Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:26, контрольная работа
Восточно-Сибирский экономический район занимает площадь 4,1 млн кв. км и включает в себя: Красноярский край с Таймырским (или Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Иркутская (с Усть-Ордынским Бурятским округом) и Читинская (с Агинским Бурятским округом) области, республики Бурятия, Тува, Хакасия. На данной площади проживают 9,0 млн. человек. [
1. Административный состав района....................................................................3
2. Особенности экономико-географического положения...................................3
3. Место района в хозяйственном комплексе страны..........................................4
4. Оценка природных ресурсов и условий района...............................................4
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района................................5
6. Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.......................................................................................................................5
7. Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг........................................................................................................................10
8. Специализация, уровень развития сельского хозяйства района...................11
9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).........................................................................................12
10. Развитие внешних связей района...................................................................15
11.Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике...............................................................................................................17
Список литературы................................................................................................18
Речной транспорт дополняют оз. Байкал, Северный морской путь. Морские порты - Диксон, Игарка, Дудинка, Нордвик. По территории района проходят автомобильные тракты: Усинский (Абакан — Кызыл), Енисейский (связывает Красноярск с Енисейском) и автомагистрали (Абаза – Ак - Довурак и др.), трубопроводы (нефтепровод Нижневартовск — Томск — Анжеро-Судженск - Красноярск — Ангарск). Большое значение имеет воздушный транспорт. В Восточной Сибири вывоз грузов преобладает над ввозом. Вывозятся лес и лесоматериалы, уголь, электроэнергия, цветные металлы, железная руда, пушнина; ввозятся нефть, машины и оборудование, продукция легкой промышленности и др.
Основными отраслями, дополняющими промышленную специализацию Дальневосточного района, являются машиностроение и транспортная отрасль.
Машиностроение представлено преимущественно судостроением и судоремонтом, станкостроением, и прочее. И в основном обеспечивают внутренние потребности района.
В перевозках грузов Дальневосточного района решающая роль принадлежит железнодорожному и морскому транспорту. На севере района огромное значение имеет речной, автомобильный и воздушный транспорт.
По территории Дальнего Востока
проходит Транссибирская магистраль,
восточный участок Байкало-
Морской транспорт осуществляет перевозки малым каботажем (вдоль морей Тихоокеанского побережья) и большим каботажем (через Северный морской путь к портам арктических морей, Балтийского и Черного моря), обеспечивает экономические связи со странами бассейнов Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии), Крупные морские порты — Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский, Советская Гавань, Холмск, Певек, Тикси и др.
Важнейшие автомобильные дороги: Невер — Алдан — Якутск, Якутск — Магадан, Хабаровск — Владивосток, Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт (в Магаданской области).
Речной транспорт весьма активно используют во внутренних перевозках (реки Амур и Лена). Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводом Оха — Комсомольск-на-Амуре. На Дальнем Востоке ввоз грузов превышает вывоз. В район ввозятся прокат черных металлов, машины и оборудование, зерно, овощи, фрукты, продукция легкой промышленности; вывозятся древесина и пиломатериалы, бумага, продукция рыбной промышленности, концентраты цветных металлов, каменный уголь.
8. Специализация, уровень
Сельское хозяйство Дальнего Востока имеет преимущественно животноводческое направление. Разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развиты оленеводство, пушное звероводство. В соответствии с природными особенностями района земледелие наибольшее развитие получило на юге (Зейско-Бурейекая низменность, район озера Ханка и др.). Главная зерновая культура дальневосточного региона так же как и Восточно-сибирского — яровая пшеница. Выращивают также рис, кукурузу на силос, сахарную свеклу, картофель, овощи.
Однако продукция
9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).
На территории Восточно-Сибирского экономического района можно выделить два крупных экономических района — Ангаро-Енисейский (Красноярский край и Иркутская область) и Забайкальский (Бурятия, Тува, Читинская область). Специализирующими отраслями Ангаро-Енисейского района являются угледобыча, электроэнергетика, производство алюминия, нефтехимических продуктов, лесозаготовки, выпуск целлюлозы, бумаги и др., профиль Забайкальского — добыча и первичная переработка руд цветных металлов, отдельные отрасли машиностроения, асбестовая, легкая промышленность и пищевая промышленность.
На территории Восточно-Сибирского экономического района можно выделить следующие крупнейшие подрайоны[1,с.422]:
Наиболее развитым в промышленном отношении является Красноярский край, на долю которого приходится 45% промышленного и 28% сельскохозяйственного производства района. Почти весь народнохозяйственный комплекс размещается вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и к югу от нее (около 90%).
Второе место по экономическому развитию в Восточной Сибири занимает Иркутская область. Она производит 30% промышленной и 24% сельскохозяйственной продукции района.
Читинская область занимает третье место в Восточной Сибири по экономическому потенциалу. На ее долю приходится 12% промышленного и 22% сельскохозяйственного производства. Ведущую роль в промышленности области занимает горнорудная индустрия, цветная металлургия, лесная промышленность, машиностроение и металлообработка.
Республика Бурятия занимает четвертое место в хозяйственном потенциале Восточной Сибири. На ее долю приходится 10% промышленного и 18% сельскохозяйственного производства района.
Республика Тува в экономическом отношении развита слабо: 3% промышленного и 8% сельскохозяйственного производства Восточно-Сибирского района. Однако республика является подлинной кладовой полезных ископаемых.
Дальневосточный экономический района условно можно разделить по уровню экономического развития территорию на три зоны: Южную, Среднюю и Северную.
Южная зона включает, Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении территория Дальнего Востока. Основу хозяйства составляют рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горнодобывающая отрасли промышленности. Зона отличается интенсивным развитием, сочетанием ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.
В состав Средней зоны входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, а также южная часть Республики Саха. Для нее характерны относительно высокие темпы развития. Главная отрасль специализации — горнодобывающая промышленность. Экономической осью Средней зоны является Байкало-Амурская магистраль, вдоль которой сконцентрировано хозяйство. С экономическим освоением зоны БАМа связано формирование Южно-Якутского ТПК.
Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха со второй половины 70-х гг. на базе разнообразных полезных ископаемых, в первую очередь каменных коксующихся углей. В бассейне реки Алдан к северу от Станового хребта находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн, в котором разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения, общегеологические запасы составляют 23 млрд. т.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с высоким содержанием железа в руде. Наиболее изучены месторождения Таежное, Пионерское, Сиванглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. т. В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Все это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке. Кроме того, в зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев.
Сдерживающим фактором развития ТПК являлось отсутствие круглогодично действующих транспортных магистралей. Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дала новая железная дорога БАМ — Тында и ее продолжение на Беркакит.
В настоящее время основными
отраслями специализации Южно-
В Северной зоне очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В зоне можно выделить несколько крупных промышленных очагов: Алданский, Мирный, Вилюйский, Билибинский.
Анализ территориальной
структуры хозяйства
10. Развитие внешних связей
Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления.
Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью.
В перспективе
планируется строительство
Для развития внешних связей Восточной Сибири с другими районами транспорт имеет большое значение.
Особенно велика роль Транссибирской магистрали как для Восточой Сибири, так и для Дальневосточного региона.
Однако железнодорожная сеть Восточной Сибири развита еще слабо. Транспорт относительно развит в южной части района, где проложены железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали широтного направления, и не имеет каркасной сети на севере. Меридиональные (на север и юг вдоль Енисея) дороги только формируются. Поэтому большое значение для снабжения северных территорий имеют реки Енисей, Лена и их притоки. На территории Таймырского автономного округа действует изолированная железная дорога, соединяющая Норильск с расположенным в устье Енисея портом Дудинка и служащая для вывоза меди, никеля и концентрата. В расположенном рядом порту Игарка осуществляется перевалка на морской транспорт лесных грузов.
Велика
роль авиационного транспорта в качестве
единственного круглогодично
Восточная
Сибирь располагает сетью
В отличие от Восточной Сибири, Дальний Восток имеет развитые экономические связи и с зарубежными странами.
Через Дальний Восток осуществляются экономические связи России со многими зарубежными странами, особенно со странами, расположенными в бассейне Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток вывозит в эти страны лес и лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент и др.
В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный (транссибирская магистраль).
Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары.
Поэтому в значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для международных перевозок.
11. Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.
Современный уровень развития и структуры промышленности обоих регионов не отвечает их ресурсным возможностям и требованиям рыночной экономики.
Сложившаяся ситуация является причиной многих болезненных проблем, отчасти доставшихся в наследство от централизованной экономики, отчасти возникших уже при рыночной экономике:
Во-первых, зависимость перерабатывающих производств от дальних межрегиональных и внешних хозяйственных связей и массового ввоза продуктов жизнеобеспечения и оборудования. Слабое освоение регионов и низкая плотность населения приводят к дефициту трудовых ресурсов, который в условиях рыночной экономики только возрос за счет миграции населения в центральные районы.
Во-вторых, недостаточное развитие производственной инфраструктуры и в первую очередь транспортной и энергетической сетей.
Помимо этих проблем,
наблюдается свертывание
Необходимы прежде всего техническое перевооружение, перепрофилирование и диверсификация производства, направленные на повышение транспортабельности и конкурентоспособности конечной продукции.
Список литературы.
1. Видяпин В.И. Экономическая география России. - М.: Инфра-М, 2000.
2. Желтиков В.П. Экономическая география. - Ростов н/д.: Феникс, 2001.
3. Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России- М.: Гардарика, 1999.