Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций
Работа содержит конспекты лекций по "Экономической географии".
Много нерешенных вопросов остается еще и в отношениях Израиля с соседними арабскими странами. Да, мирный договор с Египтом был заключен еще в 1979 г., и тогда же Израиль вывел свои войска с Синайского п-ова, позволив тем самым снова открыть судоходство по Суэцкому каналу. Да, мирный договор с Иорданией был заключен в 1994 г. В начале 2000 г. Израиль вывел свои войска из Южного Ливана. Но ни с Ливаном, ни с Сирией мирные соглашения еще не заключены. В течение длительного времени одним из главных противников Израиля был режим Саддама Хусейна в Ираке. Но один серьезный противник продолжает существовать и в наши дни – это Иран. Пока между двумя странами идет, что называется, война нервов. Иран угрожает уничтожить Израиль своими ракетами, а в Израиле говорят о превентивном ударе по ядерным объектам Исламской Республики.
Рис. 77. Государство Израиль и Палестинская автономия
Проблема Курдистана возникла еще после Первой мировой войны, когда вслед за окончательным распадом Турецкой (Османской) империи эта обширная горная область, населенная курдами – народом иранской языковой группы индоевропейской семьи, – была разделена между несколькими соседними странами. Ситуация мало изменилась и до наших дней: примерно 14 млн курдов живут в Турции, 4,8 млн – в Иране, 4,4 млн – в Ираке и 1,2 млн – в Сирии (рис. 78).
Рис. 78. Территория, населенная курдами (по Д. В. Зайцу)
Вот
уже на протяжении более чем девяти
десятилетий курды ведут
Остается добавить, что долговременная нестабильная политическая обстановка привела к массовой легальной и нелегальной эмиграции курдов в другие страны. Основной поток курдских трудовых мигрантов направлен в Западную Европу– в Германию, во Францию, в Швейцарию, другие страны (хотя здесь они обычно числятся «турками», именно эти мигранты часто проводят бурные антитурецкие демонстрации). Довольно крупные курдские диаспоры сложились также в Армении, Грузии, Азербайджане, России.
Кипрская проблема возникла значительно позже, в середине 1970-х гг. Она связана с политическим разделом этого острова (площадью 9,2 тыс. км2) на две части.
На протяжении истории Кипром владели греки, египтяне, римляне, рыцарский орден тамплиеров, Венеция, Османская империя, Великобритания. После провозглашения независимости в 1960 г. первым президентом республики Кипр стал архиепископ Макариос. В 1974 г. захватившие власть в Греции «черные полковники» подняли против правительства Макариоса вооруженный мятеж. Этим воспользовалась Турция, которая под предлогом защиты конституционных прав турок-киприотов ввела на остров свои войска и оккупировала его северную часть. В 1983 г. здесь была провозглашена «Турецкая Республика Северного Кипра» (ТРСК).
С тех пор на о. Кипр существуют два государства. В южной, большей его части расположена признанная мировым сообществом и являющаяся членом ООН Республика Кипр. Она занимает 64 % всей территории острова, а население ее составляет 790 тыс. человек, или 88 % от всего населения. Здесь живут греки-киприоты, которые исповедуют православную религию. В северной части острова находится не признанная ни одним государством мира, кроме Турции, «Турецкая Республика Северного Кипра», занимающая 36 % его территории с населением в 220 тыс. человек, составляющим 22 % от всего населения острова. Здесь живут турки-киприоты, исповедующие ислам. (В 1974 г. Турция провела в северной части Кипра массовые этнические чистки, в результате которых из 200 тыс. греков-киприотов здесь осталось всего 500 человек.) Обе эти части разделены так называемой «зеленой линией» шириной в несколько сотен метров, которая охраняется «голубыми касками» ООН. Эта линия проходит и через столицу страны Никосию, основная, южная часть которой служит столицей Республики Кипр, а меньшая, северная под названием Лефкоса – столицей ТРСК (рис. 79).
Проблема Кипра еще ждет своего решения. Организация Объединенных Наций выступает за вывод с острова большого контингента турецких войск и за такое урегулирование этой проблемы, при котором единство страны было бы восстановлено, причем без ущемления прав и греков-киприотов, и турок-киприотов. В конце 2002 г. ООН предложила план кипрского урегулирования, предусматривающий создание на острове единого государства с широкой автономией греческой и турецкой общин. Тогда Кипр вошел бы в состав ЕС как единое государство. Но этот план был отвергнут ТРСК.
Проблема Афганистана также относится к числу наиболее взрывоопасных. Война здесь длится уже третье десятилетие, она унесла миллионы жизней и давно перестала быть внутренним делом этого государства. Тем более что несколько миллионов афганских беженцев осели в Пакистане, Иране и в других странах Азии и Европы, в США.
В 1973 г. в Афганистане вместо монархического был установлен республиканский строй, а в начале 1978 г. была провозглашена Демократическая Республика Афганистан (ДРА). В конце 1979 г. по просьбе руководства ДРА в страну были введены советские войска, которые находились там десять лет, участвуя в кровопролитной борьбе с вооруженными группировками, бывшими в оппозиции к ДРА. После вывода советских войск часть этих группировок объединилась в движение «Талибан». В 1992 г. талибам удалось захватить Кабул, а затем оттеснить правительственные войска в северную часть страны. Важно подчеркнуть, что в афганский конфликт вмешалась не только Россия, но в той или иной форме также Пакистан, Иран, Саудовская Аравия, США и другие государства.
