Экономико-географическая характеристика Центрального федерального округа. Московская железная дорога
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 20:17, практическая работа
Краткое описание
Транспорт – это одна из самых важных областей общего производства. Концепция всего экономического транспортного комплекса нашей страны занимает одно из важнейших мест. Транспорт считается важным сектором экономики создающих инфраструктуру сельского хозяйства. Транспорт предназначается для материальной основы деления труда в обществе, и реализовывает разнообразную взаимосвязанность с созданием и пользованием, промышленностью и народным хозяйством, экономическими районами, добычей полезных ископаемых
Содержание
Ведение…………………………………………………………………..2 Раздел №1.Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района РФ …………………………………………….4 Раздел №2.Характеристика транспортной сети района тяготения Московской железной дороги………………………………………....19 Раздел №3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения………………………………………….37 Заключение……………………………………………………………..40 Список использованной литературы ………………………………...42
1) Частичный перевод грузовых
перевозок с железнодорожного и автомобильного
транспорта на речной (в частности, активизация
речного транспорта в бассейне Оки);
2) Решение экологических проблем,
связанных с интенсивным судоходством;
Воздушный транспорт
округа играет весьма существенную
роль в обеспечении, прежде всего
перевозок пассажиров на дальние
расстояния на внутренних и
международных линиях. Основная
инфраструктура этого вида транспорта
сосредоточена, прежде всего, в Московском
транспортном узле. Три аэропорта
столичного региона (Шереметьево, Домодедово,
Внуково) принимают все типы современных
самолётов и являются крупнейшими в стране.
Однако, как нам представляется, рассредоточение
аэропортовых мощностей по этим трём точкам
в условиях сложившейся конфигурации
городских поселений и плотности населения
в стране является и большим недостатком
с точки зрения организации воздушного
сообщения и обслуживания пассажиров.
Если принять во внимание эти обстоятельства,
то в столичном регионе было бы целесообразно
иметь один аэропорт-хаб по типу таких
аэропортов, как Франкфурт-на-Майне, Лондонский
Хитроу или Амстердамский Схипхол, в которых
пересадка пассажиров с одной воздушной
линии на другую осуществляется в одном
аэропорту без трёх-пяти часовых пересадок
из аэропорта в аэропорт с переездами
по загруженным пригородным и внутригородским
автомобильным дорогам. Сквозное железнодорожное
сообщение между аэропортами в Московском
транспортном узле пока отсутствует. Такая
схема обслуживания пассажиров во многих
случаях создаёт настолько серьёзные
неудобства и вызывает такие потери времени,
что в ряде случаев происходит отток пассажиров
на прямые железнодорожные сообщения.
Аэропорты имеются также в ряде областных
промышленных центрах, международный
аэропорт в Воронеже, аэропорты в Курске,
Белгороде, Калуге, Ярославле, Твери, Липецке
Воздушный транспорт сегодня активно
развивается, однако следует отметить,
что наибольший потенциал находится в
развитии пассажирских перевозок. Так,
сегодня недостаточно развиты внутренние
авиаперевозки, что требует целенаправленной
комплексной совместной работы авиакомпаний
и государства по снижению тарифов, обеспечению
безопасности полётов и их популяризации
среди пассажиров.
Трубопроводный
транспорт в Центральном федеральном
округе получил большое развитие
как система, обеспечивающая снабжение
предприятий нефтью, продуктами
её переработки и газом, а также
осуществляющая транзит углеводородов
в ближнее и дальнее зарубежье.
В районе функционируют несколько нефтепроводных
систем, обеспечивающих сырьём нефтеперерабатывающие
предприятия округа. Одна из них Альметьевск-Нижний
Новгород-Рязань-Москва снабжает сырьём
крупные нефтеперерабатывающие заводы
в Рязани и Москве. Нефтепровод Уса-Ухта-Ярославль
обеспечивает нефтью Ярославский нефтеперерабатывающий
завод. К Ярославскому заводу подведён
также нефтепровод Пермь-Нижний Новгород-Ярославль
с последующим выходом на Полоцк (Белоруссия).
По территории округа проходит нефтепровод
Самара-Брянск (Унеча), по которому нефть
следует на Ново-Полоцкий и Мозырьский
нефтеперерабатывающие заводы, а также
на Украину, в Польшу, Германию, Чехию,
Словакию, Венгрию. В целях обеспечения
беспрепятственной транспортировки нефти
на экспорт в страны дальнего зарубежья
от Унечи будет создан выход трубы на порт
Усть-Луга с последующей её перевалкой
на морские танкеры. Система продуктопроводов
осуществляет вывоз продуктов переработки
с нефтеперегонных заводов к местам их
концентрированного потребления. На территории
округа наиболее важными продуктопроводами
являются Сызрань-Тамбов-Никольское-Воронеж-Белгород-граница
с Украиной с ответвлением от Никольского
на Орёл (Стальной конь)-Брянск/Курск -
граница с Белоруссией. От Ярославского
НПЗ по нефтепродуктопроводам продукция
следует на Северо-Запад (Кириши) и на Рязань
с последующим выходом на Плавск и Орёл.
Рязанский НПЗ соединён продуктопроводом
с Москвой. Для обеспечения потребителей
Подмосковья сооружён кольцевой продуктопровод
вокруг Москвы. Центральный федеральный
округ является вторым после Приволжского
федерального округа по объёму потребления
газа. На его долю приходится около 25% объёма
газопотребления. В структуре потребления
ведущее место приходится на тепловые
электростанции (43%), на промышленность
– 26%, на коммунально-бытовые нужды – свыше
28%. Уровень газификации жилого фонда превышает
70%.Система газопроводов округа представляет
собой мощные магистрали, идущие из Центральной
Азии (Центральная Азия-Центр), Северного
Кавказа (Ставрополь-Москва), Поволжья
(Саратов-Москва), Западной Сибири (Надым-Москва)
для покрытия потребностей населения
и предприятий. В основном транзитное
значение имеет проходящий по территории
округа газопровод Уренгой-Помары-Елец
Ужгород. В перспективе удовлетворение
возрастающих потребностей округа в поставках
газа будет происходить по существующим
направлениям газопроводной сети. Новые
транзитные направления поставок газа
вследствие существующих рисков несанкционированного
отбора продукции, крупномасштабные объёмы
которого регулярно происходят в течение
многих лет и блокирования транзита в
государства Евросоюза со стороны украинских
властей, заставляют искать более надёжные
пути поставок газа европейским потребителям
в обход стран с высоким транзитным риском.
На сегодняшний день это проекты «Северный
поток» и «Южный поток», однако трассы
этих газопроводов не предусматривают
использование территории Центрального
федерального округа. В Центральный экономический
район перекачиваются нефть и газ Западной
Сибири, Поволжья и Европейского Севера.
Учитывая факт отсутствия данных природных
ресурсов на территории района, можно
говорить об исключительной важности
трубопроводного транспорта для обеспечения
жизнедеятельности и развития данного
региона. Газопроводы подведены к основным
городам района от следующих направлений:
• С Урала;
• С Юга России.
Нефтепроводы подведены со
следующих направлений:
• Из Перми;
• Из Уренгоя.
К газопроводам подключены
все значительные центры района, к нефтепроводам
следующие промышленные центры: Москва,
Ярославль, Ковров, Рязань, Коломна. Учитывая
тот факт, что в перспективе предполагается
сворачивание энергоёмких производств
в Центральном районе, в дальнейшем он
будет выполнять транзитную функцию, что
не требует развития трубопроводного
транспорта в регионе.
Железнодорожный
транспорт округа обеспечивает
транспортно-экономические связи
внутри федерального округа, с
остальными федеральными округами
России, а также экономические
связи с другими государствами.
Железные дороги имеют выходы
на железнодорожные магистрали
Белоруссии и Украины. Общее протяжение
железных дорог на территории
округа составляет 17 тыс.км. Железные
дороги имеют достаточно высокое техническое
оснащение. Из общей протяжённости сети
45% двухпутных линий, свыше 45% - электрифицированные
линии и более 70% оборудованы автоматической
блокировкой. Свыше половины путей (52%)
обслуживаются Московской железной дорогой;
20,9% - Юго-Восточной железной дорогой; 11,4%
- Октябрьской железной дорогой; 10,4% - Северной
железной дорогой; 1,1% - Куйбышевской железной
дорогой. Следует отметить относительно
новое для нашей страны явление, которое
стало проявляться в последние 15-18 лет.
После перенаправления транзитных грузопотоков
на параллельные хода был разобран участок
Тёплое – Волово – Куликово Поле (78 км)
железнодорожной магистрали Смоленск
– Раненбург, а участок Горбачёво – Тёплое
переведён в подъездные пути. Отсутствие
грузового движения в направлении Москва
– Елец по Павелецкому ходу (сейчас перевозки
осуществляются через Ожерелье – Узловую
либо через Рязань) привело к ликвидации
участка Троекурово-Лев Толстой (30 км).
В результате закрытия железнодорожных
погранпереходов Климов и Витемля
(граница с Украиной) были демонтированы,
соответственно, участки Климов-Семёновка
линии Новозыбков – Воронежская и Селецкая-Чигинок
линии Унеча – Хутор-Михайловский, а следствием
консервации погранперехода Понятовка
(граница с Белоруссией) стал перевод участка
Рославль-Понятовка-госграница в подъездной
путь. Были демонтированы также некоторые
участки, на которых с начала 1990-х годов
оставалось лишь пригородное движение
– Пироговская ветвь, пассажирский путь
Дзержинской ветви, линия Тула-Труфаново
и др. Поводом для закрытия послужила убыточность
этих веток, что стало причиной сокращения
размеров пригородного движения и, как
следствие, «выталкивание» пассажиров
на другие виды транспорта, чем оперативно
воспользовались частные компании-операторы
автобусных перевозок. Основной ход Рязанско-Тумской
узкоколейной линии (75 км), являвшейся
частью отечественного историко-культурного
наследия и единственным транспортным
путём в этом депрессивном регионе при
умелом менеджменте мог бы, возможно, стать
популярным историко-литературным маршрутом.
Конфигурация грузопотоков на сети железных
дорог Центрального федерального округа
в принципе повторяет схему товаропотоков
на транспортной сети Российской Федерации.
Наиболее мощные связи наблюдаются на
широтных направлениях железных дорог
округа, обеспечивающих связи регионов
Сибири, Урала, Поволжья с районами Центра
и с выходом на железные дороги Белоруссии,
Украины, стран Балтии. Так, широтное двухпутное
направление Нижний Новгород – Владимир
– Орехово-Зуево осваивает грузопотоки
24-28 млн т. На направлении Арзамас – Муром
– Куровская грузопоток в обоих направлениях
достигает 68-69 млн т; Кустаревка – Рязань
– 38 млн т; Ртищево – Рязань – 44 млн т;
Рязань – Воскресенск – 90 млн т. На западных
подходах к границе с Белоруссией товаропоток
достигает 50-54 млн т. К границе с Украиной
из Центрального федерального округа
по железным дорогам подходит до 90 млн
т, в том числе по направлению Калуга –
Брянск – 37 млн.т к Суземке и 53 млн.т
. Соловей по направлению Пенза – Балашов
– Лиски. На меридиональных ходах осуществляются
связи Центра с районами Северо-запада
и Юга страны, по этим же направлениям
обеспечиваются транзитные для железных
дорог округа связи северных и южных регионов
европейской части страны. Здесь на направлении
Вологда – Ярославль –Александров грузопоток
достигает 66-70 млн т, на выходах из Москвы
на юг по направлению Ожерелье – Узловая
– Лиски – Лихая годовой товаропоток
возрастает от 20 до 42-43 млн т. Ведущую роль
в грузообразовании и грузопоглащении
играют горно-металлургический, строительный,
топливно-энергетический, машиностроительный,
горно-химический комплексы. В 2008 г. железнодорожными
станциями в границах округа было отправлено
240 млн т грузов, из них свыше трети – строительные
материалы, почти пятая часть – руда, 13,6%
- нефтепродукты, 9,2% – металлы, 15,9% –прочие
грузы. Прибытие грузов на железнодорожные
станции в границах округа в том же году
составило 312 млн т. В общем объёме прибывших
грузов 20,6%пришлось на уголь и кокс, 33,1%
- на строительные материалы, 11,5% - на руду,
10,9% - на прочие грузы, 3,3% - удобрения. Объёмы
перевозок внешнеторговых и транзитных
грузов железнодорожным транспортом
через передаточные пункты Центрального
федерального округа в 2008 г. составили
148,7 млн т или 25,9% от объёма перевозок внешнеторговых
и транзитных грузов, прошедших через
все передаточные пункты страны. Для железнодорожного
транспорта Центрального федерального
округа характерна концентрацией погрузки
и выгрузки грузов в относительно небольшом
числе транспортных узлов – Московском,
Брянском, Тульском, Рязанском, Ярославском
и др., а также на крупнейших станциях,
обслуживающих промышленно-сырьевые комплексы.
Значительные объёмы грузовой работы
выполняли станции, обеспечивающие внешнеэкономические
связи России. Наиболее крупными станциями
по прибытию грузов являются Чугун-2, Новолипецк
(Липецкая обл.), пограничные станции Злынка,
Красное, Рудня, Соловей, Суземка. По отправлению
лидируют Воскресенск, Елец (Липецкая
обл.), Курбакинская (Курская обл.), Новолипецк,
Новоярославская, Павловск (Воронежская
обл.), Стенькино-2 (Рязанская обл.), Стойленская
(Белгородская обл.), Яничкино (Московская
обл.), Михайловский рудник (Курская обл.),
а также пограничные станции Красный Хутор,
Красное, Соловей, Суземка. Развитие экономики
округа в перспективе по инновационному
варианту позволит увеличить ВРП к 2030
г. в три раза по сравнению с современным
уровнем (среднегодовой темп роста около
7%). На увеличение объёмов перевозок грузов
железнодорожным транспортом окажет воздействие
рост основных грузообразующих отраслей
округа. В рудно-металлургическом комплексе
прогнозируется дальнейшее развитие разработки
Яковлевского железорудного месторождения
и освоение Приосколького месторождения
в Белгородской области, строительство
мини заводов в металлургчиеской отрасли
(по выпуску до 1 млн т продукции) в Московской
области (в Каширском районе, г.Шатуре)
электрометаллургический завод в Калужской
обл. (ст. Ворсино). Будут реализованы проекты
развития химических производств в Тульской
области, машиностроительных предприятий
во всех субъектах Российской Федерации,
входящих в округ. Будут введены мощности
по производству автомобилей в Калуге,
целлюлозно-бумажного комбината в Костромской
области. В строительной отрасли ожидается
сооружение заводов по производству цемента
во Владимирской, Воронежской, Калужской,
Рязанской, Тверской, Тульской областях,
нефтеперерабатывающего завода в Брянской
области и многих других предприятий различных
отраслей. Развитие экономики в регионе
станет ведущей базой роста перевозок
на сети железных дорог. Уже к 2015 г. объёмы
погрузки железнодорожными станциями
на территории округа возрастут в 1,3 раза,
к 2030 г. – в 1,6 раза по сравнению с современным
уровнем.
Наиболее грузонапряженным
в грузовом направлении на сети железных
дорог округа являются юго-западные, южные
и юго-восточные участки Большого московского
кольца: Куровская – Воскресенск (77,8 млн
т.км/к), Воскресенск – Яганово (81,3 млн
т км/км), Яганово –Михнево (77 млн т км/км),
Михнево – Столбовая (78,8 млн т км/км) Столбовая
– Бекасово (78,0млн т км/км). Высокую загрузку
имеют юго-восточные подходы к Московскому
транспортному узлу Рязань –Воскресенск
(62-65 млн т км/км), на подходе к передаточной
станции Соловей на российско-украинской
границе Валуйки – Соловей (46 млн ткм/км).В
перспективе ожидается дальнейшее развитие
экономики Центрального федерального
округа и прежде всего предприятий наукоемких
отраслей машиностроения и других обрабатывающих
отраслей. Повышение благосостояния станет
серьезным стимулом роста подвижности
населения, объема отправления пассажиров
и пассажирооборота. Возрастут внешнеторговые
и транзитные связи по железным дорогам
округа. Для обеспечения роста экономики
и удовлетворения спроса населения на
железнодорожные перевозки, а также повышения
качества и безопасности, снижения ресурсоемкости
перевозок на сети железных дорог будут
осуществлены серьезные меры по развитию
сети округа. Среди наиболее важных Стратегий
развития железнодорожного транспорта
в Российской Федерации намечено осуществить
следующие мероприятия .
