Сравнительная экономико-географическая характеристика Уральского и Дальневосточного Федеральных округов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Транспортно - логистический узел на Транссибирской магистрали, крупный промышленный центр (оптико – механическая промышленность, приборостроение и тяжёлое машиностроение, металлургия, полиграфическая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность, военно – промышленный комплекс). Екатеринбург – административный, культурный, научно – образовательный центр Уральского региона, наделённый статусом центра Уральского федерального округа; также здесь располагается штаб Приволжско – Уральского военного округа, Президиум Уральского отделения Российской академии наук, и 35 территориальных органов федеральной власти, из-за чего город ещё называют «столицей Урала».

Содержание

Введение
1. Природно-ресурсный потенциал
2. Население и трудовые ресурсы
3. Расчёт коэффициента локализации
4. Агропромышленный комплекс фо
5. Транспорт
6. Внешнеэкономические связи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 389.95 Кб (Скачать файл)

 

 

5. ТРАНСПОРТ

 

Уральский ФО

Уральский Федеральный  округ в силу своего уникального  географического положения является ключевым связующим звеном транспортной системы России, обеспечивающим сообщение  восточных и западных регионов страны, находящимся на стыке функционирующих  и перспективных международных  транспортных коридоров.

Уральский округ  располагает достаточно мощной и  разветвленной транспортной инфраструктурой. Общая протяженность железных дорог  составляет около 9000 километров, внутренних водных путей – 11,4 тыс. км, протяженность  автомобильных дорог общего пользования  – более 40 тыс. км. По территории УрФО проходят такие стратегически значимые магистрали как Транссиб, включая  ответвление Е-127 на Казахстан и  Среднюю Азию, северный транспортный коридор Санкт-Петербург – Пермь  – Екатеринбург, коридор «Урал-Сибирь».

Особое внимание уделяется вопросам повышения эффективности  взаимодействия различных видов  транспорта, особенно на стыках перевозок, создания условий для привлечения  на территорию округа дополнительных транзитных грузопотоков. В этом контексте, первоочередное значение приобретает  реализация проекта «Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра» как главного регионального  грузоперерабатывающего комплекса  УрФО.

Реализация  Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 г. в УрФО предусматривает  развитие инфраструктуры Транссиба  и панъевропейского коридора №2 в  направлении до Екатеринбурга; развитие транспортных сообщений с Казахстаном  и Китаем; завершение строительства  железнодорожных линий Новый  Уренгой – Надым и Новый  Уренгой – Ямбург; создание нового транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный».

Для ликвидации разрыва между богатыми природными ресурсами регионов Полярного и  Приполярного Урала и промышленно-развитыми  территориями Среднего и Южного Урала  требуется комплекс мер по усовершенствованию конфигурации существующей железнодорожной  и автодорожной сети.

Формирование  меридионального транспортного  коридора вдоль восточного склона Урала  является ядром проекта «Урал  промышленный – Урал полярный», и  включает строительство новой железнодорожной  магистрали Полуночное – Обская протяженностью 814 км и автомагистрали Салехард –  Урай – Тюмень. Сопутствующими инфраструктурными  проектами, обеспечивающими связь  создаваемого транспортного коридора с перспективными районами недропользования, являются:

- достройка железнодорожной линии Обская – Бованенково (ОАО «Газпром») с последующим выходом на Харасавэй;

- строительство железнодорожной линии Пангоды – Надым –Салехард;

- строительство железнодорожной линии Коротчаево – Дудинка.

Комплексная реализация проекта позволит обеспечить кратчайшее транспортное сообщение  промышленно развитых районов среднего и южного Урала с ресурсной  базой Полярного Урала и Западно-Сибирского региона; существенно снизить расходы  грузоотправителей; вовлечь в хозяйственный  оборот твердые полезные ископаемые на общую сумму примерно в 200 млрд. долл. США. Реализация проекта даст мощный толчок развитию машиностроительного  комплекса, развитию газо и нефтепереработки, лесозаготовки и лесопереработки  в районах прохождения магистрали.

Создание  коридора предполагает активное задействование механизмов государственно-частного партнерства. Объем инвестиционных затрат по железнодорожной  составляющей согласно предварительным  расчетам должен составить порядка 53 миллиардов рублей.

 

Дальневосточный ФО

Водный транспорт.

Вдоль побережья  Дальнего Востока расположено 32 морских  порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а  также около 300 гаваней, где имеются  пристани и якорные стоянки. Всего  в регионе насчитывается около 270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции.

Наиболее  важными портами с круглогодичной навигацией являются (с юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, на Сахалине - Корсаков и Холмск.

На Дальнем  Востоке зарегистрировано около 200 судоходных компаний, владеющих в  общей сложности немногим более 1 тыс. судов океанского, прибрежного  и внутрипортового плавания. Подавляющее  большинство из них мелкие, имеющие  одно - два судна или арендующие суда. На базе морских портов Владивостока, Находки, Холмска, Петропавловск-Камчатска, Тикси работают наиболее крупные  морские пароходства: Дальневосточное (FESCO), Приморское, Востоктрансфлот, Сахалинское, Камчатское и Арктическое.

Приморское  морское пароходство обладает самым  мощным в России танкерным флотом (44 судна общим дедвейтом 635 тыс. т) и перевозит нефть, нефтепродукты, жидкие пищевые продукты и химикаты, "Востоктрансфлот" специализируется на перевозке рефрижераторных грузов.

При недостаточно развитой авто- и железнодорожной  инфраструктуре обеспеченность Дальнего Востока судоходными речными  путями в три раза выше среднероссийского  уровня. На каждые 10 тыс. кв. км территории здесь приходится 31 км речных путей.

Судоходными являются реки Амур (на терри-тории  Хабаровского края, Еврейской автономной области и Амурской области), Уссури, Амгунь, Мая, Тунгуска (в Хабаровском  крае), Зея, Селемджа, Бурея (Амурская область), Лена, Вилюй, Киренга, Витим, Олекма, Алдан, Индигирка (Республика Саха), Колыма (Магаданская  область, Республика Саха), Анадырь (Магаданская  область). Однако большинство рек  протекают в северных приполярных  широтах, по малонаселенным территориям  Якутии и Магаданской области, и  потому интенсивность использования  этих водных артерий невелика.

Железные дороги.

Начало активного  транспортного освоения южной части  района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая  перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными  ветками к лесозаготовительным  базам.

Среди административных образований Дальнего Востока наибольшей плотностью железных дорог отличаются Сахалинская область и Приморский край, где на каждые 10 тыс. кв. км территории приходится соответственно 168 и 96 км путей. Однако существующая здесь сеть сформировалась на ранних этапах хозяйственного освоения региона Востока и в последние  десятилетия не обновлялась.

Несмотря  на техническую отсталость железных дорог и подвижного состава, железнодорожный  транспорт в южной зоне Дальнего Востока традиционно играет важную роль в грузо- и пассажироперевозках. По железным дорогам осуществляется основной товарообмен с другими  регионами России. Этим видом транспорта на Сахалине перевозится 30% всех грузов.

В Приморском крае и Амурской области доля железнодорожных  перевозок составляет 40-50% от общих  объемов грузов, в Хабаровском  крае - более 70%. Основной поток внутренних и экспортных грузов формируется  за счет трех отраслей - топливной (уголь, нефтепродукты), черной металлургии  и лесной промышленности.

Автомобильный транспорт.

Общая протяженность  сети автомобильных дорог на Дальнем  Востоке, включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной  сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России, и лишь Приморский край имеет показатель, близкий к средне российскому.

Почти 80% дорог  с твердым покрытием сосредоточено  в южной зоне Дальнего Востока  и на Сахалине. По этим территориям  проходят автомобильные дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур".

Автомобильный транспорт в южной зоне Дальнего Востока играет исключительно важную роль в торговле с Китаем. В последние  годы здесь открыто 13 автодорожных пунктов пропуска на границе, в том  числе пять в Приморском крае, три  в Амурской области, два в Хабаровском  крае и три в Еврейской АО.

Гражданская авиация.

 

Обширные  пространства дальневосточных территорий и недостаточное развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация  играет ведущую роль как на внутрирегиональных, так и на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке  доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов  и населенных пунктов, для которых  самолет - единственное средство связи  с "большой землей".

На Дальнем  Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы  с грунтовыми взлетно-посадочными  полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых  пассажирских и транспортных самолетов. Главными воздушными гаванями, через  которые проходит основной поток  пассажиров и авиагрузов, являются административные центры краев и  областей - Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск.

Трубопроводный транспорт.

На территории Дальнего Востока трубопроводный транспорт  получил развитие в трех регионах - на Сахалине, в Хабаровском крае и в Якутии. В перспективе, с  освоением новых нефтегазовых месторождений  Сахалина нитку газопровода планируется  продолжить из Хабаровска в Приморский край. Грандиозный проект прокладки  магистрального нефтегазопровода протяженностью 6,6 тыс. км предлагает компания "Сахагаз" (Якутия). В случае его реализации якутские нефть и газ придут в  Хабаровский и Приморский края, в  КНДР и Рес-публику Корея (до Сеула).

Уральский Федеральный  округ в силу своего уникального  географического положения является ключевым связующим звеном транспортной системы России, обеспечивающим сообщение  восточных и западных регионов страны, находящимся на стыке функционирующих  и перспективных международных  транспортных коридоров. На высоком  уровне – развитие железнодорожного транспорта, в будущем - реализация Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 г. в УрФО предусматривает  развитие инфраструктуры Транссиба  и панъевропейского коридора №2 в  направлении до Екатеринбурга; развитие транспортных сообщений с Казахстаном  и Китаем; завершение строительства  железнодорожных линий Новый  Уренгой – Надым и Новый  Уренгой – Ямбург; создание нового транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный».

ДВ ФО получил  признание за развитие водного транспорта. В связи с плохо развитой авто- и железнодорожной инфраструктурой, ДВ обеспечил себя судоходным и речными  путями. Так же высока значимость авиатранспорта.

 

 

 

6. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

 

По объему внешнеторгового оборота УрФО занимает второе место среди федеральных  округов. В структуре ресурсного экспорта углеводородное сырье составляет 77%, остальное занимают твердые полезные ископаемые, среди которых наибольший доход приносят алюминий, никель, уран, платиноиды, железные руды.

Основными статьями экспорта химической промышленности традиционно  являются минеральные удобрения, аммиак, апатитовый концентрат, метанол, синтетические  смолы и пластические массы, синтетические  каучуки.

В 2009 году около 6,5 тысяч юридических лиц стали участниками внешнеторгового процесса в зоне деятельности таможенных органов Уральского федерального округа. Таможнями округа было оформлено более 225 тысяч грузовых таможенных деклараций. Это превысило показатель 2008 года на 28,6%. Ведущее место во внешней торговле в регионе ответственности Уральского таможенного управления в прошедшем году занимали: Казахстан (11,8% от общего товарооборота), Нидерланды (11,3%), Украина (9,6%), Германия (7,6%), Кипр (7,0%), Польша (6,6%), США (6,0%), Турция (3,7%), Италия (3,6%), Чешская Республика (3,5%), Литва (2,6%) и внешнеторговые операции с Китаем составили 2,5% от всего товарооборота округа.

Повышение эффективности  внешнеэкономической деятельности предприятий УрФО в условиях присоединения  к ВТО сопряжено с необходимостью реализации мер по защите и отстаиванию  интересов отечественных производителей. Для повышения конкурентоспособности  продукции и рентабельности экспорта также необходимо существенное снижение расходов на транспортировку продукции. В условиях обостряющейся конкурентной борьбы на транспортном рынке возникает  необходимость наиболее полного  использования преимуществ географического  положения регионов УрФО.

ДВ ФО, обладая  огромным потенциалом природных  ресурсов и имея развитое промышленное производство, определяют внедрение  России в мировую экономику. Удобное  географическое положение, развитая сеть различных видов транспорта, эффективность  использования природно-ресурсного потенциала, производственный, научный, кадровый потенциал способствуют этому.

Россия имеет  перспективы внешнеэкономического развития в таких сферах, как электроэнергетика, алюминиевая, нефтехимическая, деревообрабатывающая, лесная, целлюлозно-бумажная промышленности. На территории Западносибирского, Восточносибирского регионов и Дальнего Востока расположены крупные промышленные предприятия, которые составляют около 70% всего производства России. Производимая ими продукция считается конкурентоспособной на мировом рынке и пользуется в ряде стран АТР наибольшим спросом. Качество и цена привлекает иностранные фирмы к сотрудничеству. Но главная проблема заключается в том, что вывозятся полуфабрикаты и сырье, а не готовая продукция, что нежелательно для экономики России.

Сейчас экспорт  продукции сибирских регионов в  страны АТР преобладает над импортом. Мы вывозим лесоматериалы, пиломатериалы, целлюлозу, алюминий, уголь, газ, нефтепродукты, энергию, хим. продукцию, а также  золото, алмазы, пушнину. На территориях  Якутии, расположены крупные запасы угля, золота, леса, руды, меди, имеющие  мировое значение.

Информация о работе Сравнительная экономико-географическая характеристика Уральского и Дальневосточного Федеральных округов