В 1990-егг. в Афганистане продолжалась гражданская война, которая приобрела довольно явственный межэтнический характер. Этническую основу исламского движения «Талибан» составили пуштуны – самый многочисленный из народов этой страны, насчитывающий примерно 10 млн человек. Их поддерживали белуджи и часть хазарейцев. Движению «Талибан» противостоял правительственный так называемый Северный альянс. Его опорой служили таджики, к которым присоединилась часть узбеков и хазарейцев. А этнические туркмены в северных районах Афганистана заявили о своем нейтралитете. По мнению многих экспертов, по сути, единого государства в Афганистане не существовало. На его территории располагалось некоторое количество автономных полунезависимых зон, соответствующих границам проживания отдельных этнолингвистических групп. Каждая такая группа имела свои вооруженные формирования и примыкала либо к талибам, либо к Северному альянсу. Экономика страны находилась в полном упадке.
Рис. 79. Карта о. Кипр (по Д. В. Зайцу)
ООН
и отдельные страны мирового сообщества,
с одной стороны, предоставляли
Афганистану гуманитарную помощь, а
с другой – оказывали на него
политическое и экономическое давление
с целью прекращения
Положение радикально изменилось только в конце 2001 г. После террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября США решили принять самые жесткие меры против движения «Талибан», которое не только укрывало в своей стране «террориста номер один» саудовского миллионера Осаму бен Ладена, но и активно участвовало в акциях международного терроризма. Воздушные бомбардировки баз террористов в Афганистане и позиций войск «Талибана», а затем и наземные операции против террористов позволили частям Северного альянса развернуть успешное наступление на всех фронтах. В результате за короткое время «Талибан» потерпел поражение, а Кабул и другие крупные города были освобождены. Власть в стране перешла в руки нового президента и коалиционного правительства. Однако тяжелый экономический кризис преодолеть так и не удалось, стабилизация так и не наступила. В Афганистане остаются войска 14 стран НАТО, которые продолжают борьбу с талибами.
Рис. 80. Расселение сингалов и тамилов в Шри-Ланке
Помимо перечисленных выше в субрегионе Юго-Западной Азии есть еще одна «горячая точка». В 2003 г. США и их союзники вооруженным путем свергли диктаторский режим С. Хусейна в Ираке. В стране начались преобразования, были созданы новые органы власти. Но даже продолжающаяся фактическая военная оккупация этой страны не избавила ее от острых внутриполитических конфликтов.
В августе 2008 г. резко осложнилась обстановка в Кавказском регионе, что было связано с попыткой Грузии военным путем вернуть себе Южную Осетию. Вмешательство в этот конфликт России привело к провозглашению независимости Абхазии и Южной Осетии.
В Южной Азии уже долгое время существуют два взрывоопасных очага политической и военной напряженности.
Первый из них сформировался в Кашмире – области, которая после образования независимых государств Индии и Пакистана в 1947 г. была разделена между ними «линией контроля». С тех пор вот уже более полувека она служит источником очень серьезных разногласий, которые уже не раз приводили к вооруженным столкновениям. А значительная часть самих кашмирцев выступает под сепаратистскими лозунгами, требуя создания собственного государства.
Второй очаг – это Республика Шри-Ланка, население которой составляют в основном два крупных народа: сингалы в южной и центральной частях страны – их 82 % и тамилы в северной и северо-восточной ее частях – их 10 % (рис. 80); остальное приходится на потомков арабов – мавров.
Разногласия
между сингалами и тамилами имеют
глубокие исторические корни. Их разделяют
прежде всего религиозные убеждения:
сингалы – правоверные
В Юго-Восточной Азии также существует несколько долговременных «горячих точек». При этом в первую очередь речь идет об очагах напряженности в четвертой по населению стране мира – Индонезии.
Здесь с начала 1960-х гг. ведут борьбу за независимость, в том числе и вооруженную, папуасские народы провинции Папуа (западная часть о. Новая Гвинея). В конце 1990-х гг. чрезвычайно обострилась обстановка на севере о. Суматра (где независимости – с целью создания фундаменталистского исламского государства – потребовала провинция Ачех с 4,5-миллионным населением), и начались межэтнические конфликты на о. Калимантан. Тогда же разгорелась братоубийственная война между христианами и мусульманами на Молуккских о-вах, которые протянулись на 1300 км с севера на юг между о. Сулавеси и Новой Гвинеей. В ее основе лежат не только религиозные, но также политические и экономические противоречия. Они углубляются и потому, что эти сказочно богатые в прошлом «острова пряностей», принадлежавшие сначала португальцам, а затем голландцам, ныне относятся к числу самых бедных районов Индонезии.
Но особое внимание мирового сообщества, безусловно, привлекала судьба Восточного Тимора, входящего в группу Малых Зондских о-вов. Португалия еще в 1974 г. предоставила этой своей колонии независимость, а через год совсем покинула ее. В результате скоротечной гражданской войны победивший в ней Революционный фронт провозгласил независимость Восточного Тимора. Однако уже на следующий день индонезийское правительство приняло декларацию об «интегрировании Восточного Тимора в состав Индонезии». На остров были введены войска, и он был провозглашен 27-й провинцией Индонезии. За четверть века индонезийской оккупации на Восточном Тиморе погибли более 200 тыс. человек. Только в 1999 г. индонезийские власти разрешили провести здесь референдум, на котором большинство тиморцев снова высказалось за независимость. Для поддержания порядка на остров были введены войска ООН, управление им тоже перешло к администрации ООН. Затем было создано переходное правительство, а в 2002 г. состоялось наконец-то провозглашение независимого восточно-тиморского государства Тимор Лесте – первого нового суверенного государства, появившегося на политической карте мира в XXI в.
К другим
конфликтным районам ЮВА
К счастью,
некоторые вооруженные
Информация о работе Курс лекций по "Экономической географии"