Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:23, реферат
К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чер-тах. К ним относятся
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.
Потеря устойчивости в экономической системе - явление, связанное с разрушением социально-экономических и хозяйственно-техно-логических связей. Наблюдая за ходом демократических реформ в России, западные экономисты констатировали, что эти изменения являются ярким примером социально-экономической катастрофы, которую никто не мог предвидеть и спрогнозировать.
Рис. 5. Режимы поведения экономических
систем в сложных переходных процессах:
а) устойчивое колебание; б) мягкая потеря
устойчивого равновесия; в) жесткая потеря
устойчивого равновесия
Таким образом, экономическая система предстает сложной динамической моделью реальных отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Естественно, все эти отношения подвержены влиянию экономических законов. Многие экономисты считают, что триадой наиболее фундаментальных экономических законов являются:
- закон убывающей эффективности производства;
- закон спроса и предложения;
- закон убывающей полезности.
Знание экономических систем важно в том отношении, что возникает возможность оценить сильные и слабые стороны хозяйственного устройства общества, увидеть и перенять все ценное. Немаловажное значение имеет связанное с этим понимание того, какие системы устаревают, какие из них прогрессируют, в каком направлении совершается поступательное развитие экономики.
Экономисты утверждают, что нет систем без слабостей и недостатков. Но верно и то, что нужно постараться увидеть новое, прогрессивное и использовать его. Общественные формы производства складываются и меняются в естественном порядке. В течение веков существовали разные экономические системы.
Тенденция к сокращению предельного продукта описывается «законом убывающей отдачи» или, как его иногда называют, законом убывающей предельной производительности.
Этот закон гласит, что по мере того, как возрастает использование какого-нибудь производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах), в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции. Когда в качестве фактора производства рассматривается труд (при фиксированном капитале), небольшой рост трудозатрат существенно увеличивает выпуск продукции, так как рабочие получают возможность дополнительной специализации. Однако в конце концов вступает в силу закон убывающей отдачи. Когда становится слишком много рабочих, отдельные операции оказываются неэффективными и предельный продукт труда снижается.
Закон описывает уменьшение предельного продукта, но не обязательно до отрицательного значения.
Иногда говорят о среднем продукте труда применительно к промышленности или к экономике в целом как о производительности труда. Так как средний продукт труда показывает выпуск продукции на единицу трудозатрат, относительно легко (потому что общие трудозатраты и объем общего выпуска продукции составляют единственную информацию^ которая вам нужна) провести полезные сравнения производительности как по всем отраслям промышленности, так и по одной из них на долговременной основе. Более того, показатель производительности труда особенно важен, так как он определяет реальный уровень жизни населения отдельной страны.
Рост производительности труда связан также с сырьевым сектором экономики. По мере того как начинают истощаться запасы нефти, природного газа и других ресурсов, выпуск продукции на одного рабочего несколько снижается. Эта тенденция усилилась с принятием законодательства по охране окружающей среды (например, законы о необходимости восстановления земли до первоначального состояния после разработки угля открытым способом). Эти факторы в основном (недалеко не полностью) объясняют различия в темпах роста производительности труда в разное время и в различных странах. Полный анализ данных различий остается важной областью исследований в экономике.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
1. Акционирование — преобразование предприятия в открытое акционерное общество. Согласно Программе приватизации определяется количество акций, которые должны быть так или иначе отчуждены частным лицам, часто с указанием удельного веса каждого вида отчуждения, количества акций, остающихся в государственной собственности, наличия «золотой акции», дающей право вето на любое стратегическое решение предприятия. Закон о приватизации 1997 г, устанавливает в рамках этого способа создание ОАО со 100%-ным государственным участием.
2. Выкуп арендованного имущества — распространенное на заре приватизации явление, введенное вновь в практику Законом 1997года. До этого выкуп арендованного имущества рассматривался как частный случай покупки предприятия. Вопрос о выкупе предприятии коллективом, столь актуальный для малого бизнеса, прежними законами урегулирован не был.
3. Банкротство — ликвидация неэффективных государственных предприятий споследующей распродажей их имущества. Банкротство имеет своей целью защиту кредиторов от неэффективного хозяйствования должников, когда должник принудительно ликвидируется, прежде чем он растратит все имущество.
4. Залоговая приватизация.
5. Коммерческий конкурс с инвестиционными или социальными условиями — продажа на конкурентной основе заявителям государственного пакета акций или, если приватизируется малое предприятие, всего предприятия как имущественного комплекса. Победителем конкурса объявляется тот, кто предложит наибольшую цену и при этом выполнит все предложенные продавцом социальные и инвестиционные условия.
6. Продажа на аукционе — приобретение права на покупку государственного имущества (акций или предприятия) без дополнительных условий тем, кто предложит наивысшую цену. Аукцион может быть как закрытым, так и открытым.
Последний этап приватизации характеризуется, прежде всего, доминированием проблем инвестиций и модернизации в экономике. Приватизация перестает носить массовый характер, а вместо этого становится точечной. Создается новая законодательная база: вводится 14 схем приватизации, которые делятся на три основные группы:
1) по инвестиционно-привлекательным
2) по менее инвестиционно-привлекательным предприятиям (с конкурсной продажей);
3) по минимально инвестиционно-
В отличие от этапа массовой ваучерной приватизации на денежном ее этапе были четко сформулированы цели государственной политики в области приватизации, в которые включался поиск рациональной пропорции между интересами бюджета и инвестиционной поддержкой приватизируемых предприятий. На практике в связи с ухудшением бюджета утвердился абсолютный приоритет фискальной цели приватизации.
Приватизация является частью более широкого процесса — разгосударствления экономики.
Разгосударствление — это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.
Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования; государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.
В экономической системе выделяют ее институциональный строй, состоящий из многообразия институтов и институций. Институты истолковывают как различные государственные и общественные организации и устам о мления - права собственности, предпринимательские формирования, коммерческие и некоммерческие фирмы, корпорации, объединения, правительство, государство, законодательство, профсоюзы, другие структуры. К институтам примыкают институции, представляющие собой неписаные уставы пения - мотивы поведения, жизненные позиции, общественное мнение, стиль жизни, привычки, склонности, репутацию, нравственный долг, солидарность, неформальные деловые связи.
Институциональные единицы и установления
образуют среду, в которой приходится
жить и действовать хозяйствующим субъектам.
Так, помимо чисто экономических институтов
и институций хозяйственная жизнь испытывает
на себе влияние социальных институтов,
например, классового устройства общества,
образования, здравоохранения. Свое воздействие
на экономику оказывают политические
институты, в том числе политические партии,
правительство, местные органы власти.
Институт характеризуется, прежде всего,
как та или иная форма общественного устройства.
Скажем, американский экономист У.Гамильтон
определял институт как вербальный символ,
который описывает пучок социальных обычаев,
подчеркивая тем самым, что институт выражается
в форме мышления, закрепленной в обычаях
или привычках народов, их социальных
слоев.
В современной экономической системе институты выполняют роль координаторов хозяйственной деятельности. Например, институты направляют и контролируют коллективные действия людей. Базируясь на отношениях собственности, коллективные действия предполагают наличие определенных правовых норм и правил. Их легко регулировать посредством судебных решений. В этом случае коллективные действия ограничивают индивидуальные, подчиняя последние себе.
Информация о работе Главные направления современной экономической мысли