Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:36, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение глобальных экономических проблем современности и пути их решения в контексте международных отношений.
Объектом исследования являются глобальные экономические проблемы.
Предметом исследования – совокупность мер по их решению.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть виды глобальных проблем и причины их возникновения;
- проанализировать их влияние на развитие мировой экономики;
- рассмотреть перспективы сотрудничества стран в решении проблем;
- рассмотреть роль международных организаций в решении проблем.
Введение …………………………………………………………………………...3 Глава 1. Глобальные проблемы экономики: сущность, виды, динамика.
1.1. Причины возникновения глобальных проблем.…………………………….5
1.2. Виды и сущность глобальных проблем…………………………...…………6
Глава 2. Влияние последствий глобальных проблем на динамику развития экономики.
2.1. Влияние последствий глобальных проблем на динамику развития мировой экономики ……………………...………………………………………………….12
2.2. Влияние последствий глобальных проблем на динамику развития экономики Российской Федерации……...……………..…………………………15
Глава 3. Основные направления сотрудничества государств в поисках решения глобальных проблем.
3.1. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем…………………………………………………………………………….20
3.2. Роль международных организаций в решении глобальных проблем………………………………………………………………………….....21
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………..27
Приложения……………………………………………………………………......29
Негативное влияние международного финансового кризиса на макроэкономические показатели в России стало прослеживаться в конце III квартала 2008 г. Несмотря на это, показатели экономического роста на протяжении первых девяти месяцев 2008 г. удерживались на высоком уровне, хотя по ряду позиций и отставали от показателей аналогичного периода 2007 г. Валовый внутренний продукт в январе-сентябре 2008 г. увеличился на 7,3%, что всего на 0,3 процентных пункта ниже показателя января-сентября 2007 г. Объем промышленного производства увеличился на 5,5% по сравнению с 6,6% годом раньше; в обрабатывающей промышленности замедление темпов роста было еще более выраженным (7,7% по сравнению с 10,1% в январе-сентябре 2007 г.). Наиболее существенно снизились темпы роста в секторе услуг связи (с 21,4% в январе-сентябре 2007 г. до 13,3% в январе-сентябре 2008 г.); гораздо более умеренным было падение темпов роста в секторе платных услуг населению (с 7,2% до 6,0%) и в секторе розничной торговли (с 15,8% до 15,0%). Напротив, по ряду позиций темпы роста оказались даже более высокими, чем за аналогичный период 2007 г. Так, объем продукции сельского хозяйства увеличился на 6,5% (по сравнению с 3,4% годом раньше), а грузооборот транспорта – на 3,1% (в январе-сентябре 2007 г. наблюдалось его увеличение на 2,1%). [26]
Несмотря на нарастание кризисных явлений в экономике в IV квартале 2008 года, темпы прироста ВВП в целом за год, вероятно, удастся удержать на уровне не ниже 6,0%. В целом за период 1999-2008гг. среднегодовые темпы прироста ВВП составят 6,9%, тогда как темпы прироста ВВП всего мира за тот же период 4,0%. За эти десять лет ВВП России увеличится на 94,0%, а мировой ВВП – на 48,7%.
Характерное для IV квартала 2008 г. распространение кризисных импульсов из финансового сектора в реальный позволяет заключить, что главной задачей экономической политики в 2009 г. должна стать нейтрализация описанных в предыдущем разделе инвестиционных и спросовых рисков. В случае позитивных изменений конъюнктуры на международных финансовых рынках, а также стабилизации мировых цен на нефть в коридоре 40-50 долл. за баