Сравнительная характеристика Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

Восточно-Сибирский экономический район занимает площадь 4,1 млн кв. км и включает в себя: Красноярский край с Таймырским (или Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Иркутская (с Усть-Ордынским Бурятским округом) и Читинская (с Агинским Бурятским округом) области, республики Бурятия, Тува, Хакасия. На данной площади проживают 9,0 млн. человек. [

Содержание

1. Административный состав района....................................................................3
2. Особенности экономико-географического положения...................................3
3. Место района в хозяйственном комплексе страны..........................................4
4. Оценка природных ресурсов и условий района...............................................4
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района................................5
6. Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.......................................................................................................................5
7. Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг........................................................................................................................10
8. Специализация, уровень развития сельского хозяйства района...................11
9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).........................................................................................12
10. Развитие внешних связей района...................................................................15
11.Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике...............................................................................................................17
Список литературы................................................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

в инет.docx

— 36.45 Кб (Скачать файл)

Речной  транспорт дополняют оз. Байкал, Северный морской путь. Морские порты - Диксон, Игарка, Дудинка, Нордвик. По территории района проходят автомобильные тракты: Усинский (Абакан — Кызыл), Енисейский (связывает Красноярск с Енисейском) и автомагистрали (Абаза – Ак - Довурак и др.), трубопроводы (нефтепровод Нижневартовск — Томск — Анжеро-Судженск - Красноярск — Ангарск). Большое значение имеет воздушный транспорт. В Восточной Сибири вывоз грузов преобладает над ввозом. Вывозятся лес и лесоматериалы, уголь, электроэнергия, цветные металлы, железная руда, пушнина; ввозятся нефть, машины и оборудование, продукция легкой промышленности и др.

Основными отраслями, дополняющими промышленную специализацию Дальневосточного района, являются машиностроение и транспортная отрасль.

Машиностроение  представлено преимущественно судостроением  и судоремонтом, станкостроением, и прочее. И в основном обеспечивают внутренние потребности района.

В перевозках грузов Дальневосточного района решающая роль принадлежит железнодорожному и морскому транспорту. На севере района огромное значение имеет речной, автомобильный и воздушный транспорт.

По территории Дальнего Востока  проходит Транссибирская магистраль, восточный участок Байкало-Амурской магистрали, малый БАМ (Тында — Веркакит — Томмот - Якутск).

Морской транспорт осуществляет перевозки малым каботажем (вдоль  морей Тихоокеанского побережья) и  большим каботажем (через Северный морской путь к портам арктических  морей, Балтийского и Черного  моря), обеспечивает экономические  связи со странами бассейнов Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии), Крупные морские порты — Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский, Советская Гавань, Холмск, Певек, Тикси и др.

Важнейшие автомобильные  дороги: Невер — Алдан — Якутск, Якутск — Магадан, Хабаровск — Владивосток, Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт (в Магаданской области).

Речной транспорт весьма активно используют во внутренних перевозках (реки Амур и Лена). Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводом Оха — Комсомольск-на-Амуре. На Дальнем Востоке ввоз грузов превышает вывоз. В район ввозятся прокат черных металлов, машины и оборудование, зерно, овощи, фрукты, продукция легкой промышленности; вывозятся древесина и пиломатериалы, бумага, продукция рыбной промышленности, концентраты цветных металлов, каменный уголь.

8. Специализация, уровень развития  сельского хозяйства района. Специализация сельского хозяйственной отрасли Восточной Сибири — животноводство и зерновое хозяйство. В лесостепной зоне разводят скот мясо-молочного направления, в степных районах юга (Хакасия, Бурятия, Тува и Читинская область) — овец тонкорунного и полутонкорунного, шерстного и мясо-шерстного направления, на севере Красноярского края - оленей. Получили развитие так же пушной промысел, звероводство, рыболовство, пчеловодство. В связи с особенностями экономико-географического положения,  пахотные угодья занимают небольшие площади и сосредоточены в основном в лесостепных и степных районах, расположенных к западу от Байкала.  Главная зерновая культура — яровая пшеница. Выращивают также овес и ячмень, сахарную свеклу (на юге Красноярского края и в Бурятии), бахчевые культуры (Минусинская котловина).

Сельское  хозяйство Дальнего Востока имеет преимущественно животноводческое направление. Разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развиты оленеводство, пушное звероводство. В соответствии с природными особенностями района земледелие наибольшее развитие получило на юге (Зейско-Бурейекая низменность, район озера Ханка и др.). Главная зерновая культура дальневосточного региона так же как и Восточно-сибирского — яровая пшеница. Выращивают также рис, кукурузу на силос, сахарную свеклу, картофель, овощи.

Однако продукция сельскохозяйственной отрасли обоих районов не покрывает местные потребности, поэтому большое количество зерна, овощей и плодов районы завозят.

9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).

На территории Восточно-Сибирского экономического района можно выделить два крупных экономических района — Ангаро-Енисейский (Красноярский край и Иркутская область) и Забайкальский (Бурятия, Тува, Читинская область). Специализирующими отраслями Ангаро-Енисейского района являются угледобыча, электроэнергетика, производство алюминия, нефтехимических продуктов, лесозаготовки, выпуск целлюлозы, бумаги и др., профиль Забайкальского — добыча и первичная переработка руд цветных металлов, отдельные отрасли машиностроения, асбестовая, легкая промышленность и пищевая промышленность.

На территории Восточно-Сибирского экономического района можно выделить следующие крупнейшие подрайоны[1,с.422]:

Наиболее развитым в промышленном отношении является Красноярский край, на долю которого приходится 45% промышленного и 28% сельскохозяйственного производства района. Почти весь народнохозяйственный комплекс размещается вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и к югу от нее (около 90%).

Второе место по экономическому развитию в Восточной Сибири занимает Иркутская область. Она производит 30% промышленной и 24% сельскохозяйственной продукции района.

Читинская область занимает третье место в Восточной Сибири по экономическому потенциалу. На ее долю приходится 12% промышленного и 22% сельскохозяйственного производства. Ведущую роль в промышленности области занимает горнорудная индустрия, цветная металлургия, лесная промышленность, машиностроение и металлообработка.

Республика Бурятия занимает четвертое место в хозяйственном потенциале Восточной Сибири. На ее долю приходится 10% промышленного и 18% сельскохозяйственного производства района.

Республика Тува в экономическом отношении развита слабо: 3% промышленного и 8% сельскохозяйственного производства Восточно-Сибирского района.  Однако республика является подлинной кладовой полезных ископаемых.

Дальневосточный экономический района условно можно разделить по уровню экономического развития территорию на три зоны: Южную, Среднюю и Северную.

Южная зона включает, Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении территория Дальнего Востока. Основу хозяйства составляют рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горнодобывающая отрасли промышленности. Зона отличается интенсивным развитием, сочетанием ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.

В состав Средней зоны входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, а также южная часть Республики Саха. Для нее характерны относительно высокие темпы развития. Главная отрасль специализации — горнодобывающая промышленность. Экономической осью Средней зоны является Байкало-Амурская магистраль, вдоль которой сконцентрировано хозяйство. С экономическим освоением зоны БАМа связано формирование Южно-Якутского ТПК.

Южно-Якутский ТПК формируется  на юге Республики Саха со второй половины 70-х гг. на базе разнообразных полезных ископаемых, в первую очередь каменных коксующихся углей. В бассейне реки Алдан к северу от Станового хребта находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн, в котором разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения, общегеологические запасы составляют 23 млрд. т.

Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с высоким содержанием железа в руде. Наиболее изучены месторождения Таежное, Пионерское, Сиванглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. т. В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Все это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке. Кроме того, в зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев.

Сдерживающим фактором развития ТПК являлось отсутствие круглогодично  действующих транспортных магистралей. Выход якутским углям на БАМ и  к Сибирской магистрали дала новая  железная дорога БАМ — Тында и  ее продолжение на Беркакит.

