Обслуживающая
большую часть УФО Свердловская
железная дорога по грузообороту занимает
2 место, по пассажирообороту 3 место
в России.
В округе
находится 28 аэропортов, из них 7 - международные.
Крупнейший в округе аэропорт Кольцово
занимает 5 - 6 место в стране по объему
перевозок.
Протяженность
путей сообщения транспортной системы
УФО по состоянию на начало 2009 г. составляла:
- 8536
км железных дорог общего пользования,
- 58220
км автомобильных дорог с твердым покрытием,
в том числе 40343 км - общего пользования,
- 13007
км - внутренних водных судоходных путей.
Ежесуточно
по этим транспортным коммуникациям
всеми видами транспорта перевозились
до 200 тыс. пассажиров и более 2 млн. т.
груза.
В целом
основными конкурентными
преимуществами УФО являются:
- ключевая
геополитическая и геоэкономическая роль
округа, занимающего срединное положение
в РФ и имеющего первостепенное значение
в системе транспортных коммуникаций
страны, соединяющих ее европейскую и
азиатскую части, страны Евросоюза с Азиатско-Тихоокеанским
регионом;
- богатейшая
природно-ресурсная база, включающая прежде
всего крупнейшие запасы нефти и газа,
которые составляют 70 – 80% прогнозных
нефтегазовых ресурсов страны, а также
минерально-сырьевая база, которая составляет
55 - 60% ресурсов минерального сырья страны;
- мощный
экономический потенциал, обеспечивающий
сравнительно высокий уровень экономического
развития территории и лидирующие позиции
в РФ по основным характеристикам региональной
конкурентоспособности;
- значительные
объемы собственных доходов бюджетов
большинства субъектов РФ, входящих в
состав УФО, позволяющие проводить эффективную
региональную политику;
- присутствие
на территории округа конкурентоспособных
на глобальном уровне бизнес-структур
в нефте- и газодобыче, обеспечивающих
более 90% общероссийской добычи природного
газа и 65 - 67% добычи нефти, производство
40 - 45% общероссийской стали, проката, стальных
труб;
- сравнительно
высокий уровень обеспеченности квалифицированными
трудовыми ресурсами (более 28% занятого
населения имеют профессиональное образование,
что является наиболее высоким показателем
в стране);
- высокий
научный и образовательный потенциал,
наличие передовых научно-исследовательских
учреждений и высших учебных заведений
широкого профиля (более 200 крупных организаций,
выполняющих научные исследования и разработки
и около 2 тыс. малых предприятий, работающих
в сфере науки и научного обслуживания);
- наличие
в регионе динамично развивающейся системы
электронных коммуникаций;
- значительный
потенциал роста регионального потребительского
рынка, определяемый сравнительно высокими
личными доходами населения;
- наличие
на территории округа крупных полифункциональных
агломераций;
- устойчиво
высокая инвестиционная привлекательность
экономики округа.
Для обеспечения
динамичного развития в долгосрочной
перспективе первостепенное значение
будет иметь последовательное и
рациональное использование всего
комплекса имеющихся конкурентных
преимуществ УФО.
По мнению
власти, основными вызовами
и угрозами развития УФО на период до
2020 г. являются следующие:
- значительная
исчерпанность минерально-сырьевой базы
на территории традиционного промышленного
развития;
- наиболее
высокий в стране уровень изношенности
основных фондов в отраслях экономики,
прежде всего, в старопромышленных центрах
Урала;
- недостаточный
уровень развития межрегиональной транспортной
инфраструктуры, не соответствующий геополитическому
и геоэкономическому потенциалу УФО;
- наличие
резких межрегиональных различий внутри
УФО по степени экономической активности
и уровню жизни населения;
- резко
обострившаяся в последние годы и ставшая
уже хронической проблема 40 городов с
монопрофильной структурой экономики
(моногородов);
- относительно
низкий уровень диверсификации структуры
экономики с явным доминированием в ней
промышленности и сравнительно слабым
развитием сферы услуг;
- недостаточный
уровень развития внутрирегиональных
железнодорожных коммуникаций, автодорожной
сети и трубопроводной системы;
- неблагоприятные
демографические тенденции и низкий уровень
жизни в старопромышленных регионах Урала;
- значительные
различия между уровнями социально-экономического
развития городских и сельских поселений,
доходов городских и сельских жителей;
- в
целом неблагоприятные природно-климатические
условия на большей части территории округа,
осложняющие жизнь населения и сдерживающие
развитие сельского хозяйства и туризма;
- опасные,
все чаще повторяющиеся природные катаклизмы
(паводки, наводнения, ураганы, смерчи,
засухи и др.), нарушающие жизнедеятельность
населения и функционирование жизнеобеспечивающих
производственных, энергетических, транспортных
и социальных систем округа;
- крайне
высокий уровень загрязнения окружающей
среды в промышленных центрах Урала и
районах нефтедобычи;
- низкий
уровень инноваций в большинстве регионов
УФО;
- возможность
техногенных аварий с масштабными негативными
последствиями из-за высокой изношенности
оборудования и инфраструктуры и низкой
эффективности систем и служб производственно-экологической
безопасности;
- относительно
низкий уровень развития малого предпринимательства;
- низкий
уровень интегрированности экономик западных
и восточных регионов УФО;
- низкая
инвестиционная привлекательность несырьевых
секторов экономики;
- значительная
степень воздействия колебаний конъюнктуры
мирового рынка на состояние профильных
отраслей экономики УФО;
- вывоз
капиталов за пределы УФО финансово-промышленными
группами и международными корпорациями.
5.Заключение
Доля
УФО в экономике России характеризуется
следующими показателями: почти 18% объема
всех основных фондов РФ, свыше 10% общероссийского
оборота розничной торговли, 13% всего объема
строительных работ и свыше 16% общего объема
инвестиций в основной капитал, более
21% всех финансовых поступлений в бюджетную
систему страны и почти 35% платежей в федеральный
бюджет, более половины всего экспорта
России с учетом экспортных поставок углеводородов,
добываемых на территории округа.
При этом
по объемам валового регионального
продукта и продукции промышленности,
основным фондам и обороту розничной
торговли, капиталообразующим инвестициям
и финансовым поступлениям в бюджетную
систему страны УФО стабильно
занимает лидирующие позиции (2 - 3 места
среди всех федеральных округов
РФ).
В промышленности округа
занято свыше 27% общей численности занятых
в экономике, или почти 64% работающих в
основных отраслях материального производства.
В структуре занятого населения почти
55% работников имеют высшее или среднее
профессиональное образование (это 3 показатель
в РФ после ЦФО и СЗФО).
Достигнутый
уровень важнейших характеристик социального
развития УФО превышает аналогичные среднероссийские
параметры.
По уровню денежных
доходов на душу населения УФО стабильно
занимает 2 место после ЦФО.
В структуре
экономики УФО ведущее место занимает
промышленное производство, на которое
(по обобщенным данным за 2008-2010 гг.) приходится
свыше 51% производства валового регионального
продукта. При этом на сельское хозяйство
приходится 2,5%, на строительство - более
7%, на транспорт и связь - почти 8%, на торговлю
– 15%.
Современная
хозяйственная структура УФО
имеет ярко выраженную индустриально-сырьевую направленность
- более половины валового продукта в структуре
экономики приходится на долю отраслей
промышленности, в составе которой преобладают
виды деятельности, связанные с добычей
полезных ископаемых и сосредоточенные,
прежде всего, в двух субъектах РФ - Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком
автономном округе.
В экономике
Свердловской и Челябинской областей
доминируют обрабатывающие производства,
в частности машиностроение и черная металлургия.
Удельный вес этих производств примерно
в 2 раза превышает аналогичный показатель
по России и почти в 3 раза - средний показатель
по УФО.
В секторе
услуг в экономике регионов Урала пока
незначительное место по сравнению с другими
видами деятельности занимают финансовые
и коммерческие услуги.
Главные
перспективы развития экономики
УФО связаны с двумя мегакластерами:
- на
севере (Западная Сибирь) - топливно-энергетический
комплекс, обеспеченный ресурсной базой
мирового значения, уникальной системой
трубопроводного транспорта и обеспечивающий
до 50% экспорта РФ, развитие электроэнергетики,
нефтегазопереработки и нефтегазохимии;
- на
юге (промышленный Урал) - базовый для страны
центр обрабатывающей промышленности,
прежде всего машиностроения и металлургии,
ядро оборонно-промышленного комплекса,
в том числе ведущие предприятия, развивающие
самые современные технологии (ядерные,
ракетостроения и др.), комплекс научно-исследовательских
и образовательных центров.
Консолидировать
эти кластеры призван комплексный инвестиционный
проект "Урал Промышленный - Урал Полярный",
предусматривающий создание транспортной
и энергетической инфраструктуры, введение
в хозяйственный оборот комплекса твердых
полезных ископаемых, расположенных на
восточных склонах Уральских гор.