Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций
Работа содержит конспекты лекций по "Экономической географии".
Рис. 85. Главные промышленные центры Республики Корея
За пять десятилетий индустриализации и экономических реформ территориальная структура хозяйства Южной Кореи также сильно изменилась. На первом-втором этапах ведущую роль в этом процессе играла северо-западная часть страны с городами Сеул, Инчхон, или, иными словами, столичный регион (рис. 85). Он имел развитую легкую промышленность и обладал выгодным транспортно-географическим положением. На третьем этапе, когда приоритет получила тяжелая промышленность, быстрее стали развиваться приморские районы: как и в Японии, такой сдвиг к морю был обусловлен необходимостью ввоза сырья и топлива морским путем. В наибольшей мере он коснулся юго-восточного побережья страны (металлургический комбинат мощностью 10 млн т в Пхохане, автомобильный и нефтехимический заводы в Ульсане), где новый промышленный район сложился в агломерации крупнейшего корейского порта Пусан. Именно к нему было направлено большинство тех морских транспортных мостов (угольного, железорудного, нефтяного, газового), которые связали
Южную Корею с Австралией, регионом Персидского залива, Индонезией и другими странами. По числу крупнейших морских портов эта небольшая страна уступает только Японии, Китаю и США (таблица 150 в книге I).
В целом региональная политика, жестко проводившаяся корейским правительством, была направлена на уменьшение преобладающей роли столичного и на развитие других районов. Она привела к тому, что доля Сеула в промышленном производстве страны уменьшилась с 21 % в 1980 г. до 14 % в 1990 г. Но нужно учитывать и то, что доля столицы в городском населении страны за это же десятилетие возросла с 22 до 25 %. И то, что с середины 1980-х гг. продолжается развитие ряда городов, которые функционально тесно связаны с Сеулом. В результате население всего столичного региона уже превысило 18 млн человек!
Одновременно
сформировался и главный
Что же касается свободных экономических зон, то их в Южной Корее несколько. Самая крупная была учреждена еще в 1970 г. в портовом городе Масан на юго-востоке страны. В этой зоне работают более 70 предприятий, половина из которых – совместные с Японией и США. Они выпускают компьютеры, оргтехнику, бытовую электронику, электрозвуковые системы, медицинское оборудование, приборы, оптику и т. п. Объем экспорта этой зоны превышает 2 млрд долл. в год.
43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
Сингапур (в буквальном переводе – город Льва) – еще одна новая индустриальная страна Азии. Многое в ней типично и для других государств этой группы, но многое и весьма отлично.
Начать хотя бы с размеров этой страны, площадь которой составляет всего около 683 км2. Это меньше площади Москвы и лишь немногим больше самого «крупного» из европейских микрогосударств – Андорры. Поскольку территориальные масштабы зарубежной Азии совсем другие, исходя из них, Сингапур также вполне можно отнести к категории микрогосударств. И хотя население его уже превысило 4,5 млн человек, опять-таки по азиатским масштабам оно очень невелико. Что же касается плотности населения, то нетрудно рассчитать, что она приближается к показателю 6800 человек на 1 км2, т. е. (наряду с Монако) является рекордной для всего мира. А в этническом составе населения Сингапура четко выделяются три группы: китайцы (77 %), малайцы (14) и индийцы (7 %). Остальную часть населения составляют в основном европейцы и их потомки.
Хотя история Сингапура уходит корнями в средневековье, его «родословную» обычно начинают с 1819 г.
Именно
в этом году англичане основали здесь
свою торговую факторию, которая сначала
принадлежала Ост-Индской компании,
а затем стала составной частью
протектората Стрейтс-Сеттлментс («поселения
у пролива»), еще позднее превращенного
в английскую колонию. Ядром ее стал
морской порт Сингапур, расположенный
примерно на полпути между Калькуттой
и Кантоном (теперь Гуанчжоу). Сначала
он специализировался на экспорте пряностей
с Малых Зондских о-вов, а затем
– каучука и олова из Малайи.
Посетивший его в середине прошлого
века во время путешествия на фрегате
«Паллада» писатель И. А. Гончаров дал
этому порту такую
После
войны Сингапуру удалось
Едва
ли не главная особенность географиче
Рис. 86. Важнейшие структурные элементы территории Сингапура (по Г. Д. Костинскому)
Историческое
ядро Сингапура сложилось в
Собственно
говоря, Центральный ареал с
Поскольку население Сингапура все время растет, а благосостояние его жителей повышается,[38] в стране начато строительство новых городов второго и третьего поколений. Среди них – Пунггол-21, который называют образцовым городом XXI в. Началось также расширение Центрального ареала на юг – путем отвоевания новых участков земли в Сингапурском проливе. Кстати, этот способ расширения территории давно уже применяется в Сингапуре. Например, в его восточной части на отвоеванной у моря территории расположен международный аэропорт Чанги.
Производственный профиль Синга
Доля внешней торговли в формировании ВВП Сингапура превышает 60°%. А главными его торговыми партнерами стали Япония, США, Малайзия и Таиланд, Китай (с Сянганом), Индонезия, Тайвань.
Вся
торговля Сингапура была и остается
тесно связанной с его морским
портом, который первоначально возник
в устье одноименной реки, а
теперь занимает почти всю береговую
линию острова, выходящую к Сингапурскому
проливу, где расположились
С началом осуществления ускоренной индустриализации Сингапура в 1960-х гг. здесь стала быстро расти «портовая промышленность», ориентирующаяся на переработку импортного сырья. В первую очередь это относится к такому «грязному» производству, как нефтепереработка и нефтехимия, которое в 1970-х гг. стало тут ключевой отраслью. Мощность пяти нефтеперерабатывающих заводов Сингапура достигла почти 60 млн т, и по этому показателю он занял третье место в мире после американского Хьюстона и голландского Роттердама. Интересно, что эти НПЗ вместе с нефтехранилищами вынесли на семь небольших островков, расположенных к югу от первого по времени возникновения и самого крупного промышленного ядра Сингапура – Джуронга. Эти островки к тому же фактически объединили в один остров, что облегчило создание здесь большой промышленной зоны. Японские и немецкие химические концерны на базе этой зоны уже начали развивать крупное современное нефтехимическое производство. Проект предусматривает сооружение дамбы, которая соединит «нефтяной» о. Джуронг с главной частью этого промышленного района.
К числу отраслей «портовой промышленности» нужно отнести и судостроение. Здесь строят супертанкеры тоннажем до 500 тыс. т, нефтяные буровые платформы. Большое значение имеет также судоремонт.
В 1980—1990-е гг. индустриальный профиль Сингапура изменился. Главной структуроопределяющей его отраслью стала электроника, на которую теперь приходится почти 1/2 всего промышленного производства. Зародившаяся еще в 1970-х гг., эта отрасль вначале имела преимущественно сборочный характер и ориентировалась на слабоквалифицированную рабочую силу. Но в 1980-е гг. был осуществлен поворот к высокотехнологичным отраслям, которые в наши дни представлены и бытовой, и производственной электроникой (персональные компьютеры, большие интегральные схемы, периферийные системы, оборудование автоматизированного проектирования, средства связи и т. д.). Около 80 % экспорта электроники из Сингапура ныне составляют изделия производственного назначения и 20 % – бытового. А в целом на изделия электроники в экспорте страны приходится уже 45 %. Электронная промышленность теперь преобладает и в собственно городе Сингапуре, и в большей части новых городов.
Неудивительно, что и сам Сингапур демонстрирует яркие примеры электронизации и производства, и быта, внедрения информационных технологий. Он уже вошел в первую десятку стран по применению компьютеров из расчета на тысячу жителей (650), уступая только США, Швеции и Швейцарии, Норвегии, Нидерландам, США, Канаде, Австралии и Израилю. На контейнерном терминале Сингапурского порта работает электронно-вычислительный центр, выбирающий для каждой операции оптимальный вариант и контролирующий всю погрузку и разгрузку контейнеров. А в международном аэропорту Чанги, пассажиро-оборот которого уже превысил 32 млн человек в год, прилеты и вылеты самолетов осуществляются при помощи компьютеров с точностью до минуты. Компьютеризацией охвачен весь пограничный и таможенный контроль, городской транспорт, образование.
Однако будущее Сингапура ныне связывают уже не только с производственной, но и с непроизводственной сферой. Еще в 1990-х гг. экономическая стратегия Сингапура была направлена в первую очередь на развитие информационной инфраструктуры с целью превращения его в главный региональный центр обращения и обработки информации, на ускоренное развитие сферы разработки информационных программ и создание соответствующей индустрии. Сингапур становится и важной базой развертывания НИОКР, о чем свидетельствует хотя бы такой факт: крупнейшие фирмы Запада уже финансируют здесь осуществление более 300 различных программ.
В дальнейшем, наряду с сохранением своей функции крупного регионального и даже мирового центра торговли, важнейшего промышленного и транспортного узла Юго-Восточной Азии, Сингапур превратился также в очень важный центр финансовой деятельности, маркетинга и сферы услуг. Здесь находятся отделения более чем 3000 транснациональных корпораций, некоторые из которых входят в «мировой клуб миллиардеров». Подобно Сянгану, Сингапур относится к семерке крупнейших офшорных центров мира. Сингапурская валютная биржа по ежегодному обороту уступает лишь лондонской, нью-йоркской и токийской. Его фондовая биржа обслуживает всю Юго-Восточную Азию. Доля финансовых и деловых услуг в формировании ВВП Сингапура достигает уже 2/3. Да и в Центральном ареале города, наверное, половину всех высотных зданий занимают правления банков и других подобных учреждений.
Информация о работе Курс лекций по "Экономической географии"