Экономика Уральского ФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:52, творческая работа

Краткое описание

Урал - своеобразный экономический район в составе России. Своеобразие района и его специализация определяются географическим положением, природными ресурсами, экономикой и народонаселением.
В состав УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (УФО) входят 4 области: Курганская, Свердловская, Челябинская и Тюменская с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Площадь УФО - 1788,9 тыс. кв. км, численность населения - 12,6 млн человек.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Общая характеристика Уральского ФО……………………………………....4
3.Промышленность Уральского ФО…………………………………………....7
4.Сельское хозяйство и транспорт………..…………………………………...17
5.Заключение……………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

УФО.docx

— 45.17 Кб (Скачать файл)

 
 
 

Уральский федеральный округ лидирует в  России по готовому прокату черной металлургии, производству стали и  стальных труб, то есть по продукции  черной металлургии. Из специализированных производств в округе следует  выделить тяжелое машиностроение, представленное производством бульдозеров, комбайнов, минитракторов, и приборостроение, представленное производством доильных установок и электромясорубок.

Значительные  лесные ресурсы региона образуют лесопромышленный комплекс УрФО. В  Свердловской области расположены  важнейшие центры лесной, деревообрабатывающей (Серов, Североуральск, Верхотурье) и  целлюлозно-бумажной промышленности (Новая  Ляля). Налажено производство пиломатериалов, древесностружечных плит, фанеры клеенной, деревянных домов заводского изготовления, теплоизоляционных, отделочных и других материалов, изделий из древесины, мебели. Переработка леса осуществляется в  городах Тюмень, Салехард, Тобольск, Сургут, Нижневартовск.

Курганская область. Ведущие отрасли промышленности (%) - машиностроение и металлообработка (42,8); далее следует электроэнергетика (23,0), пищевая индустрия (14,4), химическая промышленность (7,7), производство стройматериалов (3,0). Важнейшие промышленные центры - Курган (оборудование для химической и легкой промышленности, сельхозмашины, химико-фармацевтическая продукция, пищевая индустрия) и Шадринск (автоагрегаты, полиграфические машины, железо- и керамзито-бетонные изделия, кожевенные изделия, пищевая индустрия); остальные менее значительные: Далматово (оборудование для мясо-молочной промышленности, консервы, ковры), Катайск (насосы, сухое молоко), Петухово (железнодорожное оборудование), Щучье (противопожарное оборудование). 

Свердловская  область. Если Урал - "опорный край державы", то область - ядро этого края. Структура промышленной продукции (%): машиностроение и металлообработка - 18,1 (все виды тяжелого машиностроения, транспортных средств, горного оборудования); черная металлургия - 26,2 (все виды черных металлов, трубы, метизы; здесь выплавляется и шестая часть российской стали); цветная металлургия - 17,4 (медь - 1-е место по производству в стране, алюминий, никель, кобальт); лесная и деревообрабатывающая - 2,2 (по производству фанеры - 3-е место в России после Иркутской и Пермской областей); производство стройматериалов - 5,5 (по выпуску цемента уступает лишь Белгородской и Челябинской областям, по железобетонным конструкциям - только Москве и Московской области); электроэнергетика - 15,9 (на ГРЭС, ТЭЦ, Белоярской АЭС).

