Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 18:32, реферат
Наш интерес к 70-м годам XX в. объясняется, тем, что эта эпоха, если рассматривать ее в широком смысле, т.е. включая и начало 1980-х годов, непосредственно предшествовала перестройке и, следовательно, крушению социалистической системы. Исследуя этот период, мы ищем в нем начало тех процессов, которые привели к развалу социалистического лагеря. Иначе говоря, специфический характер эпохи 1970-х годов предрешил формы разрушения советской системы.а
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
РЕФЕРАТ
на тему: Развитие советской экономики в 70-е – 80-е годы 20-го века. Общество «развитого социализма»
Выполнил студент
очной формы обучения
группы ЭЭС-903
Мясников И.Г.
Научный руководитель
доцент кафедры ЭТиП, кандидат экономических наук
Самошилова Г. М.
Омск-2012
Введение
Наш интерес к 70-м годам XX в. объясняется, тем, что эта эпоха, если рассматривать ее в широком смысле, т.е. включая и начало 1980-х годов, непосредственно предшествовала перестройке и, следовательно, крушению социалистической системы. Исследуя этот период, мы ищем в нем начало тех процессов, которые привели к развалу социалистического лагеря. Иначе говоря, специфический характер эпохи 1970-х годов предрешил формы разрушения советской системы.
Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование. Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом.
Однако весьма скоро потребовалось
более обстоятельное
В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции (1967) впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на вполне реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и относительной однородности советского общества, окончательного решения национального вопроса, отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. Это, в свою очередь, вело к формированию у руководства КПСС благодушного и самоуспокоенного восприятия окружающей действительности. Не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости (как этого требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена. Причем, чем сложнее становилась ситуация в экономике и социальной сфере, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа «идеологией застоя».
Исследуем основные направления развития экономики в эпоху «развитого социализма». В начале 70–х годов выбор путей дальнейшего социально–экономического развития страны определялся двумя альтернативными вариантами. Первый – совершенствование экономической реформы и соответствующего механизма, способного заинтересовать предприятия в опережающем, по сравнению с зарплатой, росте производительности труда, более полном учете потребностей общества, стимулировании научно–технического прогресса. Логика этого поиска определяла неизбежные подвижки в сторону смешанной экономики. Однако в этот процесс вмешались политические интересы: событиями 1968г. в Чехословакии воспользовались противники товарно–денежных отношений, активизации рыночных связей, заметно укрепившие свои позиции. На XXV (1976г.) и XXVI (1981г.) съездах партии их точка зрения фактически получила одобрение, что способствовало замедлению темпов социально–экономического развития в обществе.
Возобладал второй вариант, выразившийся в усилении административных методов управления народным хозяйством. В 70–е годах этот процесс шел по нарастающей: из центра стали планировать рост производительности труда и другие показатели. Возникающий дефицит продукции обязательно вносился в план, который устанавливался предприятиям сверху.
Министерства и ведомства издавали множество подзаконных нормативных актов, которые нередко выхолащивали содержание различных экономических решений, ограничивали самостоятельность предприятий. Так, к началу 80–х годов в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тысяч различных приказов, ведомственных инструкций, сковавших самостоятельность предприятий.
Характерной тенденцией 70–х годов стала централизация и бюрократизация управления экономикой. Если в 1939г. в СССР насчитывалось 20 центральных ведомств, в 1965г. – 30, то в начале 80–х годов 100 союзных и 800 республиканских министерств.
Осознание руководством страны необходимости интенсификации производства сказывалось в сокращении количества строящихся крупных предприятий (с 800 до 200 в год), создании научно–производственных объединений, новых наукоемких производств (с внедрением робототехники, микроэлектроники, информатики и биотехнологий). В поисках более гибкого планирования вводились перспективные и комплексные планы. Но эти тенденции не стали определяющими в развитии экономики. Её основу составлял топливно –энергетический комплекс. Структура народного хозяйства приобретала все более иррациональный характер. Являясь бездонным потребителем капиталовложений, советская экономика имела недостаточный выход на человека, удовлетворение его социальных потребностей.
Промышленность всегда являлась ведущей силой в строительстве нового общества, материальной базой рабочего класса. «Решающее значение для выполнения социально–экономических задач, – подчеркивал А.Н.Косыгин, возглавлявший тогда Совет Министров СССР, – имеет развитие промышленного производства, повышение эффективности работы промышленности».
К началу 70–х годов промышленность
СССР занимала ведущее место в экономике
страны. На ее долю приходилось 49% основных
производственных фондов народного хозяйства.
Однако и здесь нарастало отчуждение работников
производства по отношению к средствам
производства, привычным становилось
повседневное расхождение между словом
и делом. Призывы к трудовым свершениям,
различным трудовым вахтам, эстафетам
и т.д. теряли былую новизну и значимость.
В 1970г. объем капиталовложений в СССР и США впервые достигли примерного паритета. Наша страна опередила США по выпуску многих важнейших видов продукции и добыче сырья (уголь, кокс, железная и марганцевая руда, чугун, тепловозы, электровозы, тракторы, зерновые и хлопкоуборочные комбайны, стальные трубы, цемент, гидротурбины, пиломатериалы и т.д.).
При составлении девятого
пятилетнего плана (1971–1975гг.) особый
упор делался на выравнивание технических
показателей СССР и США. По ряду из
них, – освоение космоса, вооружение,
электрификация железнодорожного транспорта,
добыча нефти за счет применения методов
искусственного воздействия на пласт
и др. – Советский Союз уже превосходил
США.
Однако преобладали направления, в которых
наше отставание сохранялось.
Это сыграло далеко не последнюю
роль в том, что так и не удалось
добиться перелома в повышении эффективности
общественного производства. В 70–е годы
проявились такие негативные явления,
как снижение фондоотдачи, медленное освоение
новых производственных мощностей, усиление
расточительного характера экономической
деятельности, преобладание экстенсивных
факторов в экономике страны. По расчетам
Н.П.Федоренко, на протяжении 20лет (1960–1980гг.)
параметры эффективности экономики имели
отрицательную динамику. Если в 1960г. доля
интенсивных факторов в общем приросте
национального дохода составляла 40%, то
в 1981г. – 25%. От восьмой (1966–1970гг.) к одиннадцатой
(1981–1985гг.) пятилетке снижались основные
экономические показатели, темпы роста
валового общественного продукта (по официальным
данным, они составили соответственно
42% и 19%). Это подтверждало стагнацию отечественной
экономики.
Директивная экономика объективно подошла
к пределу своих возможностей.
Провозглашенный Л.И.Брежневым на ХХ VI съезде партии лозунг «Экономика должна быть экономной» носил популистский характер. Тем не менее он был подхвачен средствами массовой информации. На деле произошла дискредитация программы хозяйственной деятельности на 11–ю пятилетку (1981–1985гг.). Это привело к тому, что даже верные ориентиры, намеченные в 1981г. XXVI съездом КПСС, воспринимались пассивно.
Одним из методов предотвращения упадка экономики в создавшихся условиях власти считали форсирование поставок на западный рынок энергоносителей (нефти, газа), цены на которые, в связи с энергетическим кризисом , только за 70–е годы возросли в 15–20 раз. Последующее падение спроса на топливо привело к снижению мировых цен, что негативно отразилось на экономике СССР. Попытки вывести страну из состояния стагнации в начале 80–х годов успеха не имели.
Усложнилось положение в
аграрно–промышленном комплексе. Увеличение
объема капитальных вложений в его развитие,
– (в 70–е–начале 80–х годов было вложено
свыше 500млрд.рублей,) не принесло ожидаемых
результатов.
Экономическое развитие колхозов, совхозов
сдерживалось социально несправедливым
обменом между городом и деревней. Удержание
сельхозтехники, значительный разрыв
между закупочными и розничными ценами
привели к тому, что многие колхозы и совхозы
стали убыточными.
Повышение эффективности
общественного сельского
В 70–е годы социальное развитие деревни, за небольшим исключением, заметно отставало от города по социально–бытовому устройству, уровню жизни. Положение усугублялось поспешной ликвидацией так называемых «неперспективных деревень», что усилило миграцию сельского населения в города. Социальная особенность этого процесса состояла в том, что из деревни уходили наиболее квалифицированные работники, главным образом, молодежь: в 1967–1985гг. ежегодно деревню покидало в среднем 700тыс. человек. Это повлекло вымывание лучших крестьянских традиций и черт из жизни села. Хозяйственной, да в немалой степени и, нравственной опорой оставались, в основном, не молодого возраста сельчане, подобные героям повестей и рассказов В.Распутина и В.Белова.
Наиболее контрастно социально–экономическая ситуация в советском обществе воспринималась на фоне индустриально развитых государств Запада. В 70–80–е годы они переходили к новому информационному (постиндустриальному) обществу. Его отличало значительное увеличение роли непроизводственной (особенно образовательной) сферы, индустриализация потребления, тогда как в нашей стране по–прежнему осуществлялось расширенное воспроизводство индустриальной структуры с акцентом на традиционные отрасли. Экстенсивный характер экономики Советского Союза ограничивал возможности решения социальных задач.
В целом социальная сфера
характеризовалась
Крупные сдвиги произошли в жилищном строительстве. В послевоенные годы значительную часть жилого фонда составляли бараки. С середины 50–х годов начался переход к индустриальному строительству жилья, которое велось широким фронтом
По сравнению с 30–ми годами, послевоенным периодом, положение основной части населения улучшилось: 80% горожан в 1985г. жили в отдельных квартирах, в повседневную жизнь входили телевизоры, холодильники, радиоприемники, другие коммунальные удобства. Тем не менее, жилищная проблема по–прежнему оставалась нерешенной.
В 70–80–е годы курс на повышение благосостояния находил выражение в росте номинальной заработной платы. Например, средняя зарплата выросла с 75руб. в 1956г. до 210руб. в 1985г. Однако этот рост не обеспечивался соответствующим увеличением производства продуктов питания и предметами потребления. Начались инфляционные процессы: за 1971–1985 годы объем денежной массы вырос в 361раз. Один рубль по товарному обеспечению в 1985г. был равен 54 коп. в 1961г.
В начале 70–х годов перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни населения, она снизилась с 69,5 в 1971г. до 68,4 лет в 1985г. К началу 80–х годов СССР был на 35 месте в мире по средней продолжительности жизни населения.
Механизм торможения оказал негативное влияние на развитие социально–экономической сферы. Как отмечалось на XXVII съезде КПСС (1986г.), неблагоприятные тенденции, появившиеся в развитии экономики СССР в 70–е годы, не только не смягчились, но и усилились. Это отразилось на ходе выполнения XI пятилетки (1981–1985гг.). Впервые два года продолжали снижаться темпы роста. Ухудшились качественные показатели хозяйствования. В 1982г. темп прироста промышленной продукции был в полтора раза ниже, чем в среднем за годы X пятилетки (1975–1980гг.). Нарастание трудностей тормозило решение важных проблем в социальной сфере. Так, во втором году пятилетки фактически приостановилось повышение реальных доходов населения. Углублялся экологический кризис, вызванный как поспешным освоением природных богатств, так и недостаточностью средств, выделяемых на эти цели. Консервация уровня жизни десятков миллионов людей, отсутствие действенных стимулов к труду вызывали процессы физической и социальной деградации. СССР нуждался в разумной модернизации социально–экономической системы.