Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:52, творческая работа
Урал - своеобразный экономический район в составе России. Своеобразие района и его специализация определяются географическим положением, природными ресурсами, экономикой и народонаселением.
В состав УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (УФО) входят 4 области: Курганская, Свердловская, Челябинская и Тюменская с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Площадь УФО - 1788,9 тыс. кв. км, численность населения - 12,6 млн человек.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Общая характеристика Уральского ФО……………………………………....4
3.Промышленность Уральского ФО…………………………………………....7
4.Сельское хозяйство и транспорт………..…………………………………...17
5.Заключение……………………………………………………………………24
Уральский федеральный округ лидирует в России по готовому прокату черной металлургии, производству стали и стальных труб, то есть по продукции черной металлургии. Из специализированных производств в округе следует выделить тяжелое машиностроение, представленное производством бульдозеров, комбайнов, минитракторов, и приборостроение, представленное производством доильных установок и электромясорубок.
Значительные лесные ресурсы региона образуют лесопромышленный комплекс УрФО. В Свердловской области расположены важнейшие центры лесной, деревообрабатывающей (Серов, Североуральск, Верхотурье) и целлюлозно-бумажной промышленности (Новая Ляля). Налажено производство пиломатериалов, древесностружечных плит, фанеры клеенной, деревянных домов заводского изготовления, теплоизоляционных, отделочных и других материалов, изделий из древесины, мебели. Переработка леса осуществляется в городах Тюмень, Салехард, Тобольск, Сургут, Нижневартовск.
Курганская область. Ведущие отрасли
промышленности (%) - машиностроение и металлообработка
(42,8); далее следует электроэнергетика
(23,0), пищевая индустрия (14,4), химическая
промышленность (7,7), производство стройматериалов
(3,0). Важнейшие промышленные центры - Курган
(оборудование для химической и легкой
промышленности, сельхозмашины, химико-фармацевтическая
продукция, пищевая индустрия) и Шадринск
(автоагрегаты, полиграфические машины,
железо- и керамзито-бетонные изделия,
кожевенные изделия, пищевая индустрия);
остальные менее значительные: Далматово
(оборудование для мясо-молочной промышленности,
консервы, ковры), Катайск (насосы, сухое
молоко), Петухово (железнодорожное оборудование),
Щучье (противопожарное оборудование).
Свердловская область. Если Урал - "опорный край державы", то область - ядро этого края. Структура промышленной продукции (%): машиностроение и металлообработка - 18,1 (все виды тяжелого машиностроения, транспортных средств, горного оборудования); черная металлургия - 26,2 (все виды черных металлов, трубы, метизы; здесь выплавляется и шестая часть российской стали); цветная металлургия - 17,4 (медь - 1-е место по производству в стране, алюминий, никель, кобальт); лесная и деревообрабатывающая - 2,2 (по производству фанеры - 3-е место в России после Иркутской и Пермской областей); производство стройматериалов - 5,5 (по выпуску цемента уступает лишь Белгородской и Челябинской областям, по железобетонным конструкциям - только Москве и Московской области); электроэнергетика - 15,9 (на ГРЭС, ТЭЦ, Белоярской АЭС).
Промышленная столица области и всего Урала - г. Екатеринбург (1272 тыс. жителей): горное, металлургическое и химическое оборудование, станки, подшипники, турбомоторы, электротехнические агрегаты, трансформаторы, кабель и др.; производятся также пластмассы, шины, самоцветы, продукция легкой и пищевой индустрии; центр науки, культуры, высшего образования (по научному потенциалу уступает только Москве, Санкт-Петербургу и Новосибирску). Второй по величине город - Нижний Тагил (437,4), выделяющийся металлургическим комбинатом, заводами грузовагонов, пластмасс. Черная металлургия представлена в городах Первоуральск (143,7), Серов (103,4), Полевский (72,1), Алапаевск (50,2); центры медной промышленности - Ревда (66,1), Верхняя Пышма (54,1), Кировград (25,4), Красноуральск (35,5); алюминиевой - Каменск-Уральский (208,7), Краснотурьинск (67,0); крупнейший в России завод по производству алюминиевой фольги в г. Михайловск (13,0); производство никеля в г. Реж (44,0). С металлургии начиналась жизнь многих уральских городов, по мере истощения сырья они превращались в центры разнообразной промышленности - Верхний Тагил (13,3), Красноуфимск (46,1), Новая Ляля (15,8 - ЦБК). Следует выделить г. Асбест (85,1) близ крупнейшего в России месторождения хризотил-асбеста; Ирбит (51,8) - производство мотоциклов, стекла, химико-фармацевтической продукции; Верх-Нейвинск (90), бывший Свердловск - 44. В городе ныне освоено производство грузовых автомобилей, медоборудования, кухонных комбайнов, охранной сигнализации, оборудования для молочной промышленности.
