Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа
Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса и выявление его роли в экономической жизни общества.
При написании работы автор преследовал следующие задачи:
изучить теоретические основы малого бизнеса;
изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;
осветить становление и деятельность российских малых предприятий; выделить проблемы, с которыми малые предприятия сталкиваются в процессе своего функционирования;
Введение
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Глава 2. Особенности развития малого бизнеса за рубежом /на примере США/
2.1 История развития малого бизнеса за рубежом, современное состояние
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса
Глава 3. Анализ положения малых предприятий в современной России.
3.1 Основные проблемы малых предприятий в России.
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Глава 2. Особенности развития малого бизнеса за рубежом /на примере США/
2.1 История развития малого бизнеса за рубежом, современное состояние
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса
Глава 3. Анализ положения малых предприятий в современной России.
3.1 Основные проблемы малых предприятий в России.
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России.
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей работы: «Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы становления в России». Актуальность темы обусловлена целым рядом причин:
Во-первых, для экономики в целом деятельность малых предприятий является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Во-вторых, в связи со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию возникает ряд трудностей экономического характера. Преодоление этих проблем в немалой степени зависит и от развития малых предприятий.
В данной работе предпринята попытка осветить отдельные аспекты функционирования малого бизнеса в России и сравнить полученные выводы с зарубежным опытом.
Объектом исследования в представленной работе являются предприятия в целом, её предметом – собственно малые предприятия.
В первом вопросе курсовой работы даются определение малого бизнеса и критерии отнесения предприятий к данному субъекту рыночной экономики в развитых странах мира, в том числе и в России, а также содержит обзор организационно-правовых форм, одну из которых малое предприятие должно иметь.
Второй вопрос рассматривает
черты и экономические
Третий вопрос курсовой работы является основным, так как именно в нем произведен детальный анализ проблем, стоящих на пути становления малого бизнеса в России и тормозящих его развитие.
Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса и выявление его роли в экономической жизни общества.
При написании работы автор преследовал следующие задачи:
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса.
Под «малым бизнесом» понимают
предпринимательскую
Существует более широкое
понятие – «
Если рассматривать
Несмотря на то, что большая
часть научного потенциала сосредоточена
на крупных компаниях, малые и
средние фирмы по широкому кругу
продукции чаще начинают коммерциализацию
новых товаров. Успех малого бизнеса
в этой области можно объяснить
следующими причинами. Углубление специализации
в научных разработках привело к тому,
что во многих случаях небольшие фирмы
идут по более простому или рискованному
пути, работают в перспективных отраслях.
Мелкие фирмы также охотно берутся за
освоение оригинальных нововведений,
поскольку при выпуске принципиально
нового изделия снижается значение крупных
лабораторий с устоявшимися направлениями
исследований. К тому же малые фирмы стремятся
как можно скорее наладить массовое производство.
Значение разработок, производимых мелкими
предприятиями достаточно важно, прежде
всего с точки зрения расширения рынка
предлагаемых товаров и услуг, что в свою
очередь активно стимулирует процесс
производства с целью наиболее быстрого
удовлетворения вновь рожденного спроса,
мотивируемого разработками, проводимыми
фирмами малого и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений к затратам на
научные исследования и разработки малых
предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.
Обобщая выше изложенное, хотелось бы
обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство
воздействует на структуру рынка и расширение
рыночных отношений прежде всего в результате
изменения количества субъектов рынка,
повышения квалификации и степени приобщенности
все более и более широких слоев населения
к системе предпринимательства и делового
администрирования.
Развитие специализации и кооперации
вовлекает мелких и средних предпринимателей
в сферу влияния крупных объединений.
Фактически они теряют свою независимость
и превращаются в отдельные звенья более
крупных монополий, хотя официальная статистика
учитывает их как самостоятельные единицы.
Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные
мелкие фирмы, производящие для них отдельные
детали и узлы. Вокруг монополий, особенно
в отраслях машиностроения, электронной
промышленности, группируются обычно
по несколько десятков тысяч мелких предприятий,
которые пользуются финансовой и технической
помощью монополий. Для хозяев монополистических
объединений мелкие субподрядчики удобны
тем, что они поставляют свою продукцию
по достаточно низким ценам. Их производственные
социальные и другие проблемы мало заботят
руководителей монополий. В периоды неблагоприятной
конъюнктуры и других осложнений, монополии
рвут связи со своими мелкими поставщиками,
бросая их на произвол судьбы. В последнее
десятилетие во многих странах усилилась
тенденция к объединению мелких предприятий
на основе специализации и кооперации
производства, в крупные отраслевые структуры,
которые сейчас производят большие объемы
разнообразной продукции, в том числе
высокого технического уровня, и довольно
успешно конкурируют на рынках с крупными
компаниями и монополиями. Важность малых
предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться
к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать
надо получать средства к существованию,
а значит быть лучше других, чтобы прибыль
доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных
изделий длительного
Таким образом, малые предприятия
– составляющая часть рыночной экономики.
Так называемая «малая экономика» – важный
сектор полноценного рынка. Без малого
бизнеса невозможно становление цивилизованной
рыночной экономики. Децентрализованная
рыночная экономика находится под давлением
монополизма со стороны крупных объединений
и корпораций. В борьбе с ними государственные
органы вынуждены поощрять и поддерживать
массовое развитие малого и среднего предпринимательства.
При содействии государства в противовес
монопольному диктату гигантов на рынках
сбыта появляются тысячи мелких производителей,
которые не позволяют монополиям полностью
навязать условия производства и сбыта,
а также качество товаров и цены на них.
У малого бизнеса проявляются некоторые
реальные шансы конкурировать с крупными
фирмами. Обобщая вышесказанное, принципами
малого предпринимательства являются:
Эти преимущества позволяют малому бизнесу: ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителю изделиями; ускорить внедрение несложных технических достижений; полнее удовлетворять потребности отдельных отраслей населения в промышленных, строительных и прочих услугах; расширять номенклатуру и качество услуг; наладить выпуск продукции малыми сериями.
Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для роста заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда. Таким образом, мы видим неоспоримые преимущества малого бизнеса.
Во-первых, в том, что он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, создавать атмосферу конкуренции.
В-четвертых, он создает ту
среду и дух
Основная причина, по которой
предприниматели стремятся
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу.
В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, на сегодняшний день фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и от 400 млн. рублей до 1 млрд. рублей – к средним предприятиям.
Согласно закону РФ №209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.
Многие международные авторитеты утверждают, что будущее рыночной экономики – за небольшими предприятиями. Например, сегодня в Англии 96% фирм – малые. В них трудится более 1/3 рабочих и служащих частного сектора. В США эти цифры еще значительнее. Там число мелких предприятий увеличивается ежегодно примерно на 10%. На подавляющем числе из них работают не более 20 сотрудников. Доходы данной группы бизнесменов постоянно растут.
Табл 1. Основные показатели развития малого бизнеса в разных странах 2012 г.
Страны |
Количество малых предприятий (в тыс.) |
Количество малых предприятий в ранге на 1000жителей |
Доля работающих в общей численности занятых, % |
Доля малых предприятий в ВВП страны, % |
Великобритания |
2630 |
46,00 |
49,0 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37,00 |
46,0 |
50-54 |
Италия |
3920 |
68,00 |
73,0 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35,00 |
54,0 |
55-62 |
США |
19300 |
74,20 |
54.0 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,60 |
78,0 |
52-55 |
Россия |
836,2 |
5,65 |
9,6 |
10-11 |
Наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
Информация о работе Анализ положения малых предприятий в современной России