Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:56, курсовая работа
Цель курсовой работы - Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития.
Задачи курсовой работы – 1) Изучение теоретических аспектов и нормативного регулирования государственного управления в регионе;
2) Рассмотрение государственного управления экономикой регионов;
3) Оценка Результатов и основных направлений деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты и нормативное регулирование государственного управления в регионе………………………………………5
1.1 Государственное управление…………………………………………………………………………5
1.2 Регион как объект государственного управления………………………....10
1.3 Нормативно-правовая база региональной политики……………………...15
Глава 2. Государственное управление экономикой регионов………………..19
2.1 Цели и задачи региональной экономической политики…………………..19
2.2 Методы государственного регулирования экономики региона…………..26
Глава 3. Результаты и основные направления деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы………32
3.1 Основные результаты деятельности Министерства в 2012 году…………34
3.2 Реализация государственной политики в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Решение задач в области стратегического и территориального планирования регионального развития…………………………………………………………………………..35
3.3 Выработка и реализация государственной политики в сфере планирования пространственного развития Российской Федерации……..….36
3.4 Перечни приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов...41
3.5 Совершенствование разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации……………………………42
3.6 Основные мероприятия в рамках деятельности Инвестиционного фонда Российской Федерации на период 2014 – 2016 годы………………………….46
Заключение…...…………………………………………………………………..48
Список использованной литературы………………………………………
Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет функции:
по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) в части вопросов, не отнесенных к компетенции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Министерство регионального развития Российской Федерации в части вопросов, не отнесенных к компетенции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, а также в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Основой для подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности являются следующие инструменты программно-целевого и бюджетного планирования:
- государственные программы Российской Федерации;
- федеральные целевые программы;
- обоснования бюджетных ассигнований;
- федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3.1 Основные результаты деятельности Министерства в 2012 году
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
30 июня 2010 г. № 1101-р утверждена «Программа
Правительства Российской Федерации
по повышению эффективности бюджетных
расходов на период до 2012 года» (далее
– Программа).
Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Министерством
выпущен приказ от 5 сентября 2011 г. № 428
«Об утверждении Ведомственного плана
Министерства регионального развития
Российской Федерации по повышению эффективности
бюджетных расходов на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов» (в редакции от 28
марта 2012 г. № 136).
В соответствии
с указанными нормативными правовыми
актами Министерство формирует и направляет
в установленные сроки отчет
о реализации Ведомственного плана:
- ежеквартально
в Министерство финансов
(за I квартал 2013 года - письмо от 10 апреля
2013 г. № 6635-КБ/03, за 2012 год - письмо от 31 января
2013 г. № 1074-ВТ/03);
- ежегодно
в Правительство Российской
В соответствии с пунктом 31 Основ стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 одним из основных документов стратегического планирования на региональном уровне являются стратегии социально-экономического развития федеральных округов.
В 2012 году
окончательно завершен процесс подготовки
и утверждения всех планов мероприятий
по реализации стратегий социально-экономического
развития федеральных округов, в частности,
распоряжениями Правительства Российской
Федерации были утверждены планы мероприятий
по реализации стратегий Уральского, Южного,
Северо-Западного и Центрального федеральных
округов. Вместе с тем был разработан проект
распоряжения Правительства Российской
Федерации о внесении изменений в планы
мероприятий по реализации стратегий
развития федеральных округов, утвержденные
до изменения структуры Правительства
Российской Федерации в мае 2012 года, с
целью их актуализации. В целях обеспечения
согласованности стратегий социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации
с целями и приоритетами соответствующего
федерального округа, а также со стратегиями
развития отраслей экономики
и социальной сферы был актуализирован
разработанный ранее проект Методических
рекомендаций по подготовке стратегий
социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации.
3.3 Выработка и реализация государственной политики в сфере планирования пространственного развития Российской Федерации
В целях формирования системы документов территориального планирования в Российской Федерации была продолжена активная работа по согласованию проектов документов территориального планирования.
Если в 2011 году на согласовании находилось 550 проектов документов территориального планирования, то в 2012 году на согласовании в Министерстве находилось уже более 1500 проектов таких документов, из которых 900 согласовываются через Федеральную государственную информационную систему территориального планирования, остальные согласовываются путем рассылки копий проектов в ФОИВ на компакт-дисках по почте.
В соответствии с мониторингом обеспечения подготовки и утверждения документов территориального планирования по состоянию на 1 апреля 2013 года утверждены три схемы территориального планирования Российской Федерации.
Схема территориального планирования Российской Федерации в области здравоохранения утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2607-р.
Схема территориального планирования Российской Федерации в области высшего профессионального образования утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 247-р.
Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта утверждена распоряжением Правительстве Российской Федерации от 19 марта 2013 г. № 384-р.
Проекты схем территориального планирования Российской Федерации в областях энергетики и федерального транспорта в части трубопроводного транспорта в соответствии с протоколом Правительственной комиссии по территориальному планированию в Российской Федерации (далее – Комиссия) от 27 февраля 2013 г. № 8 будут доработаны с учетом замечаний федеральных органов исполнительной власти и внесены в Правительство Российской Федерации.
По проекту схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства указанным протокольным решением Комиссии определены сроки завершения подготовки и внесения в Правительство Российской Федерации.
На региональном и муниципальном уровнях по состоянию на 1 апреля 2013 г. утверждены 82 схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; завершается процедура согласования и утверждения проекта схемы территориального планирования Чукотского автономного округа;
Из 1818 схем территориального планирования муниципальных районов 1413 схем утверждены, 312 проектов схем находятся на стадии согласования и утверждения (что составляет 95% от общего числа указанных схем). Остальные схемы территориального планирования муниципальных районов находятся в стадии разработки.
Из 517 генеральных планов городских округов 434 плана утверждены, 67 проектов планов находятся на стадии согласования и утверждения (что составляет 97% от общего числа указанных планов). Остальные генеральные планы городских округов находятся на стадии разработки.
Из 1701 генерального плана городских поселений 1132 плана утверждены, 334 проектов планов находятся на стадии согласования и утверждения (что составляет 86% от общего числа указанных планов). Остальные генеральные планы городских поселений находятся на стадии разработки.
Из 18754 генеральных планов сельских поселений 7670 планов утверждены, 2973 проектов планов находятся на стадии согласования и утверждения. В 4119 сельских поселениях органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято решение об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов. В целом это составило 79% от общего числа указанных планов.
Необходимо
отметить, что в соответствии с принятыми
поправками
в Градостроительный кодекс Российской
Федерации, определен срок вступления
в действие ограничений градостроительной
деятельности при отсутствии генеральных
планов городских поселений с 31 марта
2013 года
и при отсутствии генеральных планов сельских
поселений с 31 декабря 2013 года. Ограничения
в связи с отсутствием документов территориального
планирования Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных
районов и городских округов вступили
в силу с 1 января 2013 года.
Обеспечено
нормативное правовое регулирование в
сфере территориального планирования,
градостроительного зонирования
и планировки территории, подготовка проектов
федеральных законов, актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации. Проведена работа
по совершенствованию законодательства,
связанная
с разработкой 15 и рассмотрением 41 нормативного
правового акта в области градостроительства,
в том числе Министерством утверждены:
- постановление Правительства
Российской Федерации от 22 февраля
2012 г. № 152 «О внесении изменений и дополнений
в постановление Правительства Российской
Федерации от 24 марта 2007 года № 178
«Об утверждении Положения о согласовании
проектов схем территориального планирования
субъектов Российской Федерации»;
- постановление Правительства
Российской Федерации от 26 сентября
2012 г. № 980 «О внесении изменений в некоторые
акты Правительства Российской Федерации
по вопросам территориального планирования
в Российской Федерации»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 99 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2006 года № 680 «О составе схем территориального планирования Российской Федерации»;
- постановление
Правительства Российской
2012 г. № 326 «О внесении изменений и дополнений
в постановление Правительства Российской
Федерации от 25 декабря 2006 года № 804
«Об утверждении Положения о совместной
подготовке проектов документов территориального
планирования, а также о составе, порядке
создания
и деятельности комиссии по совместной
подготовке проектов документов территориального
планирования»;
- распоряжение
Правительства Российской
от 09 февраля 2012 г. № 162-р;
- приказ
Минрегиона России от 30 января 2012 г. №
19 «Об утверждении требований к описанию
и отображению в документах территориального
планирования объектов федерального значения,
объектов регионального значения, объектов
местного значения» (Зарегистрирован
в Минюсте России 17 февраля 2012 г. № 23238);
- постановление
Правительства Российской
от 12 апреля 2012 г. № 289 «О федеральной государственной
информационной системе территориального
планирования»;
- приказ
Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. №
69
«Об утверждении Порядка согласования
проектов документов территориального
планирования муниципальных образований»
(Зарегистрирован в Минюсте России 10 апреля
2012 года № 23782).
В соответствии
с п. 2 распоряжения Правительства Российской
Федерации от 16 августа 2012 г. № 1487-р и п.1
распоряжения Правительства Российской
Федерации от 6 сентября 2012 г. № 1613-р Министерством
выполнены этапы по мероприятиям, предусмотренным
пунктом 2 плана мероприятий («дорожной
карты») «Улучшение предпринимательского
климата в сфере строительства», утвержденного
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 16 августа 2012 г. № 1487-р (далее
– Дорожная карта) и продолжается исполнение
остальных этапов, предусмотренных на
2013
и последующие годы.
Министерством в 2012 году также обеспечены:
- проведение
5 видеоконференций с
- организация
проведения 6 заседаний Правительственной
комиссии
по территориальному планированию в Российской
Федерации (далее – Комиссия), а также
обеспечено выполнение протокольных решений
Комиссии и контроль выполнения поручений
Комиссии федеральными органами исполнительной
власти Российской Федерации, высшими
исполнительными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и организациями;
- выполнение
второго этапа работ по
и документации по планировке территории
с планами создания и развития туристско-рекреационных
и автотуристских кластеров в рамках федеральной
целевой программы «Развитие внутреннего
и въездного туризма в Российской Федерации
(2011–2018 годы)»;