Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном по

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития Урала должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе региона, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение их природных и экономических ресурсов.

Содержание

1.2 Главные отрасли промышленности стр…………………………………………7
1.3 Сельское хозяйство стр…………………………………………………………. 8
1.4 Транспортная система стр………………………………………………………...…9
Анализ экономико-географического положения экономического района стр….10
Характеристика географического положения экономического района на карте России. Стр……………………………………………………………………….10
Административно-территориальная структура УЭР стр……………………..11
Природные ресурсы стр………………………………………………………...14
Минеральные ресурсы стр…………………………………………………..…14
Лесные ресурсы стр……………………………………………………………..17
Водообеспеченность стр………………………………………………………..17
Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале стр………………………………………………………………………….22
3.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплекса. стр…………………………………………………………………….……22
3.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии. стр………………………………………………………………………………………..23
3.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса. стр…………………………………………………………………………..27
Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса. стр…………………………………………………….29
Экономико-географическая характеристика строительного комплекса. стр…31
Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности стр……………………………………...32
Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса. стр………………………………………………………………………………………..33
Характеристика транспортной системы экономического района (региона) стр………………………………………………………………………………………..34
4.1 Описание видов транспорта стр………………………………………………..36
4.1.1 Автомобильный транспорт стр…………………………………………………36
4.1.2 Речной транспорт стр…………………………………………………………...37
4.1.3 Трубопроводный транспорт стр………………………………………….…….38
4.1.4 Авиационный транспорт стр……………………………………………………38
4.1.5 Железнодорожный транспорт стр……………………………………………...38
4.2 Описание Южно-Уральской железной дороги стр……………………………39
4.2.1 Границы стр…………………………………...…………………………………39
4.2.2 Технические характеристики эксплуатации ж\д стр………………………….39
4.2.3 История постройки ж\д стр…………………………………………………….40
4.2.4 История постройки ж\д стр……………………………………………………..42
Заключение стр…………………………………………...………………………….…43
Список литературы стр………………..……………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 88.16 Кб (Скачать файл)

Сразу же после пуска оказалось, что перевозить нужно в 3 раза больше грузов. Все это привело к необходимости усиления существующих линий путем замены рельсов на более тяжелые, деревянных мостов - на металлические, а также укладки вторых путей, которая началась уже в 1896 году и впоследствии осуществлялась постоянно.

В годы Великой Отечественной войны, когда значительная часть промышленных предприятий была перебазирована из западных районов на Урал и в Сибирь, резко возросли перевозки пассажиров и грузов. Необходимо было срочно решить вопрос резкого увеличения провозной и пропускной способности дороги. Несмотря на огромные трудности, испытываемые страной, Госкомитет обороны принял постановление перевести на электрическую тягу наиболее тяжелый горный участок Челябинск–Кропачево протяженностью 320 километров. С Кировской железной дороги, находившейся в полосе боевых действий, были вывезены электрооборудование для 10 тяговых подстанций и инженерно-технический персонал. 2 ноября 1945 года машинист В.Н. Иванов на электровозе ВЛ19 провел первый грузовой поезд весом 1200 тонн по электрифицированному участку Челябинск–Златоуст. Так было положено начало электрификации Транссибирской магистрали.

Значительное техническое оснащение Южно-Уральская дорога получила в послевоенное время. Основной курс был взят на электрификацию участков и перевод остальных участков с паровой тяги на тепловозную. В 1949 году был электрифицирован участок Златоуст–Кропачево, в 1955 году – Бердяуш–Бакал, годом позже – Курган–Макушино, и в 1957 году – участок Челябинск–Курган. В 1961 году после присоединения к дороге Петропавловского отделения был электрифицирован последний замыкающий участок Макушино–Исилькуль длиной 272 км. Проведенная за годы послевоенных пятилеток реконструкция хозяйства дороги в сочетании с внедрением комплекса организационно–технических мер позволила из года в год наращивать объемы перевозок.

Сегодня Южно-Уральская дорога, развернутая протяженность которой занимает около 8 тысяч километров, входит в число крупнейших железных дорог страны. Она обслуживает территории 7 субъектов Российской Федерации: Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую, частично Куйбышевскую, Саратовскую, Свердловскую области, республику Башкортостан и Северный Казахстан. С 1 октября 2003 году Южно-Уральская магистраль стала филиалом компании "Российские железные дороги".

 

4.4.4 Грузоперевозки

 

Южно-Уральская железная дорога расположена в регионе, характеризующимся высокой концентрацией промышленных предприятий. Географическая особенность и экономическое преимущество ЮУЖД – это пересечение на ее территории Европейского и Азиатского континентов. Дорога находится в регионе, включающем 3 области России: Челябинская, Курганская, Оренбургская, часть республики Башкортостан, а также Северо-Казахстанская область Республики Казахстан, где расположено Дочернее предприятие «Петропавловское отделение» ФГУП ЮУЖД МПС РФ – Петропавловское отделение дороги.

Традиционно в структуре промышленного производства региона преобладают минерально-строительный и горнодобывающий комплекс, черная и цветная металлургия. На долю продукции металлургического комплекса и строительных грузов в структуре погрузки дороги приходится не менее 65%. Кроме того, отгружаются нефтепродукты, химикаты, продовольственные и прочие грузы.

Основные грузообразующие предприятия:

  • Челябинская область – (черные металлы) ОАО Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО Челябинский металлургический комбинат, ОАО ЧТПЗ, (огнеупоры) ОАО Комбинат Магнезит, (строительные грузы) ОАО Челябоблснабсбыт, (промсырье, огнеупоры) ОАО Челябинское рудоуправление, (мука, продгрузы) ОАО МАКФА;
  • Оренбургская область – (нефтепродукты) ОАО Орскнефтеоргсинтез, (химикаты) ООО Газпромтранс, (черные металлы) ОАО Уральская сталь, (цветная руда) ОАО Южуралникель, (строительные грузы) ОАО Орское карьероуправление, (огнеупоры) ОАО Оренбургские минералы;
  • Курганская область – (металлоконструкции) ОАО Курганстальмост, (оборудование) ОАО Курганхиммаш, (промсырье) ОАО Бентонит, (мука) ОАО Мишкинский КХП;
  • Грузоотправители Северо-Казахстанской области – коммерческие структуры, отправляющие зерно, нефтепродукты, продгрузы.

 

Заключение

 

В состав Уральского экономического района входят Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области, а так же республики Башкортостан и Удмуртия.

Урал - старейший горнопромышленный очаг России, где издавна ведётся добыча самых разнообразных минеральных ресурсов и развивается обрабатывающая промышленность.

Геополитическое положение Уральского экономического района определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиатского субконтинентов. Транзитное расположение УЭР на стыке хозяйственных интересов и формирующихся в результате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг.

Одна из важней проблем Урала - техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой его предприятиями. Особо важное значение для района, учитывая его специфику, имеет реализация программ развития военно-промышленного комплекса.

В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать породы, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.

 

Список использованной литературы

 

  1. Барабанов В.В. География: Учеб.-справ. пособие. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 1004. – 366, [2]с.: ил. – (Справочник школьника).
  2. Экономическая география России: учеб. / Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова: ред. В. И. Видяпин, М.В. Степанов. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  3. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терешина Н. Л. Регионалистика. Учебное пособие для вузов. – М.: УМК МПС России, 2001.
  4. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е из., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2004.
  5. Большая советская энциклопедия
  6. Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар С.В. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
  7. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: учеб.- М.: ГАРДАРИКИ, 2001
  8. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практика (учебное пособие для вузов)- Ростов н – Д: Феникс, 2000
  9. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000
  10. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 кл.– М.: АСТ – ПРЕСС, 2001
  11. Скопин А.Ю. Экономическая география России: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
  12. Экономика России 1990-1995 гг. Тенденции, анализ, прогноз.(под редакцией Френкеля С.П.) – М.: 1996
  13. Экономическая география России: учеб (под редакцией В.И. Видяпина, М.В. Степанова). М.: ИНФРА – М.: Российская экономическая академия, 2006

 

 


Информация о работе Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном по