого А.К. Эрланга (1878-1929).
Теория массового обслуживания – область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др.
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживан6ия, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами.
Задача теории массового обслуживания – установить зависимость результирующих показателей работы системы массового обслуживания (вероятности того, что заявка будет обслужена; математического ожидания числа обслуженных заявок и т.д.) от входных показателей (количества каналов в системе, параметров входящего потока заявок и т.д.). Результирующими показателями или интересующими нас характеристиками СМО являются – показатели эффективности СМО, которые описывают способна ли данная система справляться с потоком заявок.
Задачи теории массового обслуживания носят оптимизационный характер и в конечном итоге включают экономический аспект по определению такого варианта системы, при котором будет обеспечен минимум суммарных затрат от ожидания обслуживания, потерь времени и ресурсов на обслуживание и простоев каналов обслуживания.
Канатами обслуживания СМО называются обслуживающие устройства, входящие в систему, например приборы станции, линии связи, рабочие точки, вычислительные машины и др.
Одноканальные и многоканальные СМО выделяются числом каналов обслуживания. Заявки (требования) на обслуживание поступают в случайные моменты и образуют случайный поток заявок. Случайность времени поступления заявок может приводить к очередям или простаиванию каналов.
Таким образом, СМО включает входящий поток заявок, очередь, поток не обслуженных заявок, выходной поток обслуженных заявок.
СМО с отказами – это система, в которой заявка, поступившая в момент времени, когда все каналы заняты, получает отказ. В СМО с ожиданием такая заявка становится в очередь на обслуживание.
Теория массового обслуживания имеет своим предметом построение математических моделей СМО, позволяющих определить показатели эффективности СМО по заданным условиям работы СМО и характеру потока заявок.
Показателями эффективности СМО выступают средние значения (математические ожидания) соответствующих случайных величин и вероятности соответствующих случайных событий, например среднее число заявок за единицу времени, среднее число заявок в очереди, вероятность отказа в обслуживании без ожидания и т.п.
Перечень характеристик систем массового обслуживания можно представить следующим образом:
В результате показатели эффективности функционирования СМО выражаются через параметры СМО и потока заявок, а также зависят от характера работы СМО. В теории обычно накладываются упрощающие ограничения на вид потоков заявок. Среди таких ограничений выделяются следующие:
Предметом изучения в курсе "Моделирование дискретных систем" являются Q-системы или системы массового обслуживания (СМО).
Системой массового обслуживания называется система, процесс функционирования которой является, по сути, процессом обслуживания, который состоит в предоставлении той или иной услуги, определяемой из функционального назначения системы. Объект обслуживания в СМО называется требованием или заявкой. Общепринятое графическое представление простейшей СМО имеет вид:
Процесс функционирования СМО включает в общем случае следующие этапы:
Изучение любой системы, в том числе и СМО, предполагает ее формализацию (описание), т.е. определение параметров системы, необходимых и достаточных для анализа характеристик ее функционирования.
Для формализации любой СМО необходимо описать:
Прежде чем описать процесс поступления заявок приведем необходимые обозначения и определения.
Пусть t1, t2, t3, ... , tk, ... — моменты поступления в систему 1-го, 2-го, 3-го, ..., k-го, ... требований:
Обозначим через tk = tk – tk-1 промежуток времени между моментами прихода (k–1)-го и k-го требований, который называется интервалом прихода k-го требования (k = 1, 2, 3, ...).
Если интервалы прихода всех заявок являются постоянными, т.е. , то такой поток называется детерминированным или регулярным. Однако, как правило, интервалы прихода tk являются случайными величинами, и соответствующий поток заявок называется стохастическим или случайным. Очевидно, что регулярный поток является частным случаем случайного потока.
Для описания стохастического потока (стохастического процесса поступления) заявок необходимо задать функцию распределения случайного в общем случае интервала прихода для каждой заявки:
. (2.1)
Поток заявок, для которого
функции распределения
называется рекуррентным. Другими словами, для рекуррентного потока интервалы прихода (t ) всех заявок распределены по одному и тому же закону.
Важная характеристика любого потока — это его интенсивность, которая обозначается через l(t) и определяет среднее число заявок, поступающих в систему в единицу времени. Если интенсивность поступления l(t) не зависит от времени, т.е. l(t) º l, то такой поток называется стационарным.
Величина а, обратная интенсивности l (а=1/l), определяет среднее значение интервалов прихода или средний интервал поступления заявок.
Если в каждый момент времени t1, t2, t3, ... поступает только одна заявка, то такой поток называется ординарным, в противном случае — групповым (могут приходить одновременно две или более заявок). В дальнейшем рассматриваются только рекуррентные, стационарные и ординарные потоки.
Поток заявок называется потоком без последействия, если заявки поступают независимо друг от друга или другими словами момент поступления очередной заявки не зависит от того, когда пришла последняя заявка и от того, сколько их пришло.
При анализе СМО важное место занимает так называемый простейший поток. Простейшим называется поток, в котором интервалы поступления заявок распределены по экспоненциальному закону:
. (2.2)
Очевидно, что параметр l данного экспоненциального распределения является интенсивностью соответствующего простейшего потока.
Простейший поток является потоком рекуррентным стационарным ординарным и без последействия и, наоборот, любой рекуррентный стационарный, ординарный поток без последействия является простейшим.
Простейший поток обладает следующими свойствами.
2) Если из
простейшего потока
3) Число заявок N(t) простейшего потока, поступающих в СМО за время t, будучи случайной целочисленной дискретной величиной, распределено по закону Пуассона:
(2.3)
Поэтому очень часто простейший поток называют стационарным Пуассоновским потоком. Такое же выражение было получено (см. пособие "Математические основы моделирования дискретных систем") и для простейшего процесса чистого размножения, что позволяет утверждать: процесс чистого размножения является адекватной моделью простейшего потока.
Таким образом, для описания рекуррентного, стационарного и ординарного процесса поступления заявок необходимо в общем случае задать функцию распределения интервалов их поступления. Однако не всегда бывает известной функция распределения. В таких случаях вместо неизвестной функции распределения для описания входного потока задаются интенсивность l (или средний интервал а=1/l) и коэффициент вариации (КВ) nа интервалов поступления, что оказывается достаточным для многих теоретических и практических приложений. Более того, в большинстве аналитических исследований в качестве входного потока заявок рассматривается простейший поток, ибо только в этом случае удается получать сколько-нибудь содержательные результаты анализа СМО. А для описания простейшего потока достаточно задать интенсивность l, т.к. при этом КВ nаº1 в силу экспоненциального характера распределения интервалов поступления заявок.