Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:23, курсовая работа
Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития Урала должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе региона, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение их природных и экономических ресурсов.
1.2 Главные отрасли промышленности стр…………………………………………7
1.3 Сельское хозяйство стр…………………………………………………………. 8
1.4 Транспортная система стр………………………………………………………...…9
Анализ экономико-географического положения экономического района стр….10
Характеристика географического положения экономического района на карте России. Стр……………………………………………………………………….10
Административно-территориальная структура УЭР стр……………………..11
Природные ресурсы стр………………………………………………………...14
Минеральные ресурсы стр…………………………………………………..…14
Лесные ресурсы стр……………………………………………………………..17
Водообеспеченность стр………………………………………………………..17
Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале стр………………………………………………………………………….22
3.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплекса. стр…………………………………………………………………….……22
3.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии. стр………………………………………………………………………………………..23
3.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса. стр…………………………………………………………………………..27
Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса. стр…………………………………………………….29
Экономико-географическая характеристика строительного комплекса. стр…31
Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности стр……………………………………...32
Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса. стр………………………………………………………………………………………..33
Характеристика транспортной системы экономического района (региона) стр………………………………………………………………………………………..34
4.1 Описание видов транспорта стр………………………………………………..36
4.1.1 Автомобильный транспорт стр…………………………………………………36
4.1.2 Речной транспорт стр…………………………………………………………...37
4.1.3 Трубопроводный транспорт стр………………………………………….…….38
4.1.4 Авиационный транспорт стр……………………………………………………38
4.1.5 Железнодорожный транспорт стр……………………………………………...38
4.2 Описание Южно-Уральской железной дороги стр……………………………39
4.2.1 Границы стр…………………………………...…………………………………39
4.2.2 Технические характеристики эксплуатации ж\д стр………………………….39
4.2.3 История постройки ж\д стр…………………………………………………….40
4.2.4 История постройки ж\д стр……………………………………………………..42
Заключение стр…………………………………………...………………………….…43
Список литературы стр………………..……………………………………………….44
Сразу же после пуска оказалось, что перевозить нужно в 3 раза больше грузов. Все это привело к необходимости усиления существующих линий путем замены рельсов на более тяжелые, деревянных мостов - на металлические, а также укладки вторых путей, которая началась уже в 1896 году и впоследствии осуществлялась постоянно.
В годы Великой Отечественной войны, когда значительная часть промышленных предприятий была перебазирована из западных районов на Урал и в Сибирь, резко возросли перевозки пассажиров и грузов. Необходимо было срочно решить вопрос резкого увеличения провозной и пропускной способности дороги. Несмотря на огромные трудности, испытываемые страной, Госкомитет обороны принял постановление перевести на электрическую тягу наиболее тяжелый горный участок Челябинск–Кропачево протяженностью 320 километров. С Кировской железной дороги, находившейся в полосе боевых действий, были вывезены электрооборудование для 10 тяговых подстанций и инженерно-технический персонал. 2 ноября 1945 года машинист В.Н. Иванов на электровозе ВЛ19 провел первый грузовой поезд весом 1200 тонн по электрифицированному участку Челябинск–Златоуст. Так было положено начало электрификации Транссибирской магистрали.
Значительное техническое оснащение Южно-Уральская дорога получила в послевоенное время. Основной курс был взят на электрификацию участков и перевод остальных участков с паровой тяги на тепловозную. В 1949 году был электрифицирован участок Златоуст–Кропачево, в 1955 году – Бердяуш–Бакал, годом позже – Курган–Макушино, и в 1957 году – участок Челябинск–Курган. В 1961 году после присоединения к дороге Петропавловского отделения был электрифицирован последний замыкающий участок Макушино–Исилькуль длиной 272 км. Проведенная за годы послевоенных пятилеток реконструкция хозяйства дороги в сочетании с внедрением комплекса организационно–технических мер позволила из года в год наращивать объемы перевозок.
Сегодня Южно-Уральская дорога, развернутая протяженность которой занимает около 8 тысяч километров, входит в число крупнейших железных дорог страны. Она обслуживает территории 7 субъектов Российской Федерации: Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую, частично Куйбышевскую, Саратовскую, Свердловскую области, республику Башкортостан и Северный Казахстан. С 1 октября 2003 году Южно-Уральская магистраль стала филиалом компании "Российские железные дороги".
4.4.4 Грузоперевозки
Южно-Уральская железная дорога расположена в регионе, характеризующимся высокой концентрацией промышленных предприятий. Географическая особенность и экономическое преимущество ЮУЖД – это пересечение на ее территории Европейского и Азиатского континентов. Дорога находится в регионе, включающем 3 области России: Челябинская, Курганская, Оренбургская, часть республики Башкортостан, а также Северо-Казахстанская область Республики Казахстан, где расположено Дочернее предприятие «Петропавловское отделение» ФГУП ЮУЖД МПС РФ – Петропавловское отделение дороги.
Традиционно в структуре промышленного производства региона преобладают минерально-строительный и горнодобывающий комплекс, черная и цветная металлургия. На долю продукции металлургического комплекса и строительных грузов в структуре погрузки дороги приходится не менее 65%. Кроме того, отгружаются нефтепродукты, химикаты, продовольственные и прочие грузы.
Основные грузообразующие предприятия:
Заключение
В состав Уральского экономического района входят Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области, а так же республики Башкортостан и Удмуртия.
Урал - старейший горнопромышленный очаг России, где издавна ведётся добыча самых разнообразных минеральных ресурсов и развивается обрабатывающая промышленность.
Геополитическое положение Уральского экономического района определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиатского субконтинентов. Транзитное расположение УЭР на стыке хозяйственных интересов и формирующихся в результате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг.
Одна из важней проблем Урала - техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой его предприятиями. Особо важное значение для района, учитывая его специфику, имеет реализация программ развития военно-промышленного комплекса.
В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать породы, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.
Список использованной литературы