Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 06:32, контрольная работа

Краткое описание

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.
Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Содержание

1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество:
1.1 Формирование АТЭС;
1.2 Отличие АТЭС от других группировок стран;
1.3 Россия и АТЭС;
1.4 АТЭС и мировая экономика.
2. Характеристика экономического развития стран Восточной Европы.
3. Вхождение России в мировой рынок.
4. Протекционизм как барьер в развитии международных торговых отношений. Проблема торговых войн.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

В период существования Совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) основными торговыми партнерами стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ были СССР и другие социалистические государства. После распада СССР

и переориентации стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ на Западную Европу внешнеэкономические связи партнеров по. СЭВ сократились в несколько раз. В настоящее время товарооборот ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ со странами СЯГ с оставляет 13-15%. В целом структура российского экспорта и импорта со странами Центральной и Восточной Европы считается нерациональной, так как значительную долю в экспорте России занимают сырьевые ресурсы (до 80%), а в импорте - продовольственные товары и товары широкого потребления (более 40%). Тем не менее возобновление экономических связей со . странами СНГ на новой взаимовыгодной основе - одно из направлений внешнеэкономического курса стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.

Несмотря на падение товарооборота, некоторые страны Центральной и Восточной Европы продолжают оставаться довольно крупными торговыми партнерами России. Они обеспечивают российский рынок более дешевыми по сравнению с развитыми странами продукцией машиностроения, товарами народного потребления, медикаментами, продовольствием.

Интересам России отвечает расширение инвестиционного сотрудничества, которое является одним из важных способов продвижения машинно-технических изделий на рынки восточноевропейских стран. Российские организации на конкурсной основе могли бы принимать более активное участие в строительстве народнохозяйственных предприятий, модернизации и реконструкции действующих объектов промышленного комплекса стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. В этом плане можно использовать в качестве благоприятствующего фактора наличие на террито-. риях этих стран большого количества предприятий, сооруженных при содействии бывшего СССР, большинство из которых нуждается в коренной реконструкции и модернизации.

Страны ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, в свою очередь, могут активно приглашаться к строительству в России элементов инфраструктуры, модернизации и реконструкции мощностей по выпуску потребительских товаров, объектов нефтяной и газовой промышленности, социальной сферы и др.

Например, улучшению торгово-экономических отношений России и Болгарии может способствовать Болгаро-российский индустриальный центр в Софии, который призван оказывать помощь предприятиям России и Болгарии в установлении деловых контактов на основе маркетинга, консультаций. Заключен ряд соглашений в области транспорта. Создана группа по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, которая помогает наладить перевозку грузов с использованием водного пути Рейн - Майн - Дунай - Черное море - внутренние воды России. Широкое развитие получает межрегиональная торговля. В 1995 г. создан Болгаро-российский инвестиционный банк, который призван содействовать созданию совместных предприятий, технологическим разработкам и обмену продукцией промышленного назначения.

Важный торговый партнер России - Польша. Географическая близость и многолетний опыт традиционных деловых контактов России и Польши: рыночная основа отношений, Договор о торговом и экономическом сотрудничестве, Соглашение о поощрении и взаимной защите капитальных вложений способствуют развитию российско-польских отношений.

Расширяется структура российского экспорта в Польшу: кроме нефти и газа это товары химической промышленности, автомобили. вагоны метрополитена. Польский экспорт составляют это продовольствие и сельскохозяйственные товары, фармацевтические товары и косметика, машины и оборудование. Большое развитие получила региональная торговля. Активно развивается сотрудничество Калининградской области, Санкт-Петербурга, Архангельской, Ленинградской, Калужской, Самарской, Смоленской областей с регионами Польши. Через Польшу будет проходить газопровод «Ямал - Западная Европа». Протяженность газопровода по территории Польши составляет 665 км (через 9 польских воеводств).

На современном этапе, несмотря на подготовку к вступлению в ЕС, страны ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ стремятся развивать отношения со своими бывшими партнерами.

 

3. Вхождение  России в мировой рынок

Внешняя торговля предполагает вывоз и ввоз товаров и услуг в отношениях между странами. Это главная форма внешнеэкономических связей, осуществляемая самостоятельно или в качестве опосредования других форм. Внешнеторговые связи осуществляются за наличные, по клирингу, в кредит и на условиях бартера.

Бартер представляет собой эффективную при определенных условиях форму международного экономического сотрудничества. При бартерной сделке предполагается безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами.

Рассмотрим теперь роль инвестиций в Российскую экономику. Что бы торговать на международном рынке, нужно иметь достаточно большой капитал. По данным Всемирного банка, чтобы быть сравнимой с показателями стран, выходящих сегодня на мировой рынок, капитализация российского рынка ценных бумаг должна в ближайшие 20 лет достичь 1000 млрд. долларов, то есть увеличиться в 35 раз.

В сегодняшней обстановке, России ничего не остается, как только привлекать инвестиции. В этом нет ни чего страшного, так как многие страны Восточной Европы, по привлечения иностранного капитала, оставили далеко позади Россию (объем прямых иностранных инвестиций, направленных в российскую экономику в 1989-1996гг., был равен 6 миллиардам долларов - в семь раз меньше, чем в Китае только за 1996г.)

Один из аспектов опыта зарубежных стран с переходной экономикой связан с привлечением и использованием иностранных инвестиций, в первую очередь "прямых". Иностранный капитал, вложенный в модернизацию существующего производственного потенциала и создания новых предприятий, способен внести существенный вклад в преодолении кризиса. Содействовать оживления экономической активности, расширению предложений товаров и услуг на внутреннем рынке и развитию экспортного производства. Стабилизация валютно-финансового сектора экономики.

