Влияние трубопроводного транспорта на окружающую природную среду. Экологические проблемы трубопроводного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 10:02, реферат

Краткое описание

Находясь в постоянном взаимодействии с природой, человек все острее ощущает необходимость налаживания таких взаимосвязей с окружающей средой, при которых был бы обеспечен устойчивый экологический компромисс, не нарушающий естественного природного баланса и эволюционного развития планеты. На этом пути человечество имеет огромные неиспользованные резервы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и конструктивные особенности трубопроводного транспорта 5
1.1. Классификация трубопроводов 5
1.2. Конструктивные схемы линейной части трубопроводов 7
Глава 2. Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду 11
2.1. Влияние трубопроводного транспорта на приземный слой атмосферы 11
2.2. Влияние трубопроводного транспорта на почвенно-растительный комплекс и рельеф местности 11
2.3. Влияние трубопроводного транспорта на животный мир 13
2.4. Влияние трубопроводного транспорта на реки и водоемы 13
Мероприятия по охране окружающей среды в период эксплуатации 16
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние трубопроводного транспорта на окружающую природную среду.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Реферат

по дисциплине:

«Экономика природопользования»

на тему:

«Влияние трубопроводного транспорта на окружающую природную среду. Экологические проблемы трубопроводного транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара  2012

 

Содержание

 

 

Введение

 

Находясь в постоянном взаимодействии с природой, человек  все острее ощущает необходимость  налаживания таких взаимосвязей с окружающей средой, при которых был бы обеспечен устойчивый экологический компромисс, не нарушающий естественного природного баланса и эволюционного развития планеты. На этом пути человечество имеет огромные неиспользованные резервы.

Такой разумный устойчивый компромисс должен быть найден во «взаимоотношениях» систем трубопроводного транспорта газа, нефти, нефтепродуктов с природной  средой. Ни одно инженерное сооружение не связано так тесно с окружающей природой как трубопроводные системы. Это объясняется обширной географией трубопроводного транспорта, огромной протяженностью газопроводов и нефтепроводов, которые пересекли все природно-климатические пояса, подземным расположением линейной части, а также размещением насосных и компрессорных станций в самых разных природных условиях, сообразуясь с гидравлическим расчетом трубопроводов.

Трубопроводные системы  уже сейчас накрывают 35% территории, на которой проживает 60% населения  страны. На всей этой территории рассредоточены искусственно созданные сооружения, которые находятся в сложном взаимодействии с окружающей средой. Как правило, взаимовлияние трубопроводных комплексов и природной среды носит негативный характер. Отсюда и основная задача, с одной стороны, свести к минимуму техногенные воздействия в период строительства и эксплуатации трубопроводов, с другой — ослабить отрицательное влияние природных компонентов на их надежность и безопасность. [5]

 

Объект курсовой работы – трубопроводный транспорт различного назначения

Предметом является изучение геоэкологических проблем трубопроводов.

Задачи курсовой работы:

• изучение роли трубопроводного  транспорта в экономике и жизни населения;

 • рассмотрение  принципов укладки трубопроводов;

    • рассмотрение влияния трубопроводного транспорта на окружающую среду;
    • Изучение влияния строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов на животный мир;

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика и  конструктивные особенности трубопроводного  транспорта

 

Трубопроводные системы  являются основой системы обеспечения населения, производства и сельского хозяйства жизненно важными продуктами: чистым воздухом, питьевой и технологической водой, высоко- и низкопотенциальным теплоносителем (теплом), газом, нефтепродуктами. Они также отводят многочисленные отходы (бытовые и производственные стоки, загрязненный воздух, дымовые газы, мусор и твердые отходы). [1]

    1. Классификация трубопроводов

 

В зависимости от назначения и территориального расположения различают  магистральный и промышленный (технологический) трубопроводный транспорт.

  • К магистральному трубопроводному транспорту относятся газо-нефтепроводы, по которым транспортируются продукты от мест добычи к местам переработки и потребления - на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным нефтепроводам перемещаются готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Общая протяженность магистральных трубопроводов по территории России составляет около 200 тыс.км. На пути следования они более 5 тыс. раз пересекают различные водные преграды.
  • По технологическим трубопроводам транспортируются газ, пар, жидкость, являющиеся сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией, отходами производства или продуктами, необходимыми для нормального течения технологического процесса. По технологическим трубопроводам транспортируются также вредные для здоровья и опасные в пожарном отношении продукты, причем при разных давлениях и температурах.

 

 

По характеру линейной части различают трубопроводы:

  • Магистральные, которые могут быть однониточные простые (с одинаковым диаметром от головных сооружений до конечной ГРС) и телескопические (с различными диаметрами труб по трассе), а также многониточные, когда параллельно основной нитке проложены вторая, третья и последующие нитки;
  • Кольцевые, сооружаемые вокруг крупных городов для увеличения надежности снабжения газом (нефтепродуктами) и равномерной подачи газа (нефтепродуктов), а также для объединения магистральных газопроводов в Единую газотранспортную систему страны.

Нефтепроводом принято  называть трубопровод, предназначенный для перекачки не только нефти, но и нефтепродуктов. Когда хотят подчеркнуть, что перекачиваются именно нефтепродукты, то употребляют термин нефтепродуктопровод. В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензинопроводом, керосинопроводом или мазутопроводом и т. д.

 

По своему назначению нефтепроводы делятся на три группы:

 

  • Внутренние (внутрипромысловые, внутризаводские и т. п.) — соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах;
  • Местные — по сравнению с внутренними имеют большую протяженность (до нескольких десятков километров) и соединяют нефтепромыслы или нефтеперерабатывающие заводы с головной станцией магистрального нефтепровода или с пунктами налива на железной дороге или в наливные суда;
  • Магистральные — характеризуются большой протяженностью (до 1000 км и более), поэтому перекачка нефти (нефтепродуктов) производится одной или несколькими насосными станциями, расположенными по трассе, непрерывно (кратковременные остановки носят случайный характер или связаны с ремонтом).

Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный  для транспорта газа из района добычи или производства в район его  потребления, или трубопровод, соединяющий  отдельные газовые месторождения.

В соответствии со СНиП 11.45—75 установлено четыре класса магистральных  нефтепроводов и нефтепродуктопроводов  в зависимости от условного диаметра труб: I класс — более 1000 мм; II класс  — 1000—500 мм; III класс — 500—300 мм и IV класс  — менее 300 мм.

1.2. Конструктивные схемы линейной  части трубопроводов

 

Магистральные трубопроводы являются сооружениями линейного типа и предназначены, главным образом, для транспортирования газа, нефти  и нефтепродуктов, а также воды от мест их добычи (нефть и газ), получения (нефтепродукты), водозабора (вода) к местам потребления. Протяженность отдельных магистральных трубопроводов может составлять тысячи километров.

 Основной составляющей  магистрального трубопровода является  линейная часть, представляющая  непрерывную нить, сваренную из отдельных труб и уложенную вдоль трассы тем или иным способом. Линейная часть (в дальнейшем будем называть ее трубопроводом) прокладывается в самых разнообразных топографических, геологических, гидрогеологических и климатических условиях. Наряду с участками, сложенными грунтами, обладающими большой несущей способностью, вдоль трассы часто встречаются участки с грунтами малой несущей способности, а также болотистые участки, участки многолетнемерзлых грунтов и др. Наличие их осложняет как процесс строительства трубопровода, так и его работу в период эксплуатации.

 

 Кроме того, магистральные  трубопроводы пересекают значительное  количество естественных и искусственных  препятствий (реки, озера, железные  и шоссейные дороги), требующих соответствующих конструктивных решений, обеспечивающих как надежную работу трубопровода, так и беспрепятственную эксплуатацию пересекаемых искусственных сооружений по их прямому назначению.

 В настоящее время  при сооружении магистральных  трубопроводов применяют различные конструктивные схемы укладки линейной части трубопроводов. Основными из них являются: подземная, полуподземная, наземная и надземная.

 Подземная схема  укладки является наиболее распространенной. По этой схеме обычно сооружается  большая часть любого магистрального трубопровода. При подземной схеме (рис. 1. а) отметка верхней образующей трубы располагается ниже отметки дневной поверхности грунта на высоту засыпки. Высота засыпки определяется в зависимости от района, по которому проходит трасса трубопровода, но должна быть не меньше, чем предусмотрено строительными нормами и правилами или техническими условиями. Увеличение высоты засыпки на отдельных участках может быть обусловлено необходимостью обеспечения упругого радиуса изгиба трубы для конкретного рельефа местности, теплотехническими требованиями, а иногда необходимостью использования минерального грунта как балластировки для удержания труб от всплытия на обводненных участках.

 

Рис. 1. Конструктивные схемы  укладки магистральных трубопроводов:

 

а—подземная;б—полуподземная; в—наземная;г—надземная 

 

Полуподземная схема укладки (рис. 1. б) предусматривает сооружение трубопровода, при которой нижняя образующая трубы  расположена ниже, а верхняя выше дневной поверхности грунта. Глубина  траншеи и высота обвалования трубы определяются в зависимости от гидрогеологических характеристик грунтов основания-, естественного откоса грунтов обвалования, условий организации поверхностного водостока и водоотведения, а также необходимостью уменьшения или полного устранения балластировки трубопровода.

Наземная схема укладки (рис. 1. в) характеризуется тем, что нижняя образующая трубы имеет отметку  на уровне дневной поверхности грунта или выше (на грунтовой подушке). При наземной укладке трубопровод  обваловывается привозным или местным грунтом. Высота насыпи, ширина ее по верху и величина откосов определяются расчетами (строительными и теплотехническими) или назначаются на основании опыта, полученного при строительстве трубопроводов в аналогичных условиях.

Надземная схема укладки предусматривает сооружение трубопровода над землей (рис. 1. г) на различного рода опорных устройствах.

Рассмотрим кратко возможные области  применения перечисленных конструктивных схем укладки трубопроводов.

Подземная схема укладки применима практически в любых районах России. Однако эта схема для участков ряда районов оказывается экономически невыгодной по сравнению с другими схемами. Такими участками являются:

  • участки многолетнемерзлых грунтов при перекачке по трубопроводу продукта, длительное время имеющего положительную (выше 0° С) температуру;
  • участки горных выработок со значительными смещениями грунта, если трубопровод укладывается без специальных компенсирующих устройств;

 

  • участки активных оползней в горных районах;
  • участки пересечения горных рек с блуждающими и сильно размываемыми руслами.

 Наземная и полуподземная  схемы укладки получили распространение  в последние годы в связи  со строительством трубопроводов  в сильно обводненных и заболоченных  районах. Наземная укладка позволяет  избежать дорогостоящей балластировки для труб средних и крупных диаметров. В дальнейшем наземную укладку стали применять и на участках с пылеватыми мелкодисперсными грунтами при высоком стоянии грунтовых вод (на газопроводе Игрим — Серов, Ухта — Торжок и др.).

 Область применения полуподземной  и наземной схем укладки более  ограничена, чем подземной. Ограничения  обусловливаются тем, что устройство  грунтового валика над трубой  из параллельной канавы — резерва  или из привозного грунта нарушает  естественное состояние поверхности земли, естественный водосток, создает искусственное препятствие для перемещения транспорта.

В связи с этим полуподземная  и наземная схемы укладки могут  быть рекомендованы для залесенных, заболоченных районов, на участках с  высоким стоянием грунтовых вод, где не производятся сельскохозяйственные и промышленные работы. К таким районам можно отнести север и северо-восток Сибири, Якутию, ряд районов Дальнего Востока, Республику Коми, северо-запада, севера Европейской части страны.

 В районах с распространением многолетнемерзлых просадочных грунтов полуподземная укладка неприемлема без специальных мер по закреплению грунтов, особенно при положительной температуре перекачиваемого продукта. [2] 

Глава 2. Влияние трубопроводного  транспорта на окружающую среду

 

Рассмотрим характеристику воздействий трубопроводного транспорта на окружающую среду.

2.1. Влияние трубопроводного транспорта  на приземный слой атмосферы

 

 Тип воздействия  — загрязнение при эксплуатации  трубопроводов. 

Источники воздействия—утечки газа через негерметичные соединения или при разрывах газопровода, сжигание нефти и нефтепродуктов, разлитых на поверхности при аварии на нефте- и нефтепродуктопроводах, утечки и испарения в процессе ранения и сливно-наливных операций, пожары на газо-, нефте- и нефтепродуктопроводах и т. д.

Информация о работе Влияние трубопроводного транспорта на окружающую природную среду. Экологические проблемы трубопроводного транспорта