Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 06:32, контрольная работа
АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.
Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.
1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество:
1.1 Формирование АТЭС;
1.2 Отличие АТЭС от других группировок стран;
1.3 Россия и АТЭС;
1.4 АТЭС и мировая экономика.
2. Характеристика экономического развития стран Восточной Европы.
3. Вхождение России в мировой рынок.
4. Протекционизм как барьер в развитии международных торговых отношений. Проблема торговых войн.
Негосударственное (частное) образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
Факультет предпринимательство
Кафедра экономики и менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мировая экономика»
Вариант 5
Выполнила:
студентка 3 курса
группы 23131.Б
Головина Н.Е.
Руководитель:
Профессор,к.э.н.
Маркова А.В.
Томск 2014
ЗАДАНИЕ
1. Азиатско-Тихоокеанское
1.1 Формирование АТЭС;
1.2 Отличие АТЭС от других группировок стран;
1.3 Россия и АТЭС;
1.4 АТЭС и мировая экономика.
2. Характеристика экономического
развития стран Восточной
3. Вхождение России в мировой рынок.
4. Протекционизм как барьер в развитии международных торговых отношений. Проблема торговых войн.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
1.1 Формирование АТЭС
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -международная (региональная) экономическая организация.
АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57 % мирового ВВП и 48 % объёма мировой торговли.
Образовано в 1989 в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.
АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.
Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.
Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
В АТЭС входит 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и две территории - Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС.
В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.
1.2 Отличие АТЭС от других группировок стран
Между крупнейшими современными региональными экономическими блоками развитых стран - ЕС, НАФТА и АТЭС - есть существенные различия. Во-первых, ЕС имеет гораздо более высокий уровень интеграции, что является результатом ее более долгой истории. Во-вторых, если ЕС и АТЭС являются полицентрическими группировками, то в НАФТА ярко видна асимметрия экономической взаимозависимости. Канада и Мексика не столько партнеры по интеграционному процессу, сколько конкуренты на американском рынке товаров и рабочей силы. В-третьих, НАФТА и АТЭС более разнородны, чем партнеры по ЕС, поскольку включают новые индустриальные страны «третьего мира» (в АТЭС есть даже еще менее развитые страны, такие как Вьетнам и Папуа-Новая Гвинея). В-четвертых, если в ЕС уже сложилась система надгосударственных органов управления то в АТЭС эти органы гораздо слабее, а североамериканская интеграция вообще не создала регулирующих взаимное сотрудничество институтов (США не желают реально делить со своими партнерами функции управления). Таким образом, западноевропейская интеграция является более прочной, чем конкурирующие с ней экономические блоки других развитых стран.
1.3 Россия и АТЭС
Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. Поэтому уже в марте 1995 по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в Форум, в 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.
В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» - неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.
Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.
К сожалению, даже в середине 2000-х связи большинства стран-участниц АТЭС с Россией довольно слабы, им не хватает информации о нашей стране и её деловых кругах. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими государственными ведомствами и деловыми кругами.
Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР - это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в силу того, что этот регион сегодня стал одним из самых динамично развивающихся». На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере - борьбу с терроризмом.
1.4 АТЭС и мировая экономика
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами.
За 1990-2000 гг. доля экспорта стран - членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта - с 65,4 до 68,1%.
Вес стран АТЭС в мировой экономике и народонаселения весьма впечатляет. На них приходится почти 40 процентов населения нашей планеты. Но еще более значима роль стран АТЭС в мировом хозяйстве. В 1994 году они производили 56 процентов мирового продукта. Велика доля этих стран в международной торговле. С 36,2 процента в 1980 году она возросла в 1994 году до 45 процентов, что объясняется главным образом резким увеличением экспорта стран Восточной Азии. За пятилетие (до 1994 года) совокупный доход стран АТЭС увеличивался на 9,6 процента в год по сравнению с расширением всего мирового экспорта за это время на пять процентов.
Главными производителями не только в АТЭС, но и во всем мире в 1994 году были США (26,5 процента) и Япония (17 процентов). На Китай приходилось тогда 2,5 процента мирового производства (расчеты МБРР), и по этому показателю он был третьим среди стран АТЭС. Существуют, однако, и другие, пожалуй, более точные расчеты, исходящие из так называемого паритета покупательных способностей валют (ППСВ). Хотя и в этом случае совокупная доля стран АТЭС в мировом производстве примерно такая же (54 процента), а США сохраняют роль мирового лидера. Но совершенно по-другому выглядит в этом случае положение Китая, который перемещается на второе место, обходя Японию. Характерно, что Азиатско-Тихоокеанский регион включает в себя некоторые из наиболее быстро развивающихся стран мира. Это прежде всего страны Восточной Азии, темпы экономического роста которых в последнее десятилетие составляли примерно 8,5 процента в год. По оценке английского журнала "Экономист", темпы развития стран АТЭС в период до 2000 ежегодно будут превышать 5,5 процента. По некоторым признакам к 2020 году их доля в мировом производстве, исчисленная по ППСВ, составит примерно две трети его объема. Однако вполне вероятно, что к этому времени внутри группировки произойдут еще большие изменения, поскольку допускается возможность, что Китай в первом или втором десятилетии следующего столетия сможет (по критериям ППСБ) стать крупнейшей экономической державой мира.
Страны АТР уже характеризуются высокой степенью взаимозависимости. Это - одна из причин образования АТЭС как важнейшего регионального форума в мире, 73 процента товарооборота стран АТЭС в 1995 году осуществлялось в рамках этой организации. Экономический рост в странах объединения и происходящие там структурные изменения, как правило, направлены на усиление региональной взаимозависимости. Среди восточно-азиатских государств Япония во все возрастающей степени делает ставку на развитие научно-исследовательских отраслей, тогда как новые индустриальные страны региона ("Азиатские тигры") все больше вторгаются в отрасли, где прежде доминировала Япония. Китай и те страны АСЕАН, которые менее развиты в промышленном отношении, стали конкурентоспособными поставщиками трудоемких видов продукции. Китай является теперь крупнейшим в мире экспортером таких товаров, тогда как "азиатские тигры" стали покупать этой продукции больше, чем ее продают,
Привлечение прямых инвестиций извне также является важным средством цементирования взаимозависимости. В АТЭС входят три главнейшие в мире участника движения капиталов: США, Японии и Китай, являющийся к тому же основной сферой приложения инвестиций. Почти половина их поступает в АТЭС из этих стран. Прямые иностранные инвестиции в регионе способствуют его быстрому экономическому росту. По подсчетам МБРР, капиталовложения в восточно-азиатские страны среднего и относительно низкого развития составляли в 1993-95 годах 3,1 процента их ВВП, или были вдвое выше, чем в любой другой экономической группировке стран мира.
В 1993 году средний уровень импортных пошлин исчислялся для стран АТЭС примерно в 14 процентов. Наиболее высокие таможенные барьеры воздвигались перед сельскохозяйственными и готовыми промышленными товарами. Однако в дальнейшем тарифы стали быстро снижаться. За последние годы на промышленную продукцию они уменьшились в Южной Корее на 62 процента, в Малайзии на 49 процентов, на Филиппинах на 36, в Таиланде на 53, в Японии на 33 процента.
2. Характеристика экономического развития стран Восточной Европы
Экономическая ситуация в странах Восточной Европы представляла собой не циклическое или краткосрочное явление, а результат глубокого долгосрочного спада. В странах с плановой экономикой кризис имел тяжелые последствия для их технологического прогресса, экономической эффективности, экологии, уровня жизни населения.
После событий 1980-1990-х годов в странах Восточной Европы и распада СССР. Чехословакии, Югославии Варшавский военный договор прекратил свое существование. Совет экономической взаимопомощи распался. Государства, расположенные в центре и на востоке Европы, перестали представлять собой закрытый торговый блок, их экономические системы ориентируются на открытый рынок. Политические и идеологические позиции этих государств если не совпадают, то и не противостоят западным странам.
Перспективы экономического развития стран Восточной Европы зависят от нескольких факторов: последовательного проведения реформ, влияния технической и финансовой помощи развитых стран.
Венгрия, Польша, Чехия и Словакия благодаря принятым интенсивным мерам добились больших успехов в экономических преобразованиях. Болгария, страны бывшей Югославии и Румыния отстают в темпах реформирования экономики.
Страны Восточной Европы следуют модели преобразований, предложенной МВФ, которая включает системные элементы.
1. Макроэкономическая стабилизация и контроль. Проведение стабилизационной программы:
- ужесточение налоговой
- ужесточение кредитной политики;
- антиинфляционная политика;
- пересмотр показателей затрат
в целях урегулирования
2. Реформа цен и рынка:
- реформа внутренних цен;
- либерализация внешней
- свободная структура
- реформа банковской системы.
3. Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной структуры:
- упрощение открытия и закрытия предприятий, оформления права частной собственности;
- отраслевая и производственная реформа, ликвидация монополий.
4. Пересмотр роли государства:
- законодательная реформа (конституционная, имущественная, контрактная, банковская, конкурентная и т. д.);
- реформа информационной структуры (учет, контроль);
- институциональная система
- социальная сфера (страхование от безработицы, пенсионное обеспечение, нетрудоспособность, социальные услуги: здравоохранение, образование и пр.).
Оживление экономики в странах ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ происходит главным образом на основе расширения экспорта и коренной перестройки экономики. Ключевую роль сыграло оживление в промышленности.
В странах ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ сформировалось два основных подхода к реформированию экономики. Первый - поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях создания смешанной экономики и социального рыночного хозяйства (Венгрия). Второй - это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные на создание экономики либерального типа. Ставится задача - приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Чехия, Словакия. Болгария, Румыния).
Информация о работе Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество