Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:38, курсовая работа
Тема экономических благ и потребностей актуальна во все времена, особенно в период, когда на рынке страны царит финансовый кризис, люди вынуждены выбирать товары и услуги, опираясь на сложившуюся тяжелую ситуацию. В таких тяжелых условиях любой продавец или производитель товаров и услуг вынужден еще более ясно осознавать потребности своих потребителей и уметь под них подстраивать свой бизнес. В случае незнания, он рискует разориться или потерпеть значительные убытки.
Целью данной работы стало изучение понятий потребность и благо с точки зрения экономической теории.
Введение……………………………………………………………3
1.Система потребностей человека и общества…………...... 5
1.1 Потребности и их классификация………...…………….5
2.Блага: понятие и типы благ………………………………….12
1.1 Классификация благ……………………………………….12
1.2.Экономический кругооборот благ………………………..14
Заключение……………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………….20
Введение…………………………………………………………
1.Система потребностей человека и общества…………...... 5
1.1 Потребности и их классификация………...…………….5
2.Блага: понятие и типы благ………………………………….12
1.1 Классификация благ……………………………………….12
1.2.Экономический кругооборот благ………………………..14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Понятие потребности - термин,
вокруг которого происходит бесконечная
полемика, так как он содержит в
себе элементы субъективного суждения,
основанного иногда на морали или
идеологии. Помимо жизненно важного
минимума, воспринимаемого всеми, -
который, однако, никто не пытается
определить, - действительно ли необходимо
разнообразить свой рацион питания,
дабы удовлетворить вкусам, путешествовать
из любопытства или уделять время
различным развлечениям? Следует
признать, что по крайней мере в том, что
касается потребительских рынков, это
вопросы не праздные, в особенности если
иметь в виду следующие факты:
• постоянное появление на рынке новых
товаров и товарных марок;
• непрерывное яркое воздействие постоянно
меняющейся рекламы;
• относительную стабильность удовлетворенности
потребителя, несмотря на бесспорное улучшение
уровня жизни.
Экономические действия людей обусловлены
их потребностями и интересами. Удовлетворение
потребностей является конечной целью
любого производственно или торгового
предприятия, то есть любой экономической
системы. Люди заинтересованы в развитии
своего бизнеса, создании материальных
и духовных благ. Но ввиду того, что ресурсы
ограничены, перед ними постоянно встает
проблема экономического выбора тех или
иных благ и создания условий для их производства
и реализации.
Тема экономических благ и потребностей
актуальна во все времена, особенно в период,
когда на рынке страны царит финансовый
кризис, люди вынуждены выбирать товары
и услуги, опираясь на сложившуюся тяжелую
ситуацию. В таких тяжелых условиях любой
продавец или производитель товаров и
услуг вынужден еще более ясно осознавать
потребности своих потребителей и уметь
под них подстраивать свой бизнес. В случае
незнания, он рискует разориться или потерпеть
значительные убытки.
Целью данной работы стало изучение понятий
потребность и благо с точки зрения экономической
теории.
1.Система потребностей человека и общества.
1.1 Потребности и их классификация.
Целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей общества и индивидов.
Потребность – это нужда
в чем-либо для поддержания
Классифицируя потребности и определяя их структуру, следует иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, и установить их полный перечень практически невозможно.
Классификации потребностей уделялось внимание еще в древности. Со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время за основу классификации потребностей берутся взгляды американского психолога и экономиста А. Маслоу, который считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А. Маслоу, выделяются пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.
В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на:
- абсолютные (максимальные);
- действительные (подлежащие удовлетворению);
- фактически удовлетворяемые
Абсолютные (максимальные) потребности - это потребности, ориентированные на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.
Действительные потребности - это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса. Выступают они в форме платежеспособного спроса.
Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса.
В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на :
- материальные, связанные с удовлетворением физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода;
- духовные, обеспечивающие стремление человека к образованию, культуре, отдыху, вере, творчеству и т.д.;
- социальные, отражающие стремление человека реализовать свои способности, достичь определенного положения в обществе, иметь продвижение по службе и т.д.
С
точки зрения уровня развития общества
различают - элементарные (физические)
и - высшие (социальные) потребности. К
высшим (социальным) потребностям относятся
те, которые непосредственно
В зависимости от социальной структуры выделяют:
- потребности общества в целом;
- потребности классов;
- социальных групп;
- отдельных людей (личные потребности).
Потребности общества подразделяются на государственные, национальные, территориальные, религиозные. Если говорить конкретнее, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.
Потребности
классов, социальных групп представлены
потребностями людей, объединившихся
по принципу общих интересов. Например,
туристы нуждаются в
Личные потребности (потребности отдельных людей) распространяются на питание, одежду, обувь, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Т.е. личные потребности - все то, что обеспечивает необходимый уровень жизни каждого человека. Личные потребности делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. Так, потребность в пище - насыщаемая, в одежде - менее насыщаемая, в деньгах - ненасыщаемая.
Исходя из очередности удовлетворения потребностей их подразделяют на - первичные (необходимые) и - вторичные (избыточные). К первичным потребностям, относят самые насущные потребности человека, без удовлетворения которых он не может существовать. Эти потребности не могут быть замещены другими. Например, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот. В то же время одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо - грибами, животное масло - растительным. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, являются замещаемыми. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.
Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация тесно связана с предыдущей. Так, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, однако снимаются, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например, потребность в питании, утолении жажды и т.д.). Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.
В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности подразделяются на производственные - потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства и - непроизводственные - потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное.
Потребности бывают также экономическими и неэкономическими. К экономическим потребностям относят те, для которых необходимо производство, т.е. в готовом виде не встречающиеся. К неэкономическим потребностям относят потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.).
И наконец, в зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности.
Потребность вообще - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как "напряжение", "неудовлетворенность", несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия. Человек изыскивает реальные возможности удовлетворить потребности, а при отсутствии таких возможностей - подавляет или заменяет данную потребность другой, наиболее близкой к ней. Так нельзя поступить только с нуждами, прямо связанными с жизнеобеспечением.
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
Рассмотрим
подробнее последний вид
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.
Во-первых,
оно создает конкретные блага
и тем самым способствует удовлетворению
определенных человеческих нужд. Удовлетворение
этих нужд и уже потребляемая полезная
вещь в свою очередь ведут к
появлению новых запросов. Вот
простая иллюстрация. Допустим, человек
стремился приобрести автомобиль. После
его покупки у владельца
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.
В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, потребности являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются новые блага, соответствующие таким целям, В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, авангардная роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают поступательное движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.
Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей.
2.1 Классификация благ.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.
Это значит, что блага являются носителями свойства, которое называется полезностью. Полезные свойства вещей производители и потребители материальных благ выявляют и оценивают по-разному.
Изготовители продуктов в первую очередь применяют объективную оценку их вещественных свойств, которые позволяют получить нужную полезность. Так, в железной руде определяется количество содержащегося в ней извлекаемого железа и других компонентов, в молоке – наличие определенного количества жира, белка, молочного сахара, витаминов и т.д. Если в продуктах возрастает количество полезных веществ, это повышает их качество, а тем самым увеличивает полезность этих продуктов.
Потребители часто придерживаются субъективных оценок пользы материальных благ, пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на продукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от редкости самих благ и от объема их потребления.
Полезность – это все, что
удовлетворяет любые
Желаемые нами вещи, или блага, подразделяются на материальные и нематериальные.