Экономико-географическая характеристика Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: природные ресурсы, население и трудовой потенциал, комплексная экономгеографическая характеристика, проблемы и перспективы развития Самарской области. Цель курсовой работы – составление на основе литературных источников экономгеографической характеристики Самарской области. Задачами курсовой работы являются: рассмотреть экономгеографическое положение, природные ресурсы, население и трудовой потенциал, комплексную экономгеографическую характеристику, проблемы и перспективы развития Самарской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Экономико-географическое положение…………………………………
Природно-ресурсный потенциал………………………….………………..
Население и трудовой потенциал………………………………………….
Характеристика хозяйства региона…….….………………………………
Внешнеэкономические связи………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

     Химическая промышленность Самарской области переживает период, который, по всей вероятности, представляет собой переход данной отрасли в стадию стабильного роста.

     В последние полтора-два  года произошел всплеск химического  производства, причиной которому послужил отказ ряда западных стран от производства некоторого вида химического сырья на своей территории по соображениям экологической безопасности.

     2001 год химическую  промышленность области характеризует  небольшой спад производства, что  вызвано установлением равновесия на рынке химического сырья за счет того, что высвободившуюся нишу заняли предприятия других регионов, в результате чего предложение и спрос на продукцию химической отрасли уровнялись. Снижение физических объемов производства в сопоставимых ценах составило 1,2 %  к уровню 2000 г.

     Необходимость  наращивать производство после  длительного простоя вскрыла  многочисленные недостатки отрасли: высокий расход сырья и энергии, моральное старение и изношенность  оборудования, высокий уровень выбросов вредных веществ во внешнюю среду, высокая себестоимостью продукции, усиление конкурентной борьбы на внешнем рынке, сложности с поставками сырья, дефицит собственных оборотных средств, долги прошлых лет в бюджеты всех уровней и иным платежам, "текучка" кадров, отсутствие резерва молодых специалистов. Однако химическая отрасль Самарской области работает над решением этих проблем.

     Так на  ОАО "Тольяттиазот"  начата  поставка оборудования французской  фирмой EXA-International для организации производства реакционных труб, которые сейчас покупаются за рубежом, в промышленную эксплуатацию вступила автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии "ТОК-С"; начато внедрение автоматизированной системы управления производством "Галактика". Срок ее полного внедрения - май 2002 г., возводится второй цех кирпичного завода, начато формирование сети по сбыту черепицы.

   ЗАО "Куйбышевазот" в результате модернизации технологического процесса по производству аммиака стало лидером по продуктивности среди российских предприятий, выпускающих данную продукцию. Кроме того, пуск  реконструированной системы по производству другого ценного химического сырья – капролактама, позволил повысить его качество, уменьшить выбросы сернистого газа в атмосферу, снизить расхода сырья и тепловой энергии. В одном из цехов в октябре-ноябре 2001 г. в полном объеме на новый технологический режим вышла установка приготовления обессоленной воды, работы на которой велись с 2000 года. В результате, значительно улучшилось качество воды, достигнута экономия всех видов ресурсов. Решалась проблема обеспечения производства бензолом, вызванная дефицитом его наличия на рынке и его очисткой. Продолжались работы на строительстве нового производства, предназначенного для собственной переработки капролактама в изделия, пользующиеся спросом на мировом рынке. Активно ведется строительство корпуса полимеризации полиамида ("Полиамид-6"), разработка проектной документации. От немецкой фирмы "Хема Анлагенбау Гмбх", разработчика и поставщика технологии и оборудования будущего производства, поступают техническая документация и оборудование. Начат целевой прием молодых кадров для работы на будущем производстве. Комплексная реконструкция оборудования, проводимая германской фирмой NEAC в ноябре-декабре 2001 г., позволила значительно улучшить качество выпускаемого предприятием карбамида, повысить выработку, экономию электроэнергии.

     На ООО "Тольяттикаучук" в конце сентября 2001 г. состоялся  пуск нового высокотехнологичного  оборудования (сушильных агрегатов), ввод которого позволит увеличить выпуск каучука на 25 тыс. тонн (12%) в год, и высвободить значительные производственные мощности.

 

4.6 Авиационная промышленность

 

     Одной из  важнейших задач, стоящих перед  экономикой Самарского региона, является сохранение и развитие авиационной промышленности. Для выхода авиационной отрасли из кризиса в течение последних лет предпринимался целый ряд активных мер.

     Так на этапе  реализации находится целевая  программа по развитию авиации  в Самарской области с 2001 по 2005 год, в которой основная ставка делается на развитие малой авиации.

     Приоритетными  направлениями в решении этой  задачи являются:

  • выработка маркетинговой стратегии развития рынка авиационных услуг и разработка приоритетных направлений его расширения и развития;
  • разработка проектов нормативно-правовых документов в интересах развития малой авиации, способствующих развитию системы эксплуатантов и пользователей как основных субъектов малой авиации;
  • сохранение и расширение инфраструктуры эксплуатации малой авиации;
  • разработка организационных, финансовых и других технологий, способствующих сохранению и применению имеющейся эксплуатационной инфраструктуры для малой авиации;
  • повышение уровня безопасности полетов малой авиационной техники;
  • координация деятельности всех субъектов малой авиации, потребителей, эксплуатантов, пользователей, разработчиков и производителей малой авиационной техники, научных организаций и авиационных структур для выработки и определения приоритетных направлений развития рынка услуг малой авиации;
  • научно-методическое, техническое обеспечение, включая подготовку кадров, необходимое для удовлетворения потребностей рынка услуг малой авиации;
  • создание системы применения малой авиации в народно-хозяйственном комплексе Самарской области.

     Важным шагом  в направлении сохранения и  развития авиационной промышленности  области стала совместная работа  губернаторов Ярославской и Самарской  областей, во время которой было  достигнуто полное взаимопонимание  по целому ряду вопросов. Главы областей подписали соответствующий протокол по направлениям работ, связанных с модернизацией двигателя Д 30 КУ-154М. В этом же протоколе определены важнейшие направления работ и взаимодействия с органами федеральной власти по другим самолетостроительным программам. В частности, по программе освоения крупных узлов нового самолета Ту-334, строительства нового легкого пассажирского самолета бизнескласса Ил-100 с двигателями разработки АО «Самарский научно-технический комплекс» им. Д.Н. Кузнецова.

     Это предприятие показывает неплохие результаты: в 1998 году выполнено работ на 122 млн. рублей, а в 2001 году - на 220 млн. рублей. Часть средств от реализации двигателей НК-33 СНТК им. Кузнецова направляет на свои проекты. Предприятие задействовано в двух федеральных программах. Изготовлены 10 полноразмерных двигателей, один из которых подготовлен для испытаний в 2002 году на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.

     Сегодня в  Самаре работают 15 предприятий и  организаций, подведомственных Росавиакосмосу. Общая численность работающих - около 50 тыс. человек. Суммарный годовой объем производства по итогам работы в 2001 году приблизился к 4,5 млрд. рублей. Объемы производства комплекса в 2001 году по сравнению с 2000 годом составили 127%. Наиболее высокие темпы прироста достигнуты ОАО "Авиакор - Авиационный завод" (г. Самара) - 190,2% и ОАО "Гидроавтоматика" (г. Самара) - 150,4%.

     ОАО "Авиакор - Авиационный завод". В 2001 году  выпущено продукции на 471 млн. рублей: реализовано 2 новых самолета, отремонтировано 15 самолетов Ту-154М. В 2002 году планируется изготовить 2 новых самолета и отремонтировать 16 самолетов Ту-154М.

     Так на ОАО  «Авиакор - авиационный завод» состоялось  инициированное Губернатором Самарской  области совещание с участием  Генерального директора Российского авиационно-космического агентства Юрия Николаевича Коптева по проблемам жизнедеятельности предприятия и реализации самолетостроительных программ авиазавода в рамках проекта федеральной программы «Развитие гражданской авиационной техники в России до 2002 - 2010 гг. и на период до 2015 года». На совещании прозвучала конструктивная критика в адрес разработчиков этой программы по отдельным ее положениям и было предложено включить в нее проекты самарских самолетостроителей.

     Также 2001 году  была проведена серия переговоров с ведущими российскими разработчиками авиационной техники. Предметом обсуждения было участие ОАО "Авиакор" в 9 самолетных проектах. Часть из них включена в федеральную программу: Ту-334, Ту-354, Ту-324, Ту-330, Ту-136, Бе-200. Руководство завода в качестве первоочередных наметило выполнение следующих проектов: 1) завершение в 2002 году изготовления первого серийного самолета Ан-140. Объем требуемых средств, кроме уже вовлеченных и полученных 25 млн. рублей от администрации области, - 4,5 млн. долл.; 2) освоение производства крыльев самолетов Ту-334 и Бе-200. Объем требуемых средств - 2,3 млн. долл.

     ОАО "Авиаагрегат". Одно из наиболее устойчиво работающих и развивающихся предприятий отрасли, крупнейший производитель шасси самолетов в России. В результате конверсии на предприятии освоено изготовление широкой гаммы гидравлических приводов, применяемых для сельскохозяйственных, дорожных, строительных, железнодорожных механизмов и машин.

     ОАО "Гидроавтоматика". В последние годы освоено производство агрегатов управления гидравлических, пневматических и топливных систем новых типов самолетов, которые поставляются на опытные образцы Ан-70, Ан-140, Ту-334. На очереди освоение комплектующих для самолетов, включенных в федеральную программу развития гражданской авиатехники. В 2001 году поставлено 500 комплектов гидрораспределителей на ОАО "Россельмаш" для комбайна Дон-1500, на 2002 год подписан договор на поставку 2,5 тыс. комплектов. На Красноярский комбайновый завод отправлена опытная партия гидрораспределителей для комбайна "Енисей".

 

4.7 Ракетно-космическая промышленность

 

     Ракетно-космический  комплекс Самарской области - это  мощная система, в которую входят  предприятия и организации по  разработке, производству, испытаниям  ракетных двигателей, их эксплуатации: заводы, конструкторские бюро, испытательные центры, учебные заведения. Основной задачей в этой сфере считается восстановление  позиций самарского ракетно-космического комплекса в разделении труда между российскими производителями ракетно-космической техники.

     Основное предприятие  этой отрасли в Самарской области - "ЦСКБ-Прогресс" постепенно начинает  возрождать свои проекты, работы  по которым прекратились несколько  лет назад. Сегодня запуск спутников  становится возможным за счет зарубежных партнеров, оплачивающих затраты ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", и средств "Росавиакосмоса".  
     Несмотря на то, что большинство научных проектов "ЦСКБ-Прогресс" были разработаны в 80-е годы, своей актуальности они не потеряли и сегодня. Космическая программа "Фотон", запущенная в "ЦСКБ-Прогресс" на базе серийных космических аппаратов военного назначения в 1985 году по госзаказу и первоначально использовавшаяся только советскими учеными, еще в конце 80-х вызвала интерес ряда зарубежных стран. Соответственно, уже  тогда  эта  программа была выгодна с коммерческой точки зрения.  

     Эта программа действительно  уникальна: космическая лаборатория "Фотон" может взять на борт  и возвратить на землю до 700 кг научной аппаратуры. Такими  характеристиками не обладает пока ни один космический аппарат в мире. С помощью "Фотона" может быть проведен целый комплекс исследований и экспериментов, результаты которых используются в дальнейшем для получения чистых сплавов, чистых лекарств, а также  для  изучения поведения живых организмов в условиях космического пространства.   

     Завод "Прогресс" обладает  техническими возможностями для  выпуска одного-двух спутников  в год, поэтому в советские  годы "Фотон" запускался ежегодно. За все время существования  программы были запущены 12 спутников, однако в последние годы практика ежегодных запусков прекратилась: государство оказалось не в состоянии финансировать "Фотон" самостоятельно, а потому вынуждено было ждать заказов    на    установку   аппаратуры   от   зарубежных   партнеров, заинтересовавшихся проектом.

     Программа "Фотон" на сегодняшний момент - пока единственный "живой" коммерческий проект "ЦСКБ-Прогресс" в области научных космических  исследований, уже перешедший в  стадию реализации. В то же  время в арсенале самарского  РКЦ остались и другие разработки, способные заинтересовать международное сообщество. Судя по всему, в связи с затянувшимися переговорами по запуску Международной космической станции (МКС), на которой предполагалось проводить исследования подобного рода, следующей международной программой "ЦСКБ-Прогресс" станет реанимация проекта "Бион" - спутника, разработанного в ЦСКБ в 1972 году для проведения биологических экспериментов.

          Совместный контракт с американским  космическим агентством НАСА  по "Биону" прервался в 1998 году  из-за политических разногласий двух стран, однако в прошлом году переговоры были возобновлены.  
На сегодняшний день серьезных подписанных документов по "Биону" пока нет, однако продолжение переговоров планируется уже весной этого года. Состав участников программы "Бион" еще шире: в проекте заинтересованы НАСА, Японское космическое агентство и Китай. По всей видимости, схема финансирования "Биона" будет аналогичной "Фотону", что позволит ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс" стать головным предприятием в реализации еще одного серьезного коммерческого проекта

     Еще одно предприятие  ракетно-космической отрасли в  Самарской области - ОАО "Моторостроитель". В 2002 году этому старейшему в  России предприятию авиационного  и ракетного двигателестроения  исполняется 90 лет. По итогам 2001 года темп роста составил 118,5%, объем выпуска продукции превысил 1,2 млрд. рублей. Наряду с традиционной продукцией - ракетными двигателями для ракет-носителей "Союз" и авиационными двигателями большой мощности для стратегической авиации - предприятие активно развивает производство приводов авиационного типа для использования в магистральных газопроводах и в альтернативной энергетике. В 2002 году планируется значительно увеличить объем выпуска продукции - до 2 млрд. рублей.

 

4.8 Радиоэлектронный комплекс

 

     К этой отрасли  относятся предприятия средств  связи, промышленной электроники  и вычислительной техники. С началом  переходного периода, снижения госзаказов, конверсии производства для предприятий  данной сферы наступили не  самые лучшие времена. Сейчас  ситуация меняется к лучшему. Появилось множество перспективных разработок.

     Так самарское ОАО "Трансформатор" было оценено  как стабильное предприятие, имеющее  потенциал для наращивания объемов  производства и внедрения новых  технологий. Предприятие, которое большое внимание уделяет вопросам качества выпускаемой продукции, имеет международный сертификат качества.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Самарской области