В России было положительное, до 20 миллиардов долларов в год сальдо внешней торговли. Продаем больше, чем покупаем. Вроде бы блюдем свой интерес.

Но положительного сальдо само по себе еще ни о чем не говорит. Япония или Германия продают изделия обрабатывающей промышленности - свой труд. И за счет этого расширяют производство, создают новые рабочие места, приумножают богатство государства. В экспорте России 80% занимает сырье. Такая структура внешней торговли типична для экономики слабой, колониально зависимой страны. Мы вывозим большую часть производимой сырьевой продукции и обмениваем на продукты труда и интеллекта, что тормозит развитие производительных сил России. Проедая свои природные богатства, мы допустили деградацию наукоемкой промышленности - основы современного экономического роста. Хотя в 1993 году были установлены тарифы на экспорт сырья(что приносило в казну определенный % с экспорта), но в 1996г. и они были отменены. Но поскольку поступления от внешней торговли были заложены в бюджет, то глава правительства одновременно повысил акцизы на нефть и газ. Это вызвало значительное повышение внутренних цен на энергоносители. Получается, что население России теперь субсидируют продажу сырья в развитые страны. Такая экономическая политика обусловила снижение конкурентоспособности отечественной промышленности. Государство лишается принадлежащей ей части природной ренты, а она составляет огромную сумму - около 10 миллиардов долларов в год.

По платежному балансу страны видно, что львиная доля выручки остается за рубежом на личных счетах. Происходит бегство капитала.

Еще одной дестабилизирующем фактором стал "Валютный коридор". В 1991г. подняли в несколько раз, обменный курс рубля - это означает, что рост внутренних цен обогнал снижение обменного курса к доллару в несколько раз. Следовательно, цены на импортные товары по сравнению с ценами на российские упали в несколько раз. В такой же мере упала конкурентоспособность отечественного производства. Это - беспрецедентный в мировой истории пример уничтожения государством собственной промышленности посредством губительной макроэкономической политики.

- Но была ли альтернатива  такому курсу?

Безусловно. Россия обладала большими заделами конкурентоспособной продукции. Мы держали внутренние цены на энергоносители ниже мировых. Поддерживали конкурентоспособность обрабатывающей промышленности и низкий курс рубля, государство поощряло машиностроительный экспорт. Его рост достигал 14%. Но с середины 1993г. правительство Черномырдина начало увеличивать цены на энергоносители, транспортные тарифы, а вместе с Центробанком резко подняло курс рубля - и все рухнуло.

Прискорбно, что за 5 последующих лет правительство не приняло ни одной серьезной меры для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя. Между тем иностранные кампании используют в России приемы недобросовестной конкуренции.

Можно привести примеры. Если чужой рынок заполняется фальсифицированными, потому и дешевыми, товарами.

Россия заполнена ширпотребом. Большинство этих товаров нельзя продавать: они не соответствуют российским стандартам качества, но они по цене ниже, чем наши отечественные и поэтому широко распространены. По этому наша промышленность находиться в упадке.

Следующий крах рубля произошел в августе 1997г., не смотря на все отрицательные моменты, есть и положительные. Стало не выгодно импортировать товар, так как цена него, превышала в несколько раз отечественный товар. Промышленность и аграрный комплекс стал медленно ставать на ноги.

 

4. Протекционизм  как барьер в развитии международных торговых отношений. Проблема торговых войн

Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio -- защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь протекционизма с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «... вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны).

Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, т. к. он ограничивает конкуренцию.

Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (напр. географическое положение и т.п.). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы с более эффективных производств в пользу менее эффективных, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

Протекционизм, в частности, одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.

Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные (и не только) товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.

Проблемы в торговле продовольствием были основной частью торговой войны, которая началась между странами в 2006 году, после ставшего рубежом в союзнических отношениях объявления о переходе к рыночным условиям. В ответ на ограничения для российских товаров на белорусском рынке (особенно это касалось пива, сигарет, алкоголя) Россия ограничила поставки белорусского сахара, конфет, выпускаемых под некогда общими советскими брендами. Спустя какое-то время проблемы возникли на мясо-молочном участке. Россия ввела требование обязательного инспектирования предприятий - импортеров продукции Россельхознадзором. В результате многие белорусские предприятия такого разрешения не получили. Инспекторы после проверки заявили о несоответствии их продукции стандартам качества, существующим в России. После того как удовлетворить требования российских ветинспекторов не удалось, белорусские производители, а вслед за ними и некоторые чиновники стали говорить то о рейдерстве в отношении некоторых белорусских предприятий, то о намерении российских производителей руками чиновников и вовсе убрать конкурентов с поля.

В глобальной торговой войне главными действующими лицами будут три основных региональных объединения, которые контролируют львиную долю мирового экономического потенциала: Северная Америка, ЕС и Азия. Рост экономики этих регионов в случае повышения пошлин затормозится соответственно на 1,2, 2,8 и 3,2 п. п. В случае, если мягкая "торговая война" перерастет в полноценное экономическое противостояние, когда регионы отгородятся друг от друга запретительными пошлинами, потери могут быть в разы больше. Руководители компаний, опрошенных EIU, также прогнозируют, что рост мировой экономики в среднесрочной перспективе составит не больше 1,5% в год, если протекционистские тенденции возобладают, в то время как сохранение относительно либеральной торговли обеспечит рост на уровне 4,5%.

Информация о работе Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество