Оценка социально-экономического потенциала региона (на примере Приволжского Федерального округа).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению
экономическим, социальным и политическим развитием страны в
пространственном, региональном аспекте. Многочисленность субъектов
Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать
статистические данные по более крупным единицам территориального деления
страны

Содержание

Введение.
1. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные
преимущества;
2. Социальное-демографическое положение Приволжского федерального
округа:
2.1. Демографическая политика;
2.2. Социальная политика;
3. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов
Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального
округа:
3.1. Республика Башкортостан;
3.2. Республика Марий Эл;
3.3. Республика Мордовия;
3.4. Республика Татарстан;
3.5. Удмуртская Республика;
3.6. Чувашская Республика;
3.7. Пермский край;
3.8. Кировская область;
3.9. Нижегородская область;
3.10. Оренбургская область;
3.11. Пензенская область;
3.12. Самарская область;
3.13. Саратовская область;
3.14. Ульяновская область.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГ. ЭК-КА.docx

— 60.47 Кб (Скачать файл)

В последующие годы продолжится реализация долгосрочной государственной демографической программы, что позволит достигнуть цели демографической политики – стабилизации численности населения  
(за счет всех направлений демографического развития: снижения уровня смертности, повышения уровня рождаемости, регулирования миграции  
в соответствии с потребностями социально-демографического развития).

К приоритетным мерам демографической политики в регионах Приволжского федерального округа относятся:

  • сокращение смертности от предотвратимых причин, развитие системы профилактики и ранней диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний;
  • разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения;
  • совершенствование функционирования системы здравоохранения;
  • усиление мер социальной поддержки семей, внедрение, дополнительно к общефедеральным, комплекса мер противодействия бедности семей, имеющих детей, и отдельных категориям семей, находящихся в зоне социального риска;
  • обеспечение потребностей семей в услугах дошкольного, школьного и внешкольного образования, повышение доступности и качества их услуг;
  • содействие в создании среды обитания, благоприятной для семей  
    с детьми;
  • развитие рынка жилья и повышение доступности жилья, отвечающего потребностям семей, ускоренное развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения в ведении здорового образа жизни;
  • содействие развитию гибких форм занятости для женщин, имеющих детей;
  • привлечение мигрантов, прибывающих в регионы округа, на постоянное место жительства, содействие их адаптации и интеграции в принимающий социум.

Мероприятия по улучшению демографической ситуации должны включать в себя меры, предпринимаемые как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления в увязке с основными положениями, определенными  
в Концепции демографической политики Российской Федерации на период  
до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2010 г. № 1351.

 

 

2.2 Социальная политика.

Целью социальной политики округа является развитие его человеческого потенциала. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни населения округа и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.

Основными задачами социальной политики являются:

  • преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста;
  • формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы;
  • обеспечение возможности получения качественной медицинской помощи;
  • переход от системы массового образования  к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуальному образованию для всех;
  • обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной  среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных укладов жизни;
  • создание эффективной адресной системы поддержки социально незащищенных групп граждан, а также лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума и предоставления им социальных услуг, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями путем обеспечения их доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения;
  • создание условий для укрепления общероссийской гражданской идентичности, при сохранении и развитии национальных культур, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, развития межкультурного и межрелигиозного диалога;
  • повышение доступности учреждений культуры для всех слоев населения;
  • повышение качества и расширение спектра услуг в области культуры;
  • повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения;
  • создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей национальностей, населяющих округ;
  • обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, создание условий, обеспечивающих возможность для граждан вести здоровый образ жизни;
  • существенное улучшение транспортного обеспечения с учетом удовлетворения специальных требований со стороны граждан с ограниченными возможностями;
  • формирование современной социальной среды для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, развитие института семьи, обеспечение условий для комфортной жизни в семье, оказание всесторонней помощи членам семьи, занятым уходом за престарелыми людьми и инвалидами;
  • оказание услуг по социальной реабилитации и коррекции семей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью уменьшения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, снижения уровня подростковых правонарушений в среднесрочной перспективе не менее чем на 15%, сокращения социального сиротства не менее чем на 30%;
  • принятие превентивных мер по профилактике социального неблагополучия среди различных групп населения;
  • улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;
  • обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов.

 

3. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа:

 

 

 

3.1. Республика Башкортостан.

Ведущими отраслями промышленности Республики Башкортостан являются нефтеперерабатывающее производство, химия и нефтехимия,  машиностроение и металлообработка, цветная металлургия.

К основным специализациям сельского хозяйства относятся животноводство мясомолочного направления, производство зерновых культур, овощеводство.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Башкортостан являются:

- наличие крупных производств и технологий в топливном, химическом и нефтехимическом видах экономической деятельности, машиностроении, имеющих экспортную составляющую и существенную долю внутреннего рынка;

-  значительные запасы полезных ископаемых и сырьевых ресурсов;

-сохраненный потенциал и высокая производственная активность агропромышленного комплекса;

- наличие развитого многопрофильного научно-образовательного комплекса;

-активная социальная политика, приоритетное развитие социальной инфраструктуры республики;

- наличие природных ресурсов для рекреационного использования и развития специализированных видов туризма.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Башкортостан являются инновационное развитие нефтепереработки, химического и нефтехимических производств, машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, агропромышленного и строительного комплексов и транспортной инфраструктуры.

В машиностроительном комплексе республики получит развитие инвестиционный проект «Организация производства вспомогательных газотурбинных двигателей нового поколения и малоразмерных энергетических газотурбинных установок».

Продолжится реализация проекта «Вскрытие и отработка месторождения  «Юбилейное», перспективы которого связаны с добычей медно-колчеданных и бурожелезняковых золотосодержащих руд открытым способом.

В строительном комплексе республики в среднесрочной перспективе будут реализованы инвестиционные проекты с участием зарубежных компаний, в том числе строительство известково-цементного комбината в Учалинском районе и строительство завода по производству гипсокартона в Уфимском районе.  

Кроме того, в республике планируется ввести в эксплуатацию завод по производству современных быстровозводимых малоэтажных жилых домов.

Развитию транспортной инфраструктуры послужат: создание центра по техническому обслуживанию воздушных судов западного производства и международного грузового терминала (г. Уфа); реализация инвестиционного проекта «Строительство грузового речного порта «Агидель», направленного на оптимизацию грузопотоков, связанных с проектом «Урал промышленный – Урал полярный», а так же товарообмена регионов Поволжья, Урала и Западной Сибири с европейскими государствами и  регионами юга страны.

 

 

3.2.Республика Марий Эл.

Основными отраслями экономики, которые формируют валовой региональный продукт Республики Марий Эл, являются промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт, связь и строительство.

Ведущие позиции в промышленности Республики Марий Эл занимают такие виды экономической деятельности как производство пищевых продуктов, нефтепродуктов, электроэнергии, газа и воды, а также электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса республики являются мясное и молочное производство, птицеводческая отрасль.

Основными конкурентными преимуществами Республики Марий Эл являются:

- многоотраслевой характер промышленного комплекса, обладающего рядом высоких технологий;

-  развитая инфраструктура переработки лесной и сельскохозяйственной продукции, обеспеченная экологически чистым сырьем и трудовыми ресурсами;

- благоприятное географическое положение республики, наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети, судоходных путей по рекам Волге и Ветлуге;

- значительное количество месторождений твердых нерудных полезных ископаемых: строительных материалов, стекольного песка, гипса и др.;

-  экологически чистая территория;

-  рекреационные ресурсы (этнографический, экологический и сельский туризм).

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Марий Эл будут проекты по производству пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции, строительных материалов и нефтепродуктов.

Диверсифицированная экономика создает предпосылки успешного развития высокотехнологичного производства. Так, города Йошкар-Ола и Волжск могут стать научной базой инновационного развития региона,  
в г. Козьмодемьянске, где развито производство электронного и оптического оборудования, целесообразно размещать инновационные производства.

Для дальнейшего развития экономического потенциала Республики Марий Эл ведется строительство второй линии газопровода-отвода  
к г. Йошкар-Оле.

 

3.3. Республика Мордовия.

В экономике Республики Мордовия ведущая роль принадлежит промышленности, доля которой в валовом региональном продукте составляет более 30% (по состоянию на 2008 год). Доля обрабатывающих производств в промышленном производстве республики составляет 89,8%. Ведущими отраслями являются: производство транспортных средств и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство строительных материалов, пищевая промышленность.

Вторая по значению отрасль экономики - сельское хозяйство, доля  
в валовом региональном продукте – более 17% (по состоянию на 2008 год).  
К основным отраслям специализации относятся растениеводство (производство зерновых культур, сахарной свеклы, овощей и кормовых культур), животноводство мясо-молочного направления, свиноводство, птицеводство.

К конкурентным преимуществам Республики Мордовия относятся:

выгодное географическое положение, близость к основным центрам потребления конкурентоспособной продукции;

развитый инфраструктурный потенциал, особое значение в котором имеют транспортные коммуникации;

развитая система информационных коммуникаций;

развитая социальная инфраструктура, активно ведется строительство объектов здравоохранения, образования, спортивных сооружений,  жилья, в том числе ипотечного.

Основным стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Мордовия будет являться развитие электротехнического (включая светотехнический), вагоностроительного и агропромышленного кластеров, транспортно-логистического и энергетического комплексов, туристическо-рекреационной сферы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Модернизация светотехнического кластера создаст основу для перевода систем освещения на энергоэффективные источники света отечественного производства, в том числе на основе светодиодов.

Кроме того, в республике планируется развитие массового производства электронных приборов нового поколения на основе карбида кремния.

Строительство первого в России завода по производству оптического волокна исключит необходимость приобретения его за рубежом, создаст необходимые предпосылки для повышения обороноспособности страны.

Создание производственного комплекса по выпуску стального и чугунного литья снимет зависимость вагоностроительных заводов от поставок импортного литья.

Ввод в эксплуатацию нового завода по производству цемента «сухим» способом в Чамзинском районе позволит сделать Республику Мордовия одним из крупнейших производителей цемента в России.

Информация о работе Оценка социально-экономического потенциала региона (на примере Приволжского Федерального округа).