Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа
В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
Ознакомиться с составом округа, его экономико-географическим положением.
Оценить природные условия и ресурсы региона, рассмотреть экологические проблемы округа.
Дать характеристику населению и выявить демографические проблемы.
Проанализировать развитие и размещение основных отраслей народного хозяйства.
Рассмотреть экономические связи ДФО.
Выявить основные направления развития округа.
Дать краткую характеристику субъектам Российской Федерации, входящим в состав округа.
Экономико-географическое положение и ресурсы Дальневосточного федерального округа
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Экономико-географическое положение и ресурсы Дальневосточного федерального округа……………………………………………………...4
Состав Дальневосточного федерального округа……………………4
Краткая оценка природных условий и ресурсов. Экологические проблемы округа……………………………………………………..7
Характеристика населения и трудовых ресурсов. Демографические проблемы округа…………………………………………………….13
Место Дальневосточного федерального округа в хозяйственном комплексе страны………………………………………………………...16
Развитие и размещение основных отраслей народного хозяйства в округе. Основные промышленные центры………………………...16
Экономические связи ДФО………………………………………….19
Основные направления развития округа. Экономические проблемы развития округа……………………………………………………..23
Краткая характеристика субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа…………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...47
Цветная
металлургия добывает и обогащает
руды цветных металлов: олова, свинца,
цинка. Добываются также золото, серебро,
алмазы, редкие металлы. По производству
золота, алмазов, олова Дальний Восток
– лидер в России. Золото добывают
в Магаданской области, Республике
Саха, в Чукотском автономном округе.
Алмазная «столица» России – г. Мирный.
По восточной окраине
Главная
отрасль пищевой промышленности
– переработка рыбы и морепродуктов.
В Приморье, на Камчатке и Сахалине
на эту отрасль приходится основная
часть продукции
Все
большую роль в хозяйстве Дальнего
Востока начинают играть отрасли
топливно-энергетического
Добыча нефти и газа в округе незначительна, хотя их крупные запасы обнаружены и в Якутии, и на морском шельфе. На шельфе острова Сахалин идет реализация проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Они позволят ежегодно добывать здесь десятки миллионов тонн нефти и газа. На Сахалине уже начал действовать первый в стране завод по производству сжиженного газа.
Машиностроение имеет разнообразную структуру, ведущие отрасли – судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты и.т.д. Один из крупнейших машиностроительных центров – Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Находке, речное судостроение – в Благовещенске.
Сельскохозяйственное
машиностроение размещается в городе
Свободном (Амурская область). В Благовещенске
построен завод «Амурэлектроприбор»,
во Владивостоке – завод инструментов
и другие заводы, в Хабаровске работает
завод «Дальдизель», в Комсомольске-на-Амуре
– завод подъемно-
Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство в округе развито слабо. Оно производит чуть более 3% сельскохозяйственной продукции России и за исключением рыбы и картофеля не удовлетворяет собственные потребности. Сюда завозится более 1/2 зерна, 2/3 мяса и молока. В округе сосредоточено всего 2% сельскохозяйственных угодий и пашни страны. При этом 2/3 пашни расположено на плодородных равнинах южной части Дальнего Востока. Это его главный сельскохозяйственный район. Но Дальний Восток занимает первое место в стране по вылову рыбы (2/3) и добыче морепродуктов. Особенно ценятся на внутреннем и внешнем рынке лососевые породы рыб, их икра и крабы. Основную часть улова обеспечивают Приморье (1/2) и Камчатка (1/4).
Сфера услуг.
Сфера
услуг в округе развита незначительно.
Недостаточна обеспеченность населения
предприятиями сферы
Дальний
Восток беден культурно-историческими
памятниками. Единственный объект мирового
уровня – Владивостокская крепость.
Интерес представляет культура малых
народов района, экзотичная как для
большинства россиян, так и для
иностранных туристов. Огромное значение
для хозяйства района и страны
может иметь природный туризм.
Наиболее привлекательна в природном
отношении Камчатка, где развиваются
разные виды туризма – экологический,
научный, рыболовный, охотничий, спортивно-маршрутный.
Курильские острова интересны обилием
разнообразных природных
Транспорт
Проходит
Транссибирская магистраль – самая
протяженная железная дорога России.
Построена Байкало-Амурская магистраль
– железнодорожная магистраль Восточной
Сибири. По маршруту Чита – Сковородино
– Свободный – Биробиджан – Хабаровск
проходит федеральная автотрасса Чита
– Хабаровск. По маршруту Якутск – Магадан
также проложена автотрасса. В проекте
строительство новой Амуро-Якутской железнодорожной
магистрали через Чукотку, чтобы связать
Россию и США через Берингов пролив. В
целом транспорт в округе развит незначительно,
требуется его развитие.
Суровость климата, низкая транспортная освоенность и слабая заселенность территории затрудняют хозяйственное освоение природных ресурсов, ведут к повышенным затратам на выпуск продукции. Резко возросшие за последнее время тарифы на транспортные перевозки ограничивают или делают и вовсе не выгодным вывоз дальневосточной продукции железнодорожным и морским путем в отдаленные районы Европейской России, страны Содружества, так же как и доставку из этих районов в регион необходимых промышленных товаров и продуктов питания.
В начале 2000-х гг. Дальний Восток практически не имел торговых отношений со странами СНГ. Особенно актуальным для развития экономики Дальнего Востока становится использование выгод его географического положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и возможность установления тесных торгово-экономических связей с соседними государствами, прежде всего с Японией, Китаем и Кореей. АТР сегодня – крупнейший регион мира, объединяющий свыше 30 стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Американского континента. На страны «тихоокеанского кольца», население которых составляет почти половину от мирового, приходится до 60% глобального валового продукта и свыше 40% объема мировой торговли. Уже сейчас объем ВВП Азиатско-Тихоокеанского региона практически равен объему ВВП Западной Европы.
Дальневосточный федеральный округ представлен сырьевыми отраслями – горнодобывающей, лесной, рыбной промышленностью. На их долю приходится 3/5 всего объема выпускаемой в регионе промышленной продукции. Большая часть производимых в округе сырьевых товаров вывозится за его пределы и реализуется на российском и мировом рынках.
Отрасли обрабатывающей промышленности еще не получили достаточного развития в округе. Поэтому сюда завозят станки, машины и оборудование, химические и нефтехимические продукты (минеральные удобрения, синтетические смолы и пластмассы, шины и др.), а также металл, нефть, уголь, цемент и другие виды промышленных товаров. Потребность в них на 70 – 80% удовлетворяется за счет ввоза из других регионов России либо поставок по импорту10. Наиболее тесные экономические связи сложились у Дальнего Востока с Восточной и Западной Сибирью, Уралом. На их долю приходится почти 2/3 общего межрегионального грузообмена округа.
Велика зависимость
ДФО и от поставок (включая импортные)основных
видов продовольствия. Сюда из других
регионов страны и прежде всего из
Урало-Поволжья, с Северного Кавказа,
из Сибири, а также из ряда стран
АТР, главным образом из Китая, Вьетнама,
поступают зерно и
Наиболее высок
удельный вес завозимых
Сохранение
Серьезной проблемой остается структурная перестройка машиностроительного комплекса, ориентация его на выпуск машин и оборудования, необходимых, прежде всего для удовлетворения собственных потребностей. Это позволит сократить дорогостоящие поставки машинно-технической продукции в округ, увеличить производство и разнообразить ассортимент выпускаемых здесь товаров народного потребления. Помочь в решении этой проблемы должна конверсия оборонных предприятий, расположенных в Дальневосточном регионе. Так, одно из ведущих предприятий ВПК – завод «Дальприбор» во Владивостоке – освоил выпуск потребительских товаров, рыбопоисковой аппаратуры, медицинских приборов. Судостроительные заводы «Звезда» и ОАО «Восточная верфь» в Приморском крае, специализирующаяся на строительстве и ремонте военных кораблей и атомных подводных лодок, развивают мощности по выпуску гражданских судов – рефрижераторов, рыболовецких, прогулочных яхт и др.
На
Дальнем Востоке имеются
Предполагается также расширить поставки на российский и внешний рынки традиционных для дальневосточного региона товаров: сои, риса, пушнины, продукции пчеловодства, пантового оленеводства, сбора лекарственных трав.
Большое значение в реализации программы социально-экономического развития Дальнего Востока, сокращения нерациональных поставок, формирования рыночной инфраструктуры придается расширению торгово-экономического сотрудничества со странами АТР.
Одной из перспективных форм участия Дальнего Востока в географическом разделении труда в АТР является создание свободных экономических зон (СЭЗ). Такие зоны уже активно формируются в районе города Находки в Приморском крае, на острове Сахалин, в Магаданской области.
Свободные экономические зоны представляют собой, как правило, ограниченные по размерам территории с особой формой управления, в пределах которых устанавливается льготный режим налогообложения, могут быть снижены или вовсе отменены таможенные пошлины на ввоз и вывоз продукции, обеспечивается свобода предпринимательства. Эти и другие меры призваны содействовать притоку в СЭЗ инвестиций, в том числе иностранных, в развитие инфраструктуры, производства, новейших технологий, сферы обслуживания, торговли и тем самым активизировать деятельность расположенных здесь предприятий, коммерческих и финансовых организаций; способствовать развитию внешнеэкономических связей.
Использование
выгод ЭГП реализуется прежде
всего в том, что СЭЗ создаются
вблизи крупных морских и речных
портов, железнодорожных узлов, международных
аэропортов, обеспечивающих их надежную
связь с мировым рынком.
Для
устойчивого развития экономики
ДФО принципиальное значение имеет
реализация важнейших инвестиционных
программ федерального значения. Проект
«Сахалин-1» предусматривает
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа