Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:32, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление особенности развития Калининградской области как автономного субъекта РФ и определение направлений ее дальнейшего развития
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть особенности Калининградской области как субъекта Российской Федерации;
- рассмотреть особенности Стсоциально-экономического развитие Калининградской области на современном этапе;
определить перспективы развития Калининградской области.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности социально-экономического развитие
Калининградской области на современном этапе………………………………6
1.1 Социально-экономические и геополитические особенности
Калининградской области………………………………………………...............6
1.2 Особенности геополитического положения Калининградской области…14
1.3 Экономико-географическая характеристика Калининградской области...17
1.4 Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие
Калининградской области……………………………………………………….21
Глава 2. Перспективы развития Калининградской области…………………..25
2.1 Государственные мероприятия, направленные на реализацию
приоритетных направлений экономического развития Калининградской
области……………………………………………………………………………25
2.2 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их
решения…………………………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Исключительное геополитическое положение, близость к морю и странам Евросоюза, развитая инфраструктура туризма, режим Особой экономической зоны - всё это дает мощный импульс для дальнейшего развития российского эксклава на Балтике.
По данным на конец апреля 2014 года в области уже работают инвесторы более чем из 70 стран. В качестве резидентов ОЭЗ зарегистрировано уже 70 компаний (общий объём заявленных инвестиций 36,12 млрд. руб.), из них по 9 проектам - объём инвестиций превышает 1 млрд. руб. и суммарно составляет 19,2 млрд. руб. (53,2%).
Рыночная экономика Калининградской области в случае нарушения равновесия и кризиса не способна к саморегулированию. Поэтому очень велико значение правильного выбора стратегии и тактики осознанного влияния на экономические процессы со стороны руководства Калининградской области. В текущих реалиях руководству области следует реализовать свою функцию по формированию в регионе благоприятной инвестиционной среды через наиболее действенные инструменты: 1) прямое участие государства в эффективных и значимых для региона и страны проектах; 2) стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.
Выбор первый. Российский рынок остается основным потребителем калининградских услуг и товаров (IA), при таком развитии событий исчезают шансы на «сильное» позиционирование области в макрорегионе. Альтернативой ориентации экономики Калининградской области исключительно на российское потребление может стать разработка и реализация ряда проектов, нацеленных на расширение «европейского экспорта» (IB). В рамках таких проектов может осуществляться глубокая переработка транзитных грузов, либо производство собственных товаров и сервисов, ориентированных на Европу.
Выбор второй. Управленческая альтернатива формирования стратегических приоритетов связана с выбором между продолжающейся «локализацией» экономики - относительно пассивным втягиванием технологические цепочки, которые формируются и управляются извне области (IIА), - и стимулированием крупных игроков и следующих вслед за ними крупных инвестиционных проектов (ПВ), что может быть основой для «сильного» позиционирования на Балтике.
Сравнительная характеристика предложенных моделей социально-экономического развития Калининградской области приведена в табл. 7.
Таблица 7
Сравнительная характеристика моделей социально-экономического развития Калининградской области [7]
Модель |
Рыночное позиционирование |
Благоприятные возможности |
Основные угрозы |
1.Инерционная |
Максимальное продление льгот, связанных со статусом эксклава. |
Возможное увеличение российских сегментов рынка для традиционной продукции области (с/х; электронная сборка). |
Нарастающее отставание в темпах роста и качестве жизни с сопредельными странами. |
2. Лидерство на Северо-Западе |
Использование выгод и льгот эксклава для конкуренции с российскими регионами. |
Появление новых видов продукции и услуг. Увеличение доли собственной продукции в транзите на российские регионы. |
Усиление конкуренции с российскими регионами -прежде всего с Санкт-Петербургом. |
3. Фабрика Европы |
Активный маркетинг территории. Ориентация на специализированны е функции в рамках европейских технологических цепочек. |
Технологическая оптимизация за счет процедур аутсорсинга. Умеренный рост прямых иностранных инвестиций. |
Центры добавленной стоимости и прибыли остаются вне территории области. |
4. Проекты-фавориты |
Активный маркетинг территории. Лидерство в выбранных сферах специализации. Расширение экспортных рынков. |
Появление экспортно-ориентированных кластеров. Рост инновационного сектора на базе технологической модернизации. Рост качества управления... |
Экономическое и политическое давление со стороны стран -соседей. |
Наиболее предпочтительным с точки зрения эффективной интеграции региона в экономику России и ЕС, а также активного социально-экономического развития Калининградской области, на наш взгляд, является модель «Проекты-фавориты». Для совершенствования механизма социально-экономического развития Калининградской области в рамках реализации данной модели видится необходимым реализация следующих приоритетных направлений:
1. Проведение институциональных преобразований включает четыре основных направления: 1) развитие рынка земли; 2) снижение административных барьеров; 3) развитие рыночной среды; 4) управление региональными финансами.
Для упрощения процедуры регистрации, лицензирования и создания условий для свободного оборота земли в интересах инвестора следует ввести по всей территории Калининградской области принцип одного окна.
2. Создание инвестиционно-привлекательных промышленных и внедренческих зон. Основные мероприятия этого блока включают действия по сближению с общепринятыми в ЕС системами технических регламентов и контроля качества производства, товаров и услуг в приоритетных сферах деятельности, а также приведение стандартов управления ключевыми предприятиями региона в соответствие с европейскими и международными стандартами. Для этого необходимо реализовать следующие приоритетные мероприятия:
1) широко внедрять системы сертификации ИСО 9000 и ИСО 14000 на предприятиях и в организациях области;
2) содействовать распространению современного зарубежного опыта;
3) принимать меры для гармонизации нормативной правовой базы в направлении унификации национальных требований с международными.
1) разработка
областных программ по
2) выделение и подготовка «промышленных площадок» в муниципальных образованиях для реализации инвестиционных проектов;
3) формализация процедуры оказания инвестиционной финансовой помощи;
4) увеличение количества аукционов по выделению земель под застройку.
1) развитию культурной среды;
2) развитию рынка жилья;
3) обеспечению региона кадрами;
4) развитию рынка труда;
5) проведению эффективной миграционной политики;
6) формированию системы социальной помощи;
7) реформированию и развитию системы ЖКХ;
8) развитию системы здравоохранения и спорта;
9) развитию системы образования и дошкольного воспитания.
1) институциональному развитию;
2) реализации инвестиционных проектов;
3) повышению качества земель;
4) развитию АПК.
Следует оказывать всестороннюю правовую и организационную поддержку наиболее перспективным формирующимся кластерам:
1) пищевой переработки;
2) производства мебели;
3) производства строительных материалов;
4) судостроения и судоремонта;
5) янтарного производства и дизайна;
6) торговых сетей.
Особую роль в Калининградской области играет янтарная отрасль. В данном направлении необходимо:
1) провести модернизацию предприятий по переработке янтаря и сопутствующих материалов;
2) создать систему финансовой государственной поддержки для предприятий отрасли;
3) создать систему продвижения янтарной продукции на внутреннем и международном рынках;
4) провести освоение новых рынков сбыта янтарной продукции, в том числе через конкуренцию с соседними странами.
Следует провести ряд мероприятий, направленных на повышение энергобезопасности региона и обеспечение внутреннего потребления:
1) построить подземное хранилище газа;
2) реализовать пакет проектов по реконструкции и развитию распределительных газовых и электросетей;
3) упростить и сделать прозрачными процедуры подключения потребителей к электрическим, газовым и тепловым сетям;
4) осуществить технические и организационные мероприятия по синхронизации калининградской электрической сети с объединенной европейской электрической сетью.
Основные направления в данной сфере:
1) обеспечение стабильного роста грузооборота и транзитного грузопотока через Калининградские порты;
2) интеграция в транспортную схему макрорегиона Балтики;
3) развитие дорожной инфраструктуры;
4) строительство современных скоростных магистралей;
5) сокращение времени транзита через Калининградскую область;
6) развитие грузовых перевозок и логистического бизнеса.
Для эксклавного региона особое значение имеет устойчивая и надежная связь с федеральным центром, а также с другими регионами страны. В связи с этим необходимо принять меры по развитию инфраструктуры связи, в первую очередь включающие:
1) строительство волоконно-оптической линии связи между Калининградской областью и основной территорией России по дну Балтийского моря;
2) обеспечение услугами доступа к сети Интернет, в первую очередь учебных заведений;
3) обеспечение телефонизации сельских населенных пунктов;
4) обеспечение полного охвата территории области российским телевизионным вещанием, в том числе с использованием цифровых технологий.