Тюменская область. Юг Тюменской области - "полнокровный" регион, по своим параметрам приближающийся к регионам средней полосы России. Промышленность с дифференцированной структурой производства (%); 26,6 товарной продукции приходится на электроэнергетику; машиностроение дает 16,6; пищевая индустрия - 24,9 (особенно мукомольная и комбикормовая); химическая и нефтехимическая промышленность - 11,4; деревообрабатывающая - 4,7; производство стройматериалов - 8,4; стекольная - 3,8 общего объема товарной продукции.
Крупнейший
промышленный центр - Тюмень; здесь
производятся моторы, суда, нефтяное оборудование,
аккумуляторы, приборы, пластмассы, фармацевтика;
предприятия
Ханты-Мансийский автономный округ. Структура промышленного производства весьма своеобразна: 85% всего объема продукции приходится на топливную индустрию, 12% - на электроэнергетику. Крупнейшие промышленные центры: Сургут, Нижневартовск (в обоих городах - газоперерабачывающие предприятия), Нефтеюганск, Мегион, Лангепас, Урай - центры нефтедобычи; Березово - центр газодобычи; в Ханты-Мансийске - деревообработка, рыбообработка, рыбоконсервный завод.
Ямало-Ненецкий автономный округ. Почти 90% промышленной продукции приходится на топливную отрасль. Местные электростанции производят более 160 млрд кВт-ч электроэнергии (округ уступает только Красноярскому краю и Иркутской области).
Челябинская область. По объему товарной продукции область входит в "первую десятку" регионов. В годы реформ падение производства в промышленности в Челябинской области связано прежде всего с сокращением производства ВПК. Сначала Великой Отечественной войны, когда на восток и особенно на Урал хлынул поток эвакуируемых предприятий (только в Челябинске оказалось 60 таких заводов), и в последовавший период "холодной войны" область насыщалась оборонной - появились "закрытые" города - Челябинск-65, Челябинск-70. На оборону работали и основные отрасли специализации - металлургия черная и цветная, машиностроение (Челябинский тракторный завод в свое время освоил выпуск танков - здесь создавался Т-34). В структуре промышленной продукции доминируют отрасли тяжелой индустрии (%): черная металлургия - 43,3; машиностроение и металлообработка - 19,6; цветная металлургия - 3,9; электроэнергетика - 13,6; топливная - 2,1 (угль); промышленность стройматериалов - 7,1 (цемент); легкая - 0,5 (4-е место в стране по выпуску обуви). Важнейшие промышленные центры: Челябинск - черная металлургия, включая производство труб, цветная (цинк), тракторы, станки, радио, лакокрасочная и химико-фармацевтическая продукция, строительный комплекс легкой и пищевой промышленности; Магнитогорск (425) - первенец первой пятилетки - металлургический комбинат, дополненный комплексом машиностроительных и химических производств; фабрика пианино; Златоуст (200) - центр производства качественных сталей, часов; здесь были сделаны первые советские шарикоподшипники; близка к народным промыслам гравировка на металле; Миасс (166) - первенец автомобилестроения в регионе ("УралЗИС"), выпускает большегрузные вездеходы, старейший центр золотодобычи - именно здесь был найден один из крупнейших самородков "Большой треугольник" весом 36,2 кг (хранится в Алмазном фонде); центры черной металлургии: Чебаркуль (51), Сатка (51), Аша (39), Сим (20); производство меди: Кыштым (42), Карабаш (16); никеля - Верхний Уфалей (39); Касли (21,2) - художественное чугунное литье; Юрюзань (18,2) - холодильники; Копейск (73) - стиральные машины "Заря", "Чайка"; Верхнеуральск (10,6) - здесь зародилось мастерство головного "оренбургского платка" из козьего пуха.
Электроэнергетика
Уральского федерального округа представлена
Сургутскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Уренгойской
и Нижневартовской ГРЭС в Тюменской
области, Рефтинской ГРЭС, Среднеуральской,
Серовский, Нижнетуринской ГРЭС в Свердловской
области, Южно-Уральской ГРЭС в Челябинской
области. На Урале также действует
атомная электростанция Белоярская
– с мощным реактором на быстрых
нейтронах.
Специализация
агропромышленного комплекса
Огромную
роль в функционировании хозяйственного
комплекса Уральского федерального
округа играет транспорт. В регионе
преобладает железнодорожный
Курганская область. 31% - продукция
растениеводства, 69% - животноводство.
Животноводство молочно-мясного направления;
развито птицеводство (выведена продуктивная
порода "шадринский гусь"); в растениеводстве
основные культуры - пшеница, ячмень, рожь. Транспорт.
Выгодное географическое положение между
Уралом и Сибирью обусловило широкое развитие
транспортных транзитных путей. Общая
протяженность железных дорог - 748 км, из
них половина электрифицирована. Основная
железнодорожная сеть дублируется автомагистралями,
дорог с твердым покрытием - 6,2 тыс. км.
