Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:09, курсовая работа
Основной целью исследования является изучение банковской системы и особенностей ее функционирования в РФ. В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть понятия банков и банковских систем, а также функции банков;
рассмотреть особенности построения банковских систем;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие банков и банковских систем 5
1.1 Понятие и основные функции банков. 5
1.2 Особенности построения банковских систем. 12
1.3 Центральный банк и его функции. Кредитно-денежная политика 16
2 Банковская система РФ (2004-2009 гг.) 27
2.1 Построение банковской системы в РФ 27
2.2 Деятельность российских банков 30
2.3 Центральный Банк РФ: направления и методы денежно-кредитной политики…….………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Эти две группы операций непосредственно не влияют на объем денежной массы в обращении, однако они также конституируют природу банков.
Кроме того, только банки могут:
- привлекать во вклады и размещать от своего имени драгоценные металлы;
- выдавать банковские гарантии.
Таковы самые принципиальные характеристики, определяющие экономические
«координаты» банков [1, c. 11].
Так же рассмотрим основные функции банков в экономике.
Банковский сектор — это элемент (подсистема) экономической системы страны. Какие же особые функции он выполняет или должен выполнять?
Для начала следует отметить, что, во-первых, фундаментальные движущие силы экономического развития общества лежат вне банковской системы, во-вторых, господствующий в стране тип банков может значительно ускорять либо задерживать экономическое развитие, в-третьих, функции или роли центрального и коммерческих банков в экономике страны должны быть разными. С учетом отмеченного и, не акцентируя внимание на различиях между центральным и коммерческими банками, можно считать, что у них две комплексные функции.
Первая функция — это
обеспечение субъектов
Эта первая функция банков позволяет рассматривать их как организации для
финансового посредничества. В этом качестве коммерческие банки, в частности:
1) концентрируют у себя финансовые средства большинства участников хозяйственного оборота, объединяя разрозненные суммы в общие денежные фонды, которые уже в силу своих значительных размеров представляют весьма серьезный экономический ресурс;
2) опосредуют расчеты
и платежи по большинству
3) проводят налоговые и иные обязательные платежи своих клиентов за их счет,
стараясь оптимизировать такие платежи;
4) обеспечивают сохранность, и даже приращение сумм, доверенных им клиентами;
5) обеспечивают перевод наличных денег в безналичные и наоборот, своевременно снабжают клиентов необходимой наличностью;
6) на основании специальных
договоров управляют на
деньгами и иным имуществом отдельных клиентов в их интересах или в интересах указанных ими лиц;
7) проводят валютообменные операции;
8) оказывая клиентам
9) канализируют собираемые
средства в наиболее
10) часть собственных средств в пределах разрешенных нормативов непосредственно или через свои дочерние компании (путь обхода указанных нормативов) вкладывают в уставные капиталы некредитных предприятий и организаций в целях совместного с ними хозяйствования и получения соответствующих дивидендов. В этом случае банки нельзя рассматривать как посреднические организации. Сфера действия банков и иных кредитных организаций — это сфера нематериального производства, где полезный труд воплощается в особом результате, имеющем, как правило, собственную стоимость, где вырабатываются свои особые продукты — услуги. У материального производства в принципе нет иной функции, кроме производства материальных благ. Равным образом функцией нематериального производства является производство услуг. В этом смысле банки и иные кредитные организации производят совершенно уникальную продукцию— банковские или денежные технологии, без которых не может обойтись ни один субъект хозяйствования и которые бесконечно разнообразны в разных банках, даже когда проводятся стандартные, казалось бы, операции.
Вторая функция банков как раз и состоит в обеспечении субъектов экономики специфически банковскими продуктами (технологиями работы с денежными средствами).
Рассмотренные функции банков в экономике являются объективно необходимыми. От них следует отличать:
Как было показано выше, банковский продукт можно понимать как потенциальную услугу, а банковскую услугу — как реализованный его продукт. Термин «банковский продукт» вполне адекватно отражает суть происходящего — производство банком собственного продукта, выступающего в форме услуги. Последние, как известно, бывают двух видов: материальные и чистые (личные). Оказывая материальные услуги, организация производит новую стоимость (увеличивает национальный доход); денежную оценку могут иметь и чистые услуги. Таким образом, банки — организации производящие, в ходе своей полезной специфической деятельности увеличивающие объем ВВП, а не просто «финансовые посредники», оперирующие стоимостями, которые создают другие.
Банковский сектор — это
такая социально-экономическая
Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности. В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те и только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции, т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические НКО (не только те, что зарегистрированы в ЦБ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера — вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.).
Вышесказанное представлено на рисунке 2.
Центральный банк
Небанковские кредитные организации
Коммерческие банки
Вспомогательные организации
Рисунок 2− Структура банковской системы
С учетом изложенного можно утверждать, что банковская система России включает в себя (без учета вспомогательных организаций):
Много недоразумений обычно вызывает вопрос об уровнях банковской системы. Мировая и отечественная банковская практика и теория говорят, что совокупность действующих в стране банков и иных кредитных организаций может иметь одно - либо двухуровневую организацию.
Схематично взаимоотношения
банков в одноуровневой и
Рисунок 3– Одноуровневая банковская система [10]
Рисунок 4− Двухуровневая банковская система [10]
Первый уровень, верхний, — центральный банк (иногда этот уровень может включать в себя и некоторые другие элементы), второй уровень, нижний, базовый, — коммерческие банки и прочие кредитные организации (небанковские). Иных принципиальных вариантов не существует.
Развитая банковская система как элемент рыночной экономики должна и может
быть только двухуровневой.
Тем не менее, в России по-прежнему появляются предложения конструировать
банковскую систему, которая бы включала в себя больше уровней. Указанные предложения ошибочны, однако они своеобразно отражают некую объективную реальность, а именно достаточно сложную структурную организацию каждого из названных уровней, особенно второго, нижнего.
Во-первых, как уже было показано, этот уровень включает в себя, по крайней мере, два крупных блока — коммерческие банки и прочие кредитные организации (а если считать вспомогательные организации, то три блока). Все организации, входящие в указанные блоки, являются коммерческими, находятся на одном уровне логически и фактически. Следовательно, все элементы нижнего яруса банковской системы при всех различиях между ними занимают по крупному счету один уровень, поскольку, с одной стороны, не зависят друг от друга, равноправны, однопорядковы в рамках закона, могут согласовывать свои действия по принципу координации или конкурировать, а с другой — все они в равной мере должны подчиняться контролю и регулированию со стороны центрального банка (и других звеньев верхнего уровня, если таковые имеются в стране), с которым находятся в отношениях субординации.
Во-вторых, каждый из блоков, в свою очередь, также имеет достаточно сложную структуру и распадается на многоэлементные подуровни. Так, коммерческие банки могут и должны классифицироваться на самые разнообразные виды на основе разных критериев. Например, по общепринятому критерию формы собственности банки должны быть поделены на четыре вида: государственные; частные; кооперативные; смешанные. И ни один из этих видов, включая банки государственные (здесь не имеется в виду, конечно, центральный), на статус особого уровня банковской системы наряду с названными выше двумя уровнями претендовать не может.
Возьмем другой критерий — характер деятельности, в соответствии с которым
все коммерческие банки делятся на реально универсальные и фактически специализированные. На самом деле каждый универсальный банк обычно в каждый данный момент времени специализируется на ограниченном числе операций (использует на их проведение большую часть своих ресурсов). Равным образом в условиях России так называемые специализированные банки также проводят все требуемые Законом и нужные клиентам операции. В результате сама классификация в значительной мере условна. Но даже если между банками обнаружатся существенные различия по степени универсализации или специализации (предположим, один банк реально работает как универсальное заведение, не отдавая предпочтения никаким операциям и никаким клиентам, второй обслуживает главным образом строительные организации, т.е. приобрел отраслевую специализацию, а третий предпочитает иметь дело со страховыми
фирмами, т.е. является функционально специализированным), сам по себе такой факт не может служить основанием для «конструирования» каких-то новых уровней банковской системы.
Еще один возможный критерий — модель (стратегия) выстраивания бизнеса,