Главные направления современной экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:23, реферат

Краткое описание

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чер-тах. К ним относятся
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.

Вложенные файлы: 1 файл

Главные направления современной экономической мысли.docx

— 644.55 Кб (Скачать файл)
  • Распределительные — торговля, сбыт, складское хозяйство.

  • Деловые — финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.

  • Социальные — образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.

  • Общественные — услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.

Частные и общественные блага

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу.

Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.

Взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).

Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

При всем этом экономические блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб)

Существует определенная классификация экономических благ,представленная таким благами, как:

1) недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания;

2) долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени;

3) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;

4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;

5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;

6) косвенные блага, созданные с производственной целью;

5) взаимозаменяемые, т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве;

6) взаимодополняемые блага.

Для того чтобы создать экономические блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.

Ресурсы, которые вовлечены в процесс производства, представляют собой факторы производства.

Антиблага (зло) 

Но существуют также и антиблага = предметы и состояния окружающей среды, которые человек не хочет потреблять, так как они доставляют ему неприятные ощущения. Например, антиблагом может быть громкий шум, дождь, комары и т. д.

Более того, некоторые антиблага для человека являются смертельными = человек может упасть в пропасть, стать жертвой хищных зверей, съесть или выпить что-нибудь ядовитое. При потреблении этих "благ" жизнь может стать невозможной, и поэтому можно сказать, что отсутствие таких антиблаг является благом первой необходимости. 

22.

Взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага

Взаимодополняемые блага 

Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности  (используются) только в комплексе друг с другом.

Это  блага (товары или услуги), которые потребитель не может использовать по отдельности. Например, лыжи

совершенно бесполезны, если к ним нет креплений. В тетради мы пишем ручкой, в чай сыплем сахар, а автомобиль -не поедет без бензина.

Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.

Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.

Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному  благу в дополнение требуется определенное количество  другого, а при относительной - нет.

Взаимодополняемость ресурсов, так же как и потребительских благ, тоже может быть абсолютной или относительной. Так, например, топливо для печи можно подбрасывать в разных количествах, а для запуска производства или покупки ресурсов необходим вполне определенный размер денежных средств (капитала) и т.д.

Взаимозаменяемые блага

Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Воспользоваться услугами одной фирмы или другой? Например, из Москвы в Петербург можно поехать на поезде (то есть воспользоваться услугами железнодорожного транспорта) или полететь на самолете (услуги авиакомпании). В выходной день можно пойти в кино или цирк, на ужин можно купить мясо или рыбу, а в перерыве на обед выпить чашечку чая или кофе.

Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми (как и взаимодополняемыми) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.

Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского substitute - замена, заменитель, заместитель).

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.

При совершенной взаимозаменяемости одно благо целиком заменяется другим, а при относительной - может и частично.

Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

 

В условиях, когда рыночная система цен не выделяет ресурсы на общественные блага, а на квазиобщественные выделяет их недостаточно, каким же должен быть механизм, обеспечивающий их производство?

В отличие от товаров индивидуального потребления, покупаемых у частных предприятий на основе самостоятельных решений самих индивидов, общественные блага приобретаются через посредство правительства на основе групповых или коллективных решений. Точнее, виды и объемы производства различных общественных благ определяются в демократическом государстве политическими методами, тоесть путем голосования. Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики'1'. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям домохозяйств и предприятий, дающим ответы на пять фундаментальных вопросов.

Предположив, что указанные групповые решения приняты, мы должны выяснить, как именно перераспределяются ресурсы из производства товаров индивидуального пользования в производство общественных благ. В экономике, где существует полная занятость, перед государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве товаров индивидуального потребления, для направления их в производство общественных благ. Самоочевидный способ высвобождения ресурсов из частного сектора заключается в том, чтобы сократить частный спрос на них. Это достигается путем обложения предприятий и домохозяйств налогами, тем самым выключая часть их доходов, то есть часть их потенциальной покупательной способности, из потоков "доходы—расходы". Получая меньшие доходы, предприятия и домохозяйства оказываются вынужденными сократить свои инвестиционные и потребительские расходы. Короче говоря, налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, .вызывает снижение частного спроса на ресурсы.Передавая покупательную способность частных экономических агентов правительству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения, Затем правительство, расходуя налоговые поступления, может само направить эти ресурсы в производство общественных благ и услуг. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (сверлильных станков, автофургонов, складских сооружений и т. д.) и потребительских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т. д.). Правительство может пустить эти ресурсы на производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительство новых школ и автомагистралей. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы с целью осуществить значительные изменения в структуре национального продукта страны.

 

 

 

 

 

23.

Ресурсы и факторы производства.

Ресурсы производства – это совокупность различных природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

В экономической теории ресурсы подразделяются на следующие группы:

1) природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. Среди них различаются неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра) и исчерпаемые (могут быть возобновляемыми – лес, вода – и невозобновляемыми – нефть, газ, месторождения руды и др.). Многие природные ресурсы редки, а их запасы с каждым днем уменьшаются;

2) материальные – все созданные человеком (рукотворные) средства производства и предметы труда, которые сами являются результатом производства;

3) трудовые – трудоспособное население;

4) финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства;

5) информационные – данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной технологии производства, а от нее - к постиндустриальной. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном – материальным, а в постиндустриальном – интеллектуальным и информационным.

Наряду с понятием “ресурсы производства” экономическая теория оперирует понятием “факторы производства”. Когда речь идет о ресурсах, имеют в виду те природные и социальные силы, которые потенци ально могут быть вовлечены в производство, а факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.

В экономической теории выделяют четыре фактора производства:

1) труд – способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. Если говорить точнее, то здесь речь идет о рабочей силе как совокупности физических и духовных сил человека, его способности к труду. Рабочая сила в каждой конкретной стране (регионе) ограничена количеством взрослого трудоспособного населения. Снижение рождаемости и связанное с ним старение населения ставят проблему эффективного использования рабочей силы очень остро;

2) капитал – созданные людьми производственные ресурсы – здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, полуфабрикаты, используемые в производстве. Их количество в экономике не безгранично. Кроме того, они имеют свойство изнашиваться в процессе функционирования, поэтому периодически требуют замены;

3) земля – естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух, участки территории);

4) предпринимательские способности (предпринимательство) – это особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать другие факторы производства.

Необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются производственным фактором. Из денег ничего нельзя сделать, но они являются условием приобретения ресурсов. Денежные средства привлекаются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.

В экономической науке на протяжении столетия шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара. Классическая политэкономия признавала приоритет за трудом в его абстрактном выражении. Затем наибольшее распространение получила концепция трех факторов производства: труда, капитала и земли. Предпринимательство как особый фактор впервые выделил А. Маршалл; правда, у него он назывался “организацией”. В настоящее время экономисты рассматривают процесс производства как органичное единство всех четырех факторов производства.

Информация о работе Главные направления современной экономической мысли