8. Развитие туристско-рекреационного комплекса, инфраструктуры гостеприимства и формирование привлекательного образа региона должно быть направлено на формирование туристической инфраструктуры. Для этого необходимо перейти:
1) к эффективному администрированию отрасли путем разработки и реализации новой программы развития туризма и рекреации в Калининградской области;
2) к комплексному финансированию отрасли и созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения в отрасль крупных, в том числе, иностранных инвестиций;
3) к выводу на уровень международных стандартов качества туристско-рекреационной инфраструктуры.
На наш взгляд, ключевую роль для динамичного экономического развития Калининградской области играют инвестиционные проекты-лидеры, позволяющие по новому позиционировать область на складывающихся рынках Балтии и ЕС. В пакет решающих проектов целесообразно включить:
1) строительство нефтеперегонного завода;
2) строительство глубоководного порта;
3) строительство завода по производству металлоизделий;
4) строительство перерабатывающего комплекса для рапса;
5) строительство Международного выставочного центра.
Для реализации указанных проектов необходимо развитие транспортного комплекса Калининградской области. Транспортный кластер является ключевым как для конкурентоспособности области в макрорегионе, так и для структурных сдвигов в экономике области. Интеграция экономики области в высокоскоростные магистрали и грузопотоки Балтики и Европы является обязательным условием достижения эффективной конкурентоспособности для региона. С другой стороны, становление транспортно-логистического узла является ключевым условием развития всех основных элементов региональной экономики. В основе развития транспортного комплекса Калининградской области, по нашему мнению, должен лечь мультимодальный подход (смешанные перевозки) с выделением ключевых звеньев: портовой, железнодорожной и автодорожной инфраструктур. Параллельно с этим процессом должна идти модернизация центрального аэропорта Храброво, а также паромного и речного хозяйства с наращиванием флота класса «река-море».
Необходимо также устранить «выпадение» Калининградской области из поля конституционных гарантий Российской Федерации.
Калининградская область объективно является для России и ЕС областью взаимных зависимостей и возможностей. Проявление политической воли со стороны руководства страны и региона в части дальнейшей реализации указанных приоритетных направлений экономического развития сделает Калининград не просто связующим звеном между Россией и единой Европой, а символом становления новой двухсторонней экономической модели взаимодействия.
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалась после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения - до тех пор, пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Наряду с положением российского эксклава на Балтике, отделенного от остальной России территориями иностранных государств и международными морскими водами, Калининградская область является российским анклавом в центре объединенной Европы, имеющим отличные от нее нормы хозяйственной жизни и социально-технологические стандарты. Оба обстоятельства являются исторически уникальными. Однако если в качестве эксклава регион остается в поле преимущественно российских управляющих воздействий, то как анклав он изначально попадает в двойственную экономико-правовую ситуацию, находясь одновременно и вне, и внутри единого европейского пространства.
В процессе выполнения работы были выявлены позитивные и негативные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие Калининградской области. Наиболее существенные из них:
с одной стороны - стабильность экономической системы; льготные условия для инвесторов, гарантированные законом об ОЭЗ и наличие устойчивых связей с зарубежными партнерами на уровне малого и среднего бизнеса, а с другой стороны - отсутствие конкурентоспособных кластеров; ориентация основных секторов на льготный таможенный тариф; ставка на низкотехнологичные производства и преобладание производств с низкой энергоемкостью;
с одной стороны - близость к европейским рынкам и большой опыт внешнеэкономической деятельности, а с другой стороны - маленький внутренний рынок и слабое развитие промышленной инфраструктуры;
с одной стороны - прохождение через территорию региона важных европейских транспортных коридоров; разветвленная дорожная сеть и наличие незамерзающих морских портов, а с другой стороны - рост тарифов; предпочтительное положение портов-конкурентов; общее несовершенство транспортной логистики и слабая синхронизация с другими регионами РФ.
Информация о работе Перспективы развития Калининградской области