Промышленная  столица области и всего Урала - г. Екатеринбург (1272 тыс. жителей): горное, металлургическое и химическое оборудование, станки, подшипники, турбомоторы, электротехнические агрегаты, трансформаторы, кабель и  др.; производятся также пластмассы, шины, самоцветы, продукция легкой и  пищевой индустрии; центр науки, культуры, высшего образования (по научному потенциалу уступает только Москве, Санкт-Петербургу и Новосибирску). Второй по величине город - Нижний Тагил (437,4), выделяющийся металлургическим комбинатом, заводами грузовагонов, пластмасс. Черная металлургия  представлена в городах Первоуральск (143,7), Серов (103,4), Полевский (72,1), Алапаевск (50,2); центры медной промышленности - Ревда (66,1), Верхняя Пышма (54,1), Кировград (25,4), Красноуральск (35,5); алюминиевой - Каменск-Уральский (208,7), Краснотурьинск (67,0); крупнейший в  России завод по производству алюминиевой  фольги в г. Михайловск (13,0); производство никеля в г. Реж (44,0). С металлургии  начиналась жизнь многих уральских  городов, по мере истощения сырья  они превращались в центры разнообразной  промышленности - Верхний Тагил (13,3), Красноуфимск (46,1), Новая Ляля (15,8 - ЦБК). Следует выделить г. Асбест (85,1) близ крупнейшего в России месторождения  хризотил-асбеста; Ирбит (51,8) - производство мотоциклов, стекла, химико-фармацевтической продукции; Верх-Нейвинск (90), бывший Свердловск - 44. В городе ныне освоено производство грузовых автомобилей, медоборудования, кухонных комбайнов, охранной сигнализации, оборудования для молочной промышленности.

Тюменская область. Юг Тюменской области - "полнокровный" регион, по своим параметрам приближающийся к регионам средней полосы России. Промышленность с дифференцированной структурой производства (%); 26,6 товарной продукции приходится на электроэнергетику; машиностроение дает 16,6; пищевая индустрия - 24,9 (особенно мукомольная и комбикормовая); химическая и нефтехимическая промышленность - 11,4; деревообрабатывающая - 4,7; производство стройматериалов - 8,4; стекольная - 3,8 общего объема товарной продукции.

Крупнейший  промышленный центр - Тюмень; здесь  производятся моторы, суда, нефтяное оборудование, аккумуляторы, приборы, пластмассы, фармацевтика; предприятия деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Другие центры: Тобольск (судоверфь, нефтехимкомбинат, деревообработка, ковровая фабрика); Ишим (66 тыс. жителей, производство стройматериалов, пищевая и легкая промышленность).

Ханты-Мансийский автономный округ. Структура промышленного производства весьма своеобразна: 85% всего объема продукции приходится на топливную индустрию, 12% - на электроэнергетику. Крупнейшие промышленные центры: Сургут, Нижневартовск (в обоих городах - газоперерабачывающие предприятия), Нефтеюганск, Мегион, Лангепас, Урай - центры нефтедобычи; Березово - центр газодобычи; в Ханты-Мансийске - деревообработка, рыбообработка, рыбоконсервный завод.

Ямало-Ненецкий автономный округ. Почти 90% промышленной продукции приходится на топливную отрасль. Местные электростанции производят более 160 млрд кВт-ч электроэнергии (округ уступает только Красноярскому краю и Иркутской области).

Челябинская область. По объему товарной продукции область входит в "первую десятку" регионов. В годы реформ падение производства в промышленности в Челябинской области связано прежде всего с сокращением производства ВПК. Сначала Великой Отечественной войны, когда на восток и особенно на Урал хлынул поток эвакуируемых предприятий (только в Челябинске оказалось 60 таких заводов), и в последовавший период "холодной войны" область насыщалась оборонной - появились "закрытые" города - Челябинск-65, Челябинск-70. На оборону работали и основные отрасли специализации - металлургия черная и цветная, машиностроение (Челябинский тракторный завод в свое время освоил выпуск танков - здесь создавался Т-34). В структуре промышленной продукции доминируют отрасли тяжелой индустрии (%): черная металлургия - 43,3; машиностроение и металлообработка - 19,6; цветная металлургия - 3,9; электроэнергетика - 13,6; топливная - 2,1 (угль); промышленность стройматериалов - 7,1 (цемент); легкая - 0,5 (4-е место в стране по выпуску обуви). Важнейшие промышленные центры: Челябинск - черная металлургия, включая производство труб, цветная (цинк), тракторы, станки, радио, лакокрасочная и химико-фармацевтическая продукция, строительный комплекс легкой и пищевой промышленности; Магнитогорск (425) - первенец первой пятилетки - металлургический комбинат, дополненный комплексом машиностроительных и химических производств; фабрика пианино; Златоуст (200) - центр производства качественных сталей, часов; здесь были сделаны первые советские шарикоподшипники; близка к народным промыслам гравировка на металле; Миасс (166) - первенец автомобилестроения в регионе ("УралЗИС"), выпускает большегрузные вездеходы, старейший центр золотодобычи - именно здесь был найден один из крупнейших самородков "Большой треугольник" весом 36,2 кг (хранится в Алмазном фонде); центры черной металлургии: Чебаркуль (51), Сатка (51), Аша (39), Сим (20); производство меди: Кыштым (42), Карабаш (16); никеля - Верхний Уфалей (39); Касли (21,2) - художественное чугунное литье; Юрюзань (18,2) - холодильники; Копейск (73) - стиральные машины "Заря", "Чайка"; Верхнеуральск (10,6) - здесь зародилось мастерство головного "оренбургского платка" из козьего пуха.

Электроэнергетика Уральского федерального округа представлена Сургутскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Уренгойской  и Нижневартовской ГРЭС в Тюменской  области, Рефтинской ГРЭС, Среднеуральской, Серовский, Нижнетуринской ГРЭС в Свердловской области, Южно-Уральской ГРЭС в Челябинской  области. На Урале также действует  атомная электростанция Белоярская – с мощным реактором на быстрых  нейтронах. 
 
 
 

 

                             4.Сельское хозяйство и транспорт

 

Специализация агропромышленного комплекса УрФО – это зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). В северных регионах Тюменской области развиты оленеводство, пушной промысел, в юго-восточной  части Курганской области – овцеводство. Пищевая промышленность представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами.

Огромную  роль в функционировании хозяйственного комплекса Уральского федерального округа играет транспорт. В регионе  преобладает железнодорожный транспорт, имеющий как внутрирайонное, так  и транзитное значение. По территории округа проходит Транссибирская магистраль. На территории округа берут начало такие широко известные нефтепроводы, как Нижневартовск – Анжеро-Судженск – Иркутск, Сургут – Полоцк, Нижневартовск  – Усть-Балык – Омск, газопроводы  Уренгой – Помары – Ужгород, Уренгой  – Челябинск. В структуре вывоза из Урала основные позиции занимают нефть и газ, затем – продукция  металлургии, машиностроения, химико-лесного  комплекса; в структуре ввоза  – товары лёгкой, пищевой промышленности, медикаменты, машины и оборудование, руды и концентраты. По объёму экспорта УрФО округ превосходит все остальные  округа.

Курганская область. 31% - продукция растениеводства, 69% - животноводство. Животноводство молочно-мясного направления; развито птицеводство (выведена продуктивная порода "шадринский гусь"); в растениеводстве основные культуры - пшеница, ячмень, рожь. Транспорт. Выгодное географическое положение между Уралом и Сибирью обусловило широкое развитие транспортных транзитных путей. Общая протяженность железных дорог - 748 км, из них половина электрифицирована. Основная железнодорожная сеть дублируется автомагистралями, дорог с твердым покрытием - 6,2 тыс. км. Река Тобол в пределах области практически не судоходна. 

Свердловская  область. Сельское хозяйство работает на внутренний рынок - с одной стороны, удовлетворение потребностей населения промышленных центров, с другой - чрезвычайно развито индивидуальное садоводство и огородничество. В посевах преобладают зерновые и кормовые; животноводство: молочно-мясное, свиноводство, птицеводство; характерна организация в форме крупных животноводческих и птицеводческих комплексов. Транспорт соответствует промышленному потенциалу и степени освоения области. Протяженность железных дорог - свыше 3 тыс. км; область служит базой транспортного освоения Западно-Сибирского ТПК (железнодорожные линии Ивдель-Обь, Тавда-Междуреченский), через нее проходят нефтепроводы из Шаима и Самотлора, газопровод из Уренгоя. Протяженность автодорог - 14,3 тыс. км; судоходство по рекам Тавда, Тура; международный аэропорт Кольцово (Екатеринбург).

