Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:40, курсовая работа
Металлургический комплекс – это совокупность отраслей, охватывающий все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. В его состав входят черная и цветная металлургия. 90% всех металлов, применяемых в современном производстве, - черные металлы, т.е. железо и сплавы, получаемые на его основе. Однако общая численность цветных металлов гораздо больше (их более 70 видов), они обладают более ценными свойствами.
Таким образом, в металлургии сложилась непростая ситуация: отмечается падение производства отдельных видов металлопродукции, быстрыми темпами растет себестоимость продукции, на мировых рынках металлов отмечается спад, резко снижается средняя рентабельность производства. С другой стороны, в металлургии стали действовать внутренние факторы роста, связанные с повышением эффективности управления предприятиями.
Для решения данных проблем
в этом направлении государству
предстоит сделать многое. Необходимо
совершенствовать механизм регулирования
тарифной политики, регламентировать
этот процесс законодательными нормами,
при этом важно, чтобы для соблюдения
баланса интересов
При регулировании тарифной политики монополистов надо не забывать, что работа естественных монополий должна обеспечивать условия для динамичного развития всей экономики, необходимо проводить качественный анализ влияния тарифной политики на конкурентоспособность товаропроизводителей. Пока этот анализ носит поверхностный характер, например, для специалистов отрасли очевидно, что данные, используемые в расчетах одного из ведомств, о том, что доля железнодорожных тарифов в себестоимости продукции черной металлургии составляет 2,8%, а цветной металлургии - 0,4%, занижены в разы [9].
Также представляется целесообразным учитывать, хотя бы частично, важную особенность зарубежной практики - протекционизм со стороны государства по отношению к крупным и стабильным потребителям продукции и услуг естественных монополистов в целях поддержания их конкурентоспособности. Это видно на примере тарифов для заводов, производящих алюминий, которые, как правило, не превышают 30% тарифов для населения (иногда 8-9%, Франция) и 50% от тарифов для промышленности.
Когда действие постдевальвационных факторов роста промышленного производства исчерпано, необходимо определить ясную государственную стратегию развития промышленности. Совершенно очевидно, что с учетом тенденции глобализации современного мира нашей стране дальше жить и успешно развиваться только за счет добывающих отраслей и ТЭК нельзя. Сегодня прогресс может быть обеспечен только развитием перерабатывающих отраслей.
Правительство России одобрило комплекс мер по развитию металлургической промышленности страны на период до 2013 года. В результате реализации одобренных правительством мер, к 2013 году объем производства в металлургии должен вырасти на 30 процентов. Речь идет о трех основных направлениях: работе на внешних рынках, работе на внутреннем рынке и научном обеспечении. Отдельной темой станет вопрос трудоустройства высвобождающихся с металлургического производства в результате внедрения новых технологий людей. По оценке Минпромнауки, к 2012 году численность работников в отрасли сократится на 350 тыс человек. В развитии металлургической отрасли произойдет переориентация ее на внутренний рынок. Предполагается, что власти займут более жесткую позицию в отношении импорта в Россию металлургической продукции из других стран, поскольку наши производители часто сталкиваются с недобросовестной конкуренцией зарубежных коллег. Особое внимание будет уделено развитию технологической базе металлургического производства. На сегодняшний день не более 30% технологий соответствуют мировому уровню.
Можно выделить несколько негативных тенденций.
1. Низка доля продукции
высокой технической
2.Относительно низкие
темпы развития
3.Инфраструктурные
4.Сохранение значительных
объемов импорта в результате
недостаточной
5.Низкие темпы снижения
удельных расходов сырья и
энергоресурсов на
6.Недостаточные темпы снижения сверхнормативных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны.
7.Крайне низкие объемы
геологоразведочных работ на
фоне низкой
Все это заслуживает подробного анализа, учитывая их исключительную важность при оценке перспектив развития металлургии:
1. Российские металлургические предприятия-экспортеры, имеющие положительное сальдо торгового баланса в международной торговле, обеспечивая при этом второе место в товарной структуре российского экспорта, сталкиваются с серьезными трудностями на внешних рынках. Так, на сегодняшний день в отношении российской металлопродукции (горячекатаный и холоднокатаный лист, трубы, алюминий и др.) действуют 38 ограничительных мер в 18 странах мира – ЕС, США, Турции, Австралии, Аргентине, Венесуэле, Мексике, Индии, ЮАР и др. Например, в июле 2006 года ЕС введена антидемпинговая, по сути, запретительная пошлина на бесшовные трубы, что практически закрыло для российских трубников рынок ЕС. Кроме того, в торговле с Евросоюзом действует 6%-ная пошлина на алюминий нелегированный и все сплавы и 4,5%-ная пошлина на продукцию повышенной готовности (алюминиевый прокат, трубы, профиль, лист и.т.п.) – это с учетом преференций. Поэтому одной из первоочередных задач правительства РФ, по-видимому, должно стать обеспечение благоприятных условий доступа отечественных производителей на внешние рынки, а также развитие системы мер защиты, предусматривающей в том числе содействие торгпредств и посольств при реализации инвестиционных проектов за рубежом, в антидемпинговых и других аналогичных процессах [5].
Как известно, доля металлопродукции высоких переделов в российском экспорте не превышает 10 %, остальное приходится на сырье, полуфабрикаты и основные первичные металлы. Поэтому одной из приоритетных задач становится поддержка отечественных экспортеров металлопродукции высокой степени переработки, и здесь в качестве одной из мер этой поддержки будет использоваться возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Еще одним механизмом поддержки экспортеров является деятельность Минпромэнерго РФ в рамках международного сотрудничества, например, диалог АТЭС по цветным металлам, диалог по промышленности и предпринимательству с Комиссией ЕС, проработка вопроса о полноправном членстве России в Комитете ОЭСР по стали и др. Подобное международное сотрудничество позволяет расширить экономические связи и способствует продвижению российской металлопродукции на мировые рынки, привлечению инвестиций, расширению обмена информацией и выработке единых позиций России и стран-участниц, а также подготовке высококвалифицированных кадров.
2. То, что перспективы развития российской металлургии, в первую очередь, определяются ростом внутреннего потребления металлов, в общем не вызывает сомнений. Решение этой проблемы предполагает активное взаимовыгодное взаимодействие металлургических предприятий, решающих отраслевые задачи повышения технического и технологического уровня производства, расширения номенклатуры и создания новых видов продукции, с предприятиями основных металлопотребляющих и металлоемких отраслей машиностроения, металлообработки, строительства и создания ими новых, современных, прогрессивных видов продукции.
Рост металлопотребления связан, в первую очередь, с обеспечением благоприятного инвестиционного климата в промышленности, особенно машиностроении, транспорте и строительстве, выработкой прямых государственных решений по развитию важнейших металлопотребляющих отраслей (автосборка, трубопроводный транспорт, судо- и авиастроение, а также участие металлургических компаний в реализации инвестиционных программ естественных монополистов – РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО « Транснефть» и др.).
3. Как уже отмечено, в
металлургической отрасли
Целью второго инвестиционного
проекта – «Создание
Руководство страны понимает необходимость и впредь стимулировать устранение инфраструктурных ограничений развития металлургической промышленности в новых промышленных регионах. Наиболее перспективными регионами промышленного роста могут стать Приполярный Урал, Забайкалье, Кемеровская область, динамичное развитие, которых будет практически полностью зависеть от развития соответствующей инфраструктуры.
4. Серьезным сдерживающим
фактором развития отрасли в
настоящее время является
Оценивая перспективы расширения внутреннего спроса, следует признать, что защита российского рынка металлопродукции от недобросовестной конкуренции до сих пор является серьезной проблемой. Минпромэнерго РФ представило в Минэкономразвития РФ мониторинг рынка швеллеров за первый год действия защитной меры в отношении импорта этой продукции из Украины. Важность принятия своевременных и обоснованных мер, направленных на защиту интересов российских металлургических предприятий от демпингового и субсидированного импорта, не вызывает сомнений. Год назад было завершено антидемпинговое расследование в отношении импорта нержавеющего никельсодержащего плоского проката из стран-членов ЕС и рекомендовано ввести соответствующую антидемпинговую пошлину. Однако решение до сих пор не принято, а на территорию страны продолжает поступать демпинговый импорт, что в итоге может привести к полной потере отечественного производства нержавеющего проката.
Наглядным примером может служить также ситуация с трубами большого диаметра, стихийный рост ввоза которых в Россию начался еще с 2003 года. В результате проведенного расследования, подтвердившего факт нанесения ущерба, Правительством Российской Федерации было принято решение о введении специальной пошлины в размере 8 процентов. Очевидно, что меры должны были быть более жесткими, особенно принимая во внимание тот факт, что современные мощности по производству конкурентоспособных ТБД в России достигли уже около 4 млн т и позволяют обеспечивать потребности по всем реализуемым проектам.
5. Анализируя технологический
уровень производства на
Отрасль отличается высокой ресурсоемкостью: она использует 30 % электроэнергии от общего потребления в промышленности, 25 % природного газа, 10 % нефти и нефтепродуктов. Доля отрасли в грузовых железнодорожных перевозках – 23 %. Особую актуальность приобретают вопросы снижения ресурсоемкости металлургического производства на всех переделах – от добычи и обогащения сырья до выпуска продукции повышенной степени готовности.
Решение имеющихся проблем может быть найдено при заключении долгосрочных соглашений между субъектами естественных монополий и крупными потребителями, в том числе при реализации инвестиционных проектов. Прозрачность тарифообразования и предсказуемость изменения тарифов могли бы создать нормальные предпосылки для перспективного финансового и инвестиционного планирования деятельности предприятий отрасли. Поэтому крайне важно увязать планы вводов металлургических и энергетических, особенно сетевых, мощностей и возможности энергомашиностроения и строителей.
В связи с резким сокращением по ряду причин продукции металлургического машиностроения, особую остроту приобретает проблема импорта современных видов оборудования, необходимого для модернизации российских предприятий. Для решения этих вопросов Минпромэнерго РФ совместно с другими федеральными органами проводится постоянная работа по снижению (или отмене) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в России.
6. Металлургический комплекс
относится к числу наиболее
экологически неблагоприятных