Река Тобол в пределах области практически
не судоходна.
Свердловская область. Сельское хозяйство работает на внутренний рынок - с одной стороны, удовлетворение потребностей населения промышленных центров, с другой - чрезвычайно развито индивидуальное садоводство и огородничество. В посевах преобладают зерновые и кормовые; животноводство: молочно-мясное, свиноводство, птицеводство; характерна организация в форме крупных животноводческих и птицеводческих комплексов. Транспорт соответствует промышленному потенциалу и степени освоения области. Протяженность железных дорог - свыше 3 тыс. км; область служит базой транспортного освоения Западно-Сибирского ТПК (железнодорожные линии Ивдель-Обь, Тавда-Междуреченский), через нее проходят нефтепроводы из Шаима и Самотлора, газопровод из Уренгоя. Протяженность автодорог - 14,3 тыс. км; судоходство по рекам Тавда, Тура; международный аэропорт Кольцово (Екатеринбург).
Тюменская область. Получило значительное развитие - по сбору зерна Тюмень занимает 18-е место в стране; культивируются экспортные твердые сорта пшеницы; животноводство мясо-молочного направления. Развито рыболовство, пчеловодство; Тюменский район - один из самых "грибных" в России. Юг Тюмени имеет развитую транспортную сеть, Тюмень и Тобольск - важные железнодорожные узлы в транспортной инфраструктуре страны. 883 км железных дорог, в том числе важнейшая Транссибирская магистраль (после распада СССР - единственная из 4 магистралей, оставшаяся в пределах России); 5,7 тыс. км автодорог с твердым покрытием. Судоходство по Иртышу и Оби; аэропорты в Тюмени, Ишиме.
Ханты-Мансийский автономный округ. Сельское хозяйство развито слабо. Более или менее развито выращивание овощных культур. Развито звероводство (черно-бурые лисы, норка, песец), пушной промысел, рыболовство. Транспорт. Главным препятствием освоения ресурсов региона было бездорожье. В 70-х гг. железнодорожная ветка проведена до Приобья, в 80-х - от Тюмени до Сургута и далее в Ямало-Ненецкий округ до Ноябрьска и Нового Уренгоя. Эксплуатационная длина железных дорог превысила 1 тыс. км, автодорог с твердым покрытием - 2,8 тыс. км. Густая сеть нефтепроводов (нитки на Альметьевск, Томск, Омск, на Урал, в Кузбасс). Аэропорты в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте, Мегионе, Урае. Судоходство по Оби, Иртышу и их притокам - Агану, Большому Югану, Конде.
Ямало-Ненецкий автономный округ. Сельское хозяйство носит примитивный характер. Большое значение имеет рыболовство (улов рыбы 3,6 тыс. т) и пушной промысел со звероводством. Серьезное подспорье - оленеводство (в округе - пятая часть всего поголовья оленей страны).Транспорт находится в зачаточном состоянии, хотя 500 км железных дорог уже введено в строй - от Салехарда через Надым на Новый Уренгой (с перспективой соединения с Игаркой). Для освоения полуострова Ямал строится рельсовый путь до Бованеково (Ямбург). Имеется около 400 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Судоходство по Оби, Тазу, Пуру; крупнейший порт - Салехард. Аэропорты в Салехарде, Надыме, Новом Уренгое, Ямбурге. Помимо известного газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, реализуется новый грандиозный проект Ямал-Европа через Белоруссию. Протяженность газопровода будет 12 тыс. км, пропускная способность - 60 млрд куб. м газа в год.
Челябинская область. Сельское хозяйство. Область входит в "первую десятку" (из 89 регионов) по птицеводству, в "первую двадцатку" по сбору зерна, выработке мяса, настригу шерсти и по валовой продукции аграрного сектора. 40% продукции дает растениеводство, 60% - животноводство. В посевах преобладают зерновые (яровая пшеница) и зернобобовые (горох), вокруг индустриальных центров - картофель, огородные культуры; под кормовыми занято пятая часть посевных площадей. Животноводство молочно-мясного и мясо-шерстного направления; птицеводство, пчеловодство.Транспорт. Протяженность железных дорог - 1,8 тыс. км. После распада СССР 4 магистральных линии, проходившие через область, - Челябинск - Петропавловск - Омск (Транссиб-1), Челябинск - Кустанай - Карасук (Транссиб-3), Карталы - Целиноград (Акмола) - Барнаул (Транссиб-2) и Челябинск - Карталы - Гурьев (Атырау) - превратились в международные, так как проходят через Казахстан. Автодорог с твердым покрытием - свыше 6 тыс. км. Область пересекается газопроводом из Уренгоя и нефтепроводом из Альметьевска. Крупный аэропорт в Челябинске.