Кооперативное движение в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:20, реферат

Краткое описание

Кооперативное движение в мире - это самое многочисленное социаль-но-экономическое движение современности. Кооперация - это широкое соци-альное явление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни. Воз-никнув в Европе в первой половине XIX века - то был ответ мелкотоварных производителей и бесправных потребителей на развитие капиталистических отношений, - кооперация с самого начала тяготела к социализму.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки возникновения кооперативов в странах Западной Европы 4
2. Особенности кооперативного движения в странах Западной Европы 7
3. Развитие кооперативного движения Западной Европы на современном этапе 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Кооперативное движение в Западной Европе.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Производственная  ассоциация Блана является очень  простым производственным кооперативным обществом без социальной претенциозности «Новой Гармонии»Оуэна или обаяния фаланги Фурье. Континентальная Европа  имела своего блестящего идеолога кооперации в лице французского профессора, экономиста Шарля Жида. Его кооперативные взгляды, в которых он настаивает на приоритете потребительского кооперативного движения в социально-реформистской судьбе кооперации, во Франции название кооператизма. Наротив, Жид предполагает, что предприниматель в большинстве случаев покупает труд по его настоящей цене, но продает его по повышенной цене. Таким образом, прибыль является перебором и получают ее с потребителя. В потребительских обществах товары продаются обыкновенно по той же цене, что и у торговцев, но излишек продажной цены по сравнению с покупной ценой возвращается тому, с кого она получена, т.е. покупателю. В соответствии этим, лучшим определением потребительских,, строительных, кредитных и производственных товариществ является, по словам Жида, следующее: потребительские и другие кооперативы являются ассоциацией, стремящейся уничтожить прибыль.

Основная проблема французской потребительской кооперации - слабое управление. Так же как и британские кооператоры, французы не доверяли людям с высшим образованием и руководство кооперативов выбиралось в основном из служащих низшего и среднего класса с хорошими знаниями в торговле, но плохими в бизнесе. Это привело к проигрышу в конкуренции с другими торговыми предприятиями. Например, в 60-х годах у кооператоров было лишь 23 магазина, а у конкурентов - свыше 1600, у кооператоров - 1 супермаркет, а у конкурентов - 76. Более того, руководство кооперативов стало элитой, причем элитой, не знающей бизнеса, но игнорирующей мнение своих пайщиков. Как результат: к 1983 г. кооператоры имели лишь 3% рынка, а поддерживало кооперативное движение всего 40 тыс. служащих. Формальное членство в кооперативах соблюдало 1,5 млн. семей-членов, но они не верили кооперативной элите и экономически игнорировали кооперативы.

Потеря социальной базы, ориентация на оптовых поставщиков  и неумение организовывать свое дело привели к тому, что в 1985 г., после отказа оптовых поставщиков в снабжении обанкротившихся кооперативов, свыше 40% кооперативов, включая центральные органы, прекратили свое существование. Но те кооперативы, которые сохранили изначальные кооперативные принципы и действовали не для своих работников, а для пайщиков, продолжают существовать и действуют успешно (например кооператив "Эльзас").

Италия. На рубеже 19-20 веков определенные оригинальные теоретические трактовки были внесены итальянскими экономистами, в основном последователями Маффео Панталеони. Профессор Панталеони опубликовал короткий трактат по «теоретическим основам» кооперации раскрывающий природу гедонизма кооперативного движения. Эта работа дезавуирует приписывание кооперативному  движению духа альтруизма, ассоциируемого с кооперацией всеми ее социально-реформистскими пропагандистами. Теоретический очерк кооперативной проблемы другогоитальянского экономиста Мариано Мариани был незаслуженно проигнорирован также в Италии, когда его книга была опубликована , а затем полностью забыта. Между тем, его работа в некоторых отношениях уникальна в литературе по кооперации.

Валенти фомирует сущность кооперации. Он утверждает, что  кооперация не является системой, а сама составляет часть современной системы свободной конкуренции. Для ее существования необходимы экономическая свобода и частная собственность. Кооперация выполняет не главные функцию экономического организма, а только дополнительную. Таким образом, Валенти считает кооперацию наиболее сложным и совершенным коррективом в ряду других коррективов несовершенства существующего распределения благ. Валенти убежден в том, что кооперативное движения является органичной частью существующей системы изменяющейся экономики, а вовсе не чуждый социально-экономический ингредиент, предназначенный заменить эту систему.

По мысли  другого итальянского экономиста Мариани, кооперативная ассоциация представляет собой экономическую ассоциацию. В основе кооперации лежит, по мнению Мариани, личный интерес, индивидуальные нужды и идеалистические цели, поэтому кооперативную ассоциацию характеризует свободное соглашение ее членов, а не принудительное начало, необходимое всюду, где личный интерес недостаточно выражается. Мариани решительно опровергает положение, согласно которому в основе кооперативного движения лежит альтруистическое начало взаимопомощи. Все ассоциации Мариани разделяет на две группы: ассоциации предпринимателей и производителей и распределительные ассоциации в широком смысле слова, т.е. включая сюда кооперативные и частнопредпринимательские организации.

Переходя к  рассмотрению субъектов кооперативных  ассоциаций, Марианна делит их на две группы-продавцов и покупателей труда и других товаров, утверждая, что остальные хозяйственные моменты в кооперации порождаются  только процессами обмена и играют не самостоятельную, а служебную роль. Взгляды Мариани могут быть сведены к следующим положениям. Организации, которые не имеют непосредственных реальных экономических целей, могут быть сформированы только на основе принуждения. Однако, все кооперативные ассоциации поднимаются и растут без диктата или давления извне.Секрет их возникновения и жизнеспособности заключается в свободном индивидуальном желании их членов. На их решение влияют прямые экономические выгоды, предлагаемые организацией.

После Второй Мировой  войны в Италии были восстановлены два довоенных федеральных кооперативных союза - католиков и социалистов. Впоследствии появились кооперативы коммунистов и христиан-демократов. В отличии от других стран, расцвет потребительской кооперации Италии пришелся на середину 80-х годов, то есть на период упадка коопераций других европейских стран. Это вызвано сравнительно небольшим участием кооперативов в экономике страны послевоенного периода, а так же религиозной и политической раздробленностью кооперативного движения. 

Во многих странах кооперативы  считаются более надежными, чем  традиционные корпорации. Они обеспечивают безопасность продуктов питания, выступают в защиту окружающей среды. Но самое большое достижение кооперативной модели - вклад в создание мирного общества, основанного на понимании и сотрудничестве между людьми разных культур и социального статуса.

3. Развитие кооперативного движения Западной Европы на современном этапе

 

В начале 90-х годов международное кооперативное движение вступило в новый, пятый этап своего существования и развития. Его наступление связано с двумя главными причинами:

  • переходом от кризиса 60х-80х гг. к новому периоду роста;
  • крушением мировой системы социализма и резким изменением в связи с этим экономических, политических и идеологических условий деятельности кооперации во всем мире.

Рыночная экономика  охватила весь мир, что создало однотипные условия существования кооперации. В странах Европы, Америки и Азии возникло новое кооперативное движение потребительских кооперативов (consumer co-operative), которое сокращённо называется СООР. Эти потребительские кооперативы представляют из себя торговые предприятия, владельцами которых являются потребители — как правило, жители того района, который обслуживает кооператив. Новое движение пошло по сетевому пути развития. 

Большинство потребительских  кооперативов Европы объединены в группу Euro Coop, она насчитывается 60 тысяч  магазинов. Coop Italia, самое успешное из всех национальных объединений, насчитывает 1276 магазинов, Coop UK (Великобритания) — 1800 магазинов, Coop Xorden (скандинавские страны и Швейцария) — около 2000 магазинов. О масштабах кооперативных сетей говорит и оборот. Если выручка Carrefour-Европа в 2005 г. составляла 5,7 миллиона евро, ASDA — 38,5, Tesko-Европа — 51,8, то Coop UK, Coop Norden и Coop Italia европейской группы Euro-Coop за тот же год получили 24,4 миллиарда евро. Объединению Coop Italia принадлежит 17,7 процента розничного товарооборота в своей стране.

Coop UK среди британских ритейлеров (розничных продавцов) по годовому товарообороту занимает шестое место. Он, правда, пока уступает таким гигантам, как Tesko UK (6,3 миллирда фунтов стерлингов), ASDA (11,7 милллиарда), Sainsbury (19,3 миллиарда), однако годовой оборот у него выше некоторых других британских компаний. Если в ASDA работают 150 тысяч человек, в Tesko-Европа — 70 тысяч, то Euro-Coop предоставляет рабочие места 4,8 миллионам работников. Таким образом, наиболее успешные кооперативы под маркой Coop на равных конкурируют с Wal-mart, Carrefour и Tesco.

Владельцами кооперативных  сетей являются более 20 миллионов  человек в Европе. Coop построен таким образом, что каждый акционер действительно может влиять на политику сети не только на локальном, но и на общеевропейском уровне. Строительство магазинов частично финансируется из прибылей Coop, а частично — жителями того района, где будет открыт магазин. Чем крупнее формат, тем больше требуется вкладчиков-кооператоров. Магазины под вывеской Coop работают в различных форматах. Члены кооператива сами определяют, что и где строить: огромный торговый центр или небольшие магазинчики. К тому же, в разных странах есть свои любимые форматы: гипермаркеты особенно активно развивает Coop Italia, универмаги характерны для Coop UK, Coop Norden принадлежат шесть огромных торговых центров. И конечно, повсеместно открываются магазинчики «за углом», то есть магазины шаговой доступности. Наиболее важные решения по поводу ассортимента, инвестиций и другим вопросам развития принимает собрание членов Coop. На собрании каждый из акционеров имеет право одного голоса, независимо от доли в капитале. Решение принимается путём открытого голосования. Собрания должны проводиться не реже одного раза в год.

В итоге, в большинстве  стран Запада кризис, который переживало кооперативное движение, удалось остановить и наметился медленный, но верный рост кооперативного сектора экономики большинства стран Европы. Исключение составляют Австрия, Голландия и Бельгия, где кооперация не смогла устоять перед натиском частных предпринимателей и где ей грозит полное исчезновение.