Тюменская область. Получило значительное развитие - по сбору зерна Тюмень занимает 18-е место в стране; культивируются экспортные твердые сорта пшеницы; животноводство мясо-молочного направления. Развито рыболовство, пчеловодство; Тюменский район - один из самых "грибных" в России. Юг Тюмени имеет развитую транспортную сеть, Тюмень и Тобольск - важные железнодорожные узлы в транспортной инфраструктуре страны. 883 км железных дорог, в том числе важнейшая Транссибирская магистраль (после распада СССР - единственная из 4 магистралей, оставшаяся в пределах России); 5,7 тыс. км автодорог с твердым покрытием. Судоходство по Иртышу и Оби; аэропорты в Тюмени, Ишиме.

Ханты-Мансийский автономный округ. Сельское хозяйство развито слабо. Более или менее развито выращивание овощных культур. Развито звероводство (черно-бурые лисы, норка, песец), пушной промысел, рыболовство. Транспорт. Главным препятствием освоения ресурсов региона было бездорожье. В 70-х гг. железнодорожная ветка проведена до Приобья, в 80-х - от Тюмени до Сургута и далее в Ямало-Ненецкий округ до Ноябрьска и Нового Уренгоя. Эксплуатационная длина железных дорог превысила 1 тыс. км, автодорог с твердым покрытием - 2,8 тыс. км. Густая сеть нефтепроводов (нитки на Альметьевск, Томск, Омск, на Урал, в Кузбасс). Аэропорты в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте, Мегионе, Урае. Судоходство по Оби, Иртышу и их притокам - Агану, Большому Югану, Конде.

Ямало-Ненецкий автономный округ. Сельское хозяйство носит примитивный характер. Большое значение имеет рыболовство (улов рыбы 3,6 тыс. т) и пушной промысел со звероводством. Серьезное подспорье - оленеводство (в округе - пятая часть всего поголовья оленей страны).Транспорт находится в зачаточном состоянии, хотя 500 км железных дорог уже введено в строй - от Салехарда через Надым на Новый Уренгой (с перспективой соединения с Игаркой). Для освоения полуострова Ямал строится рельсовый путь до Бованеково (Ямбург). Имеется около 400 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Судоходство по Оби, Тазу, Пуру; крупнейший порт - Салехард. Аэропорты в Салехарде, Надыме, Новом Уренгое, Ямбурге. Помимо известного газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, реализуется новый грандиозный проект Ямал-Европа через Белоруссию. Протяженность газопровода будет 12 тыс. км, пропускная способность - 60 млрд куб. м газа в год.

Челябинская область. Сельское хозяйство. Область входит в "первую десятку" (из 89 регионов) по птицеводству, в "первую двадцатку" по сбору зерна, выработке мяса, настригу шерсти и по валовой продукции аграрного сектора. 40% продукции дает растениеводство, 60% - животноводство. В посевах преобладают зерновые (яровая пшеница) и зернобобовые (горох), вокруг индустриальных центров - картофель, огородные культуры; под кормовыми занято пятая часть посевных площадей. Животноводство молочно-мясного и мясо-шерстного направления; птицеводство, пчеловодство.Транспорт. Протяженность железных дорог - 1,8 тыс. км. После распада СССР 4 магистральных линии, проходившие через область, - Челябинск - Петропавловск - Омск (Транссиб-1), Челябинск - Кустанай - Карасук (Транссиб-3), Карталы - Целиноград (Акмола) - Барнаул (Транссиб-2) и Челябинск - Карталы - Гурьев (Атырау) - превратились в международные, так как проходят через Казахстан. Автодорог с твердым покрытием - свыше 6 тыс. км. Область пересекается газопроводом из Уренгоя и нефтепроводом из Альметьевска. Крупный аэропорт в Челябинске.

Информация о работе Экономика Уральского ФО