- Обеспечить строительство
более 200 км третьих и четвертых
путей на основных направлениях,
в том числе на участках
Москва – Крюково, Крюково –
Клин, Воскресенск – Рязань, Столбовая
– Серпухов, Бекасово – Нара,
а также строительство более 200
км вторых путей обхода Ярославского
железнодорожного узла;
- Электрифицировать
участок общей протяженностью 2456
км (включая новые линии) (в период
2008 - 2015 гг. – 562 км; 2016 – 2030 – 1894 км), в
том числе участки Ртищево
– Кочетовка, Галич – Кострома,
Будогощь
- Ярославль, Сонково – Дно
с выходом на Печоры – Псковские, Оредеж,
обход Ярославского узла, Прохоровка –
Журавка – Чертково, глубокий обход Московского
узла, осуществить развитие сортировочных
станций Орехово-Зуево, Александров, Лиски,
Старый Оскол;
- Развитие пограничных
станций Валуйки, Суземка и др.В
2008 г. разработана Генеральная схема развития
Московского железнодорожного узла. В
ней предусмотрена организация пассажирского
движения на Малом кольце и организация
интермодальных перевозок между аэропортами,
улучшение обслуживания пассажиров в
дальнем и пригородном сообщении и обеспечение
грузовыми перевозками для города и области.
Инвестиции наразвитие пропускных способностей
существующей инфраструктуры составят
35,4 млрд.руб. Будет осуществлена модернизация
железнодорожной инфраструктуры, в частности
предусмотрена оборудовать автоблокировкой
участки Галич –Нерехта, Сонково – Пестово,
Калязин – Савелово, Ржев – Великие Луки,
обновление устройств автоматики и телемеханики
на участках Галич – Буй, Муром – Куровская,
Лиски – Россошь, Брянск – Фаянсовая и
на направлении Москва – Бологое, реконструкция
искусственных сооружений, в том числе
мостовых переходов через р.Ока на участке
Жилево –Ожерелье, через р.Дон на участке
Лиски – Россошь и Лев Толстой – Елец.
К 2030 году
предусмотрено строительство глубокого
обхода Московского железнодорожного
узла(третье кольцо).Основной целью применения
скоростного и высокоскоростного движения
на железнодорожном транспорте является
создание условий для социально-экономического
развития территории Российской Федерации
на основе эффективного развития и модернизации
железнодорожного транспорта. В пределах
Центрального округа намечено формирование
скоростной пассажирской линии Центр
– Юг со строительством новых линий Прохоровка
– Журавка –Чертково, а также строительство
высокоскоростных магистралей Москва
– Санкт-Петербург, Москва –Красное и
Москва – Нижний Новгород. Объем инвестиций
на эти цели оценивается в 1672 млрд рублей.
Московская железная
дорога продолжает наращивать
свой технический и технологический
потенциал: ускоренными темпами
проводится внедрение микропроцессорной
техники в управлении перевозками;
внедряются новые технологии
по ремонту и техническому
обслуживанию локомотивов и
вагонов; ведется подготовка
к переводу на скоростное
пассажирское движение участков,
внедряется цифровая
система передачи информации;
завершаются работы по автоматизации
системы продажи билетов пассажирам;
разработана система вибродиагностики
узлов колесно-редукторных блоков
электропоездов, используемая при
текущих ремонтах; разрабатывается
микроэлектронная система контроля
схода подвижного состава.
Раздел №3.
Расчет густоты железнодорожной сети
по областям, входящим в район тяготения.
Для характеристики
степени насыщенности территории района
транспортной сетью, помимо абсолютных
размеров протяженности путей сообщения,
важно знать и относительные показатели.
Применяют ряд таких показателей. Показатель, характеризующий
густоту сети Dt как ее отношение протяженности
L к площади территории района S:
.
Обычно этот показатель
измеряется в километрах протяженности
сети на 100 или 1000 км2 территории;
Показатель, характеризующий
густоту сети DH как отношение ее протяженности L к численности населения N:
,
Этот показатель измеряется
в километрах протяженности сети на 10
тысяч жителей района;
Показатель, характеризующий
относительную густоту сети Dtн, определяемую исходя из размеров
территории района S и численности ее населения N:
,
Для получения более
сопоставимых показателей густоты транспортной
сети по районам страны применяются различные
виды корректировок. Скорректированные показатели
наиболее точно отражают уровень развития
транспортной системы района и насыщенности
ее видами путей сообщения.