Во многих странах  мира потребительские кооперативы  играют важную роль в развитии розничной торговли продовольственными и промышленными товарами. В Норвегии доля потребительских кооперативов в розничном товарообороте по продовольствию составляет 25%, в Финляндии – 30, Дании – 30-35%, в Швейцарии – свыше половины. Европейское сообщество потребительских кооперативов (Еврокооп) объединяет 2,5 тыс. потребительских кооперативов с числом членов более 21 млн. чел. и 359 тыс. наемных работников. В Японии потребительские кооперативы объединяют 14 млн. человек. Вместе с тем в ряде стран наблюдается тенденция сокращения доли кооперативов этого вида на потребительском рынке, что связано, главным образом, с обострением конкуренции и развитием процессов глобализации.

Важнейшим элементом  системы реализации продукции в  ЕС является кооперативный сбыт. Сельскохозяйственные кооперативы объединяют в странах ЕС значительную часть фермерства: от почти полного охвата (Нидерланды, Дания, Ирландия) до 80% сельхозорганизаций (Франция и Германия), в остальных странах эти показатели ниже. В странах с высоким уровнем развития кооперации общая численность членов в кооперативных организациях значительно превышает количество аграрных хозяйств, так как каждый фермер обычно является членом одновременно двух-трех, а то и четырех-пяти различных кооперативных обществ – снабженческих, сбытовых, потребительских и т.п.

Среди европейских  банков значительное место занимают банки в кооперативной форме. Их доля на рынке сбережений составила 34,3% в Финляндии, 31,9 – во Франции, 30,5 – в Австрии, 25% – в Нидерландах. Общее число клиентов европейских кооперативных банков в начале 90-х годов составляло 60 млн. человек.

Поскольку проблема выработки кооперативных принципов для XXI века тесно связана с определением места и роли кооперации в концепции будущего развития человечества, то ей занимались многие учреждения ООН. Подходы к ней обсуждались на конференции ООН по окружающей среде, на Всемирной конференции ООН по проблемам социального развития, на IV Всемирной конференции о положении женщин. Поступившие материалы были обобщены экспертной группой и после заседания Генеральной ассамблеи МКА в 1993 переданы в Консультативный комитет, состоявший из 40 кооператоров разных стран мира. Затем проект кооперативных принципов и устава МКА рассмотрело Правление МКА и предоставило на рассмотрение конгрессу Альянса.

Главным итогом работы конгресса стало принятие Декларации "О кооперативной идентичности", в которой сформулированы современное понятие термина "кооператив", суть основных кооперативных ценностей, содержание кооперативных ценностей, кооперативные принципы как путеводитель по реализации этих ценностей. 

В странахЗападной Европы функции государства ограничены и сосредоточены на разработке политики развития кооперации, кооперативного законодательства, его совершенствовании в соответствии с возникающими в экономике новыми тенденциями и контроле за его соблюдением. Например, в Европарламенте существуют Комитеты поддержки кооперации, а в национальных парламентах кооперация имеет своих депутатов.

На основе анализа кооперативного законодательства, действующего в странахЗападной Европы можно сделать вывод о исторической преемственности в развитии кооперативного законодательства. Первые кооперативные законы в большинстве государств Западной Европы были приняты во второй половине XIX века. И ни один из них не был отменен. В XX веке к кооперативным законам были приняты поправки, основной смысл которых состоял в расширении возможностей кооперации в условиях усиливающейся конкуренции и усложнения хозяйственных связей.

 

Заключение

 

Таким образом, более чем полуторавековой  опыт кооперации стран Западной Европы и государств показал и доказал, что кооперация - важный и необходимый компонент рыночных отношений. Кооперация возникает тогда, когда в сферу рынка начинают втягиваться широкие слои населения, когда у значительной его части возникает потребность в объединении своих усилий для укрепления своей хозяйственной деятельности, как производителей, так и потребителей. Масштабы кооперирования расширяются вместе с ростом товарных отношений.

Кооперативы как  социальный механизм регулирования  противоречий и издержек рыночной экономики у разных народов возникли в разное время и в разных социально-экономических условиях, но везде имели одинаковые результаты и порождали одинаковые надежды на лучшее будущее. Однако опыт истории доказал, что кооперация - не всеобщая организация населения, она способна удовлетворять лишь определенные хозяйственные потребности далеко не всех социальных слоев населения. Она законная часть рыночной системы, но заполняет только определенную, уготованную ей нишу в системе рыночных отношений.

Основные ценности кооперации - добровольность, независимость, демократичность, честность - остаются незыблемыми. В современной истории нет общественно-экономической организации, сравнимой с кооперацией по темпу и широте распространения по планете, количеству участников, выживаемости в разных политических и социально - экономических условиях, оперативности и эффективности в удовлетворении самых разнообразных потребностей людей. Кооперативные формы хозяйствования и управления - не временное явление, вызванное необходимостью решения неких промежуточных и второстепенных задач социально- экономического развития, не следствие политики социального маневрирования.

Информация о работе Кооперативное движение в Западной Европе