Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:38, контрольная работа
Дальневосточный экономический район – один из самых больших регионов страны. Дальний Восток России протянулся с Севера на Юг, в восточной части страны, на огромное расстояние. Район омывается морями Тихого и Северно-Ледовитого океанов и имеет самую большую береговую линию.
Глава 1. Экономико-географические характеристики Дальневосточного федерального округа ……….4
1.1. Особенности географического положения 2
1.2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов 4
Глава 2. Население Дальневосточного экономического района …………………………………………………………….11
2.1. Численности населения 8
2.2. Удельный вес городского и сельского населения в общей численности населения 9
Городское население 9
Сельское население 10
2.3. Возрастной состав населения 11
Население моложе трудоспособного возраста 11
Население в трудоспособном возрасте 12
Население старше трудоспособного возраста 12
2.4. Коэффициент демографической нагрузки 13
2.5. Общие коэффициенты рождаемости и смертности 14
Коэффициенты рождаемости 14
Коэффициенты смертности 15
Глава 3. Специализация района ………………………………………………………………………………………………………………..19
3.1. Пищевая промышленность 16
3.2. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 17
3.3. Цветная металлургия 18
3.4. Машиностроение и металлообработка 19
3.5. Черная металлургия 21
3.6. Промышленность строительных материалов 21
3.7. Легкая промышленность 21
3.8. Электроэнергетика и топливная промышленность 21
3.9. Химическая и нефтехимическая промышленность 22
Глава 4. Проблемы и перспективы развития Дальневосточного экономического района ……………………27
4.1. Проблемы Дальневосточного экономического района 23
4.2. Перспективы развития Дальневосточного экономического района 24
Список литературы …………………………………………………………………………………………………………………………………….28
Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народно хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние Дальневосточного федерального округа нельзя признать благоприятным.
Во-первых, в условиях перехода к рыночным отношениям углубились диспропорции в хозяйстве, основные из которых – недостаточное развитие топливно-энергетической базы (стоимость электроэнергии, производимой в регионах Дальнего Востока, существенно выше, чем в Европейской части России и других регионах страны), черной металлургии, машиностроения и ряда отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной).
Замедлился процесс
крупномасштабной разработки
Во-вторых, сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск знаменитой деловой древесины на предприятиях Приморского края.
В-третьих, существуют проблемы и в рыбохозяйственном комплексе. В настоящее время он в большей степени ориентирован на внешний рынок. Наблюдаются массовый отлов и вывоз за пределы России морских биологических ресурсов российскими добывающими судами, арендуемыми иностранными компаниями. Возросли криминализация в производственной сфере и браконьерство. Недостаточен экспортный и валютный контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией морского промысла.
Продолжает сохраняться дисбаланс между объемами допустимого улова морских живых ресурсов по основным объектам промысла и производственными мощностями для их изъятия. Несовершенна система управления морскими живыми ресурсами, включая порядок распределения квот добычи между субъектами Российской федерации, так и конкретными рыбодобывающими предприятиями.
В-четвертых, особенность региона – низкая обеспеченность железнодорожными путями (протяженность 8337 тыс.км при плотности 13 км на 10 тыс.кв.км) и автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (36971 тыс.км при плотности 11 км на 1 тыс.кв.км).
В-пятых, главным последствием экономического кризиса стало значительное сокращение числа постоянных жителей, не только за счет ухудшения показателей естественного прироста. Это обусловлено резким падением в северных районах объемов производств, сокращением потребностей в рабочей силе, ухудшением условий оплаты труда, дефицитом средств на содержание социальной инфраструктуры.
Вместе с тем возросла миграция китайцев на территорию Дальнего Востока, владеющих землей и недвижимостью, часто покупаемой через подставных лиц. В то же время китайские инвестиции в российскую экономику невысоки, а доходы от деятельности совместных фирм оседают главным образом в Китае.
В-шестых, очень серьезны экологические проблемы. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов.
Во-первых, перспективы
развития в условиях рынка связаны с освоением
новых природных ресурсов и дальнейшим
формированием Южно-Якутского территориально-
В перспективе
в районе БАМа возможно также
создание еще одного комплекса,
Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комбинат на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Уральский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработкой углей Уральского месторождения.
Энергетическая база
нового комплекса усилится за
счет строительства тепловой
электростанции. Возникнут отрасли машиностроен
В районе
г. Комсомольска-на-Амуре
На северо-западе
от Комсомольска-на-Амуре
В настоящее
время продолжает развиваться Ю
Южно-Якутский ТПК
формируется на базе сочетания
высококачественных углей и
Так как в бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетиновые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.
Выход якутским
углям на БАМ к Транссибирской
магистрали дает железная
Вместе с
тем освоение богатейших
В настоящее время
уже есть решение о совместном
с Японией освоении нефтяных
ресурсов сахалинского шельфа. Подписано
соглашение с Китаем о
К стратегическим
направлениям развития
Начиная с 1995 года из федерального бюджета регионам Дальнего Востока, выделяются ассигнования на компенсацию тарифов на электроэнергию. Делается это в первую очередь для того, чтобы в какой-то мере обеспечить стабилизацию социально-экономического положения.
Особого внимания
заслуживает наращивание
Самой важной стройкой региона является Бурейская ГЭС. Ее ввод обеспечит повышение надежности энергообеспечения потребителей, сократит дефицит органического топлива и позволит значительно снизить в регионе тарифы на электроэнергию.
Важное значение
имеет развитие нетрадиционных
видов электроэнергетики, в
Во-вторых, в перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн. м3 (особенно ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развитой мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.
В-третьих, стратегическими направлениями развития рыбохозяйственного комплекса являются: расширение строительства береговых предприятий, модернизация промыслового флота, изменение системы управления этим комплексом.
Необходимо создать условия для «привязки» флота к береговым предприятиям. Это можно обеспечить наделением данных предприятий квотами на отлов морских биологических ресурсов. Именно такой подход поможет положить конец нелегальному вывозу морепродуктов территориального моря, континентального шельфа в Японию, и привлечь для развития береговых предприятий собственных инвесторов.
В-четвертых, стратегическими направления развития транспортного комплекса являются:
Дальний Восток – это основной транспортный «коридор», с одной стороны, между Европой и Азией, а с другой – между Россией и Азией для продвижения товаров в один из самых перспективных и емких регионов мира – Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Создание конкурентоспособного транспортного «коридора» предполагает необходимость взаимоувязки технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.
Развитие железнодорожного транспорта связано с решением проблемы загрузки в первую очередь Транссибирской магистрали и БАМа. Загрузка Транссиба перевозками транзитных грузов составляет 25% ее мощности, БАМ загружен на 50%. При этом ситуацию может принципиально осложнить реализация проекта ТРАНСЕКА (магистраль, соединяющая Западную Европу и Восточную Азию в обход территории России через бывшие республики СНГ и Китай).
Для автомобильного транспорта один из ключевых вопросов – расширение транспортной сети региона и устранение разрывов между магистралями. Важным является завершение строительства автодороги Чита-Хабаровск.
Для развития морского транспорта особое значение имеет совершенствование инфраструктуры морских портов региона.
В-пятых, для уменьшения миграции россиян из региона необходимо решить следующие проблемы:
Для пресечения несанкционированной эмиграции необходимо усилить контроль за пребыванием иностранных граждан в Российскую Федерацию и принимать дополнительные меры к нарушителям паспортно-визового режима на территории России.
Для решения
всех этих программ необходимы
огромные капиталовложения. Поэтому
приоритетной задачами в регионе
должны стать своевременная
Решение ключевых
для региона Дальнего Востока
проблем будет способствовать
структурной перестройке его
экономики, придаст ей
Информация о работе Характеристика Дальневосточного федерального округа