В настоящее время основными  отраслями специализации Южно-Якутского ТПК являются угольная промышленность, теплоэнергетика, лесная промышленность и в перспективе — металлургия.

В Северной зоне очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В зоне можно выделить несколько крупных промышленных очагов: Алданский, Мирный, Вилюйский, Билибинский.

Анализ территориальной  структуры хозяйства Дальневосточного экономического района показывает, что  масштабы и структура промышленности характеризуются большими различиями. Промышленность размещена неравномерно. Большие изменения в территориальную  структуру хозяйства района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание Южно-Якутского ТПК.

 

10. Развитие внешних связей района.

Важной  особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления.

Наиболее  тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью.

В перспективе  планируется строительство газопровода, по которому газ будет передаваться в Китай, а затем в Японию.

Для развития внешних связей Восточной Сибири с другими районами транспорт  имеет большое значение.

Особенно  велика роль Транссибирской магистрали как для Восточой Сибири, так и для Дальневосточного региона.

Однако  железнодорожная сеть Восточной  Сибири развита еще слабо. Транспорт  относительно развит в южной части  района, где проложены железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали широтного направления, и не имеет каркасной сети на севере. Меридиональные (на север и юг вдоль Енисея) дороги только формируются. Поэтому большое значение для снабжения северных территорий имеют реки Енисей, Лена и их притоки. На территории Таймырского автономного округа действует изолированная железная дорога, соединяющая Норильск с расположенным в устье Енисея портом Дудинка и служащая для вывоза меди, никеля и концентрата. В расположенном рядом порту Игарка осуществляется перевалка на морской транспорт лесных грузов.

Велика  роль авиационного транспорта в качестве единственного круглогодично действующего на севере района и для связей удаленной Восточной Сибири с европейской частью страны.

Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных  дорог, но развита она слабо, что  препятствует освоению ценных природных  ресурсов.

В отличие  от Восточной Сибири, Дальний Восток имеет развитые экономические связи и с зарубежными странами.

Через Дальний  Восток осуществляются экономические  связи России со многими зарубежными  странами, особенно со странами, расположенными в бассейне Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний  Восток вывозит в эти страны лес  и лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент и др.

В Дальневосточном  районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный (транссибирская магистраль).

Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары.

Поэтому в значительном объеме межрайонные  и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими  районами России, так и для международных  перевозок.

 

11. Проблемы развития  района в условиях перехода  к рыночной экономике.

Современный уровень  развития и структуры промышленности обоих регионов не отвечает их ресурсным возможностям и требованиям рыночной экономики.

Сложившаяся ситуация является причиной многих болезненных проблем, отчасти доставшихся в наследство от централизованной экономики, отчасти возникших уже при рыночной экономике:

Во-первых, зависимость  перерабатывающих производств от дальних межрегиональных и внешних хозяйственных связей и массового ввоза продуктов жизнеобеспечения и оборудования. Слабое освоение регионов и низкая плотность населения приводят к дефициту трудовых ресурсов, который в условиях рыночной экономики только возрос за счет миграции населения в центральные районы.

Во-вторых, недостаточное  развитие производственной инфраструктуры и в первую очередь транспортной и энергетической сетей.

Помимо этих проблем, наблюдается свертывание геологоразведочных работ, приводящее к сокращению разведанных запасов полезных ископаемых и снижению обеспеченности ими добывающих отраслей промышленности, катастрофический износ производственно-технической базы промышленности и всего хозяйства, снижение эффективности и конкурентоспособности экономики из-за отсутствия глубокой переработки и комплексного использования исходного сырья.

Необходимы прежде всего техническое перевооружение, перепрофилирование и диверсификация производства, направленные на повышение транспортабельности и конкурентоспособности конечной продукции.

 

 

Список литературы.

 

1. Видяпин В.И. Экономическая география России. - М.: Инфра-М, 2000.

2. Желтиков В.П. Экономическая география.  - Ростов н/д.: Феникс, 2001.

3. Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России- М.: Гардарика, 1999.

Информация о работе Сравнительная характеристика Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов