Топливно энергетический комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. В него входят:
-газовая промышленность;
-угольная промышленность;
-нефтяная промышленность;
-электроэнергетика;
- сланцевую;
-торфяную промышленность

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
1.Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России……………………………..3
1.1.Газовая промышленность……………………………………………………….5
1.2.Угольная промышленность……………………………………………………..7
1.3.Нефтяная промышленность…………………………………………………...11
1.4. . Сланцевая и торфяная промышленность…………………………………...14
1.5.Электроэнергетика……………………………………………………………..16

2. Проблемы, основные факторы и перспективы развития ТЭК РФ в первой половине XXI века………………………………………………………………….23
2.1. Проблемы и перспективы топливно- энергетического комплекса………....23
2.2. Сущность программ "Энергетическая стратегия России до 2020г.", "Энергосбережения"………………………………………………………………..26
3. Итоги деятельности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в 2010 году и задачи на 2011 год……………………………………..33
4. Заключение. ……………………………………………………………………...37
5. Список литературы………………………………………………………….…...38

Вложенные файлы: 1 файл

топливно энергетический комплекс контрольная.docx

— 91.35 Кб (Скачать файл)

 

В критическом варианте развития предполагается интенсивная реализация экономических  реформ в неблагоприятных внешних  условиях с целью быстрой диверсификации экономики и снижения социальной нагрузки на бюджет. Это предполагает реализацию в период до 2010 года в  основном полного комплекса реформ, включая реформирование естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, налоговой системы, банковского  сектора и административную реформу. В сочетании с возможными неблагоприятными внешними факторами такая либерализация  может привести в первые годы к отрицательным темпам экономического роста и обострению социальной ситуации. Однако это позволит освободить экономику от издержек реформирования в последующем, сформирует конкурентную среду в сферах естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства. На этой основе будут улучшены динамика и качество экономического роста, осуществлен переход от топливно-сырьевой к инновационной модели развития.

 

Неблагоприятные условия при развитии по критическому варианту потребуют  более быстрого, чем в других вариантах, снижения государственных расходов. Ускорение реформирования естественных монополий создаст условия для  интенсификации энергосбережения и  последующего после спада в 2003-2005 годах экономического роста.

 

Сочетание низких темпов экономического роста и интенсификации энергосбережения позволит избежать дефицита энергоресурсов. При этом темпы роста валового внутреннего продукта выходят на уровень динамики умеренного варианта примерно к 2018 году. Темпы роста экономики  в долгосрочной перспективе в  целом окажутся до предела низкими (2,5-3 процента). Однако при успешной диверсификации экономики, снижении налогового бремени на производителей будут  созданы условия для развития перерабатывающей промышленности

Динамика основных макроэкономических показателей по каждому из рассматриваемых  вариантов социально-экономического развития страны определяет параметры  перспективного топливно-энергетического  баланса и развития отраслей ТЭК. Вывод ТЭК РФ на рубежи, соответствующие  намечаемым показателям экономического роста страны, обуславливает необходимость  устранения отмеченных препятствий  основными факторами, которые будут  определять развитие ТЭК в первой четверти XXI века, являются:

- динамика спроса на топливно-энергетические  ресурсы и углеводородное сырье  внутри страны, обусловленная темпами  роста национальной экономики  и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;

- масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий, как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;

- состояние мировой экономической  и энергетической конъюнктуры,  степень интеграции в мировое  энергетическое пространство;

- устойчивое развитие минерально-сырьевой  базы; формирование благоприятного  инвестиционного климата с учетом  совершенствования налогового, ценового  и таможенного регулирования;

- создание экономических стимулов  для уменьшения воздействия энергетики  на окружающую природную среду;

- масштабы использования научно-технических  достижений в ТЭК и подготовка  перехода к энергетике будущего.

В целом в социально-экономическом  развитии страны при всех вариантах  можно выделить несколько этапов. Развитие экономики в начальный  период будет происходить в условиях, характеризующихся прогрессирующим  старением и износом основных фондов, ограниченными инвестиционными  возможностями при росте спроса на энергоресурсы. В рассматриваемый  период важнейшим направлением ценовой  политики в ТЭК будет совершенствование  механизмов ценообразования и государственного регулирования цен на газ и  тарифов в электроэнергетике.

С учетом прогнозируемого роста  цен на газ ежегодное повышение  тарифов в электроэнергетике  должно покрывать возрастающие затраты  на топливо, обеспечивать приемлемый уровень  доходности электроэнергетики при  условии снижения издержек. Вместе с тем рост тарифов в электроэнергетике  должен сдерживаться, учитывая, что  он оказывает наибольшее влияние  на уровень инфляции и темпы экономического роста. Применение метода регулирования  предельного уровня цены при установлении ежегодного уровня тарифов на электроэнергию позволит решить данные проблемы, стимулируя снижение непроизводительных затрат.

На остальные виды топлива (уголь, нефть и нефтепродукты) свободные  цены на внутреннем рынке будут формироваться  под воздействием спроса и предложения. Регулирующее воздействие на уровень  цен со стороны государства будет  оказываться путем применения мер  в области налоговой политики, таможенных пошлин.По мере расширения инвестиционных возможностей темпы позитивных изменений в экономике и ТЭК будут возрастать. Структурные сдвиги в экономике страны в период до 2020 года обеспечат изменение и внешнеторговой специализации экономики: наряду с минеральным сырьем в российском экспорте все большую долю будет составлять продукция высокой степени обработки.

 

 

 

3.Итоги деятельности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в 2010 году и задачи на 2011 год.

 

 

Запущен четвёртый блок Южной ТЭЦ-22. Новые мощности позволят укрепить устойчивость энергоснабжения социальных объектов, жилых кварталов, промышленных предприятий Петербурга.

Если говорить об энергетике в целом, то важно, что таких высокотехнологичных проектов в российском ТЭКе становится всё больше и больше, а сама отрасль последовательно развивается, вносит серьёзный вклад и в общее восстановление экономики, и в пополнение государственной казны. Так , в 2010 году, по предварительным расчётам, поступления от нефтегазовой сферы составили более 4,1 трлн. рублей, что составляет около, а может быть, даже чуть больше 50% всех поступлений в бюджет.

Увеличилась добыча нефти и газа. По газу прирост добычи составил почти 12%. Что касается нефти, то мы впервые (впервые!) вышли на уровень добычи 505 млн. т. в год, и это самый лучший показатель в мире: Россия сегодня занимает 1-е место в мире по добыче. Это как раз тот оптимальный объём, который покрывает и внутренние, и экспортные потребности.

 

 Прирост добычи нефти в основном был достигнут за счёт ввода крупных месторождений в Восточной Сибири, таких как Ванкорское, Талаканское, Верхнечонское. Также начата добыча на месторождении имени Корчагина на Каспии.

 

Кроме того, полным ходом идёт освоение новых газовых месторождений  – Бованенковского, Заполярного. Продвигаются проекты по сжиженному природному газу (СПГ) и освоению шельфа.

 

Меняется и структура поставок нефти и газа. Российские компании выходят на новые экспортные маршруты, укрепляют свои позиции на внешних  рынках, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР).

 

Так, благодаря пуску первой очереди  нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) в 2010 году удалось нарастить экспорт нефти в страны АТР практически на 45%.

 

Активно выходят на международный  рынок такие нефтяные компании, как  «Лукойл», «Роснефть». На внутреннем рынке увеличились объёмы нефтепереработки.

 

 Уже с 2011 года все наши НПЗ переходят на выпуск бензина стандарта «Евро-3». Кроме того, заводам, на которых глубина нефтепереработки меньше 70%, запрещено подключаться к магистральным нефтепроводам.

К концу 2015 года  планируется завершить программу реструктуризации – она продолжается. Будут направляться средства на переобучение шахтёров, на ликвидацию аварийного жилья и бараков, на переселение людей из посёлков вокруг выработанных шахт и разрезов.

 В 2010 году угольная промышленность практически вышла на докризисный уровень. Было добыто 323 млн. тонн угля. Костяк отрасли составляют рентабельные и успешные предприятия.

 

Особое внимание уделятся вопросам безопасности в угольной отрасли – предотвращению аварий, созданию эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации. Так, в июле прошлого года были внесены поправки в так называемый закон «Об угле», устанавливающие обязательные требования по дегазации шахт.

 

Повышается ответственность собственников  предприятий. Расширены полномочия Ростехнадзора. Его инспекторы смогут приостанавливать работу предприятий, отстранять от работы их руководителей за грубые нарушения в сфере безопасности до вступления в силу решения суда.

 

Электроэнергетика- в прошлом году выработка электроэнергии в России увеличилась на 4,3%. Произведено более 1 трлн. кВт•ч электроэнергии. Это практически тоже сопоставимо с докризисным уровнем. Восстановлены и начали работу четыре гидроагрегата Саяно-Шушенской ГЭС. Они сейчас дают примерно 50% от среднегодовой плановой выработки.

 

Были запущены такие крупные  новые энергообъекты, как блок № 7 на Шатурской ГРЭС, 2-й энергоблок на Калининградской ТЭЦ-2. Реализуются программы в атомной энергетике. Так, в прошлом году запущен блок № 2 Ростовской АЭС. Идёт строительство Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской и Балтийской АЭС. В общей сложности ввод новых генерирующих мощностей в 2010 году составил более 3,2 ГВт. Подчеркну, это один из самых высоких показателей за последние 10 лет. Но задачи на 2011-й, на текущий год гораздо больше – ровно в 2 раза: нужно будет ввести 6,5 ГВт. А в целом, в 2011 году, в текущем в большой энергетике должно быть введено 32 объекта.

 

Такие масштабные планы развития, ввод большого количества новых станций  и энергоблоков потребуют серьёзной  работы от российских машиностроителей.

Надо отметить, что в структуре  экспорта увеличилась доля нефтепродуктов, но реализация программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов  пока ещё не завершена. Поэтому рост на данный момент создаётся за счёт дизельного топлива и мазута, что  по своей стоимости ниже альтернативной стоимости экспортной поставки нефти.

После падения уровня добычи природного газа в 2009 году газовая отрасль практически  вернулась на докризисные показатели. Добыча газа составила 650 млрд. кубов, объём экспортного газа – 182 млрд. кубов. В первую очередь это связано с увеличением потребления газа внутри Российской Федерации, а также странами ближнего зарубежья. Несомненно, что важную роль здесь сыграл выход на полную мощность завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта «Сахалин-2».

 

В 2010 году продолжалась планомерная  реализация основных направлений развития нефтегазового комплекса. Это развитие новых центров добычи нефти и  газа, в том числе на континентальном  шельфе, а также повышение эффективности  переработки углеводородных ресурсов и диверсификация маршрутов доставки.

 

Необходимо выделить следующие  ключевые события для нефтяной отрасли. Компанией «Роснефть» подписано  стратегическое соглашение по реализации шельфовых проектов совместно с  иностранными партнёрами – это корпорации Chevron Corp, BP, Exxon Mobil. Кроме того, введено в промышленную разработку шельфовое месторождение имени Корчагина на Северном Каспии, запущена в опытно-промышленную эксплуатацию первая очередь НПЗ в городе Нижнекамске мощностью 7 млн. тонн нефти в год, запущена установка каталитического крекинга «Лукойл- Норси» мощностью 2 млн. тонн. В рамках реализации проекта ВСТО введён магистральный нефтепровод Сковородино–Мохэ годовой мощностью 15 млн. тонн в год.

 

По газовой отрасли. Успешно  проведены геолого- разведочные работы на Киренском блоке в Охотском море, обеспечен выход на полную проектную мощность Юрхаровского газоконденсатного месторождения, начата укладка морской части газопровода «Северный поток», произведён запуск газопровода с Нижне-Квакчинского газоконденсатного месторождения до города Петропавловск-Камчатский, а также утверждён комплексный план производства СПГ на полуострове Ямал.

 

Реализация этих основных направлений  развития нефтегазового комплекса  будет продолжена в 2011 году. В течение года планируется запуск компанией «Роснефть» центрального пункта сбора Ванкорского месторождения и продолжение увеличения уровня добычи нефти на месторождении, окончание строительства комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля мощностью 2,9 млн. т. на «Киришинефтеоргсинтезе» («Сургутнефтегаз»), окончание строительства нефтепровода БТС-2 (Балтийская трубопроводная система–2), запуск газопровода  «Джубга–Лазаревское–Сочи» и запуск установки комплексной подготовки газа на Заполярном месторождении.

 

Стратегически важно, чтобы российский ТЭК в результате системной работы обеспечил рост основных показателей  деятельности и реализацию крупнейших инфраструктурных проектов. Для эффективного развития нефтегазового комплекса  в настоящее время отрабатывается целый комплекс мер – в первую очередь это окончательное утверждение основных программных документов по развитию нефтегазового комплекса.

 

Та же самая ситуация в отношении  генеральной схемы развития газовой  отрасли на период до 2030 года, которая  будет в ближайшее время представлена в Правительство Российской Федерации. Продолжается активная работа по реализации плана развития газа и нефтехимии Российской Федерации на период до 2030 года. Уже разработан первый этап соответствующей программы. В октябре 2011 года планируется завершить разработку второго этапа.

 

Нельзя забывать и о принятых программных документах, таких как  комплексный план производства СПГ  на полуострове Ямал, программа комплексного освоения месторождений углеводородного  сырья Ямало-Ненецкого автономного  округа и севера Красноярского края до 2020 года.

 

В рамках работы по совершенствованию  нормативно-правовой базы в нефтегазовом комплексе был разработан и внесён в Правительство Российской Федерации  проект федерального закона об основах  государственного регулирования деятельности по добыче, переработке и транспортировке  нефти и нефтепродуктов. Одной  из важнейших задач является повышение  экономической эффективности и  реализации новых проектов в сфере  нефте- и газодобычи.

Информация о работе Топливно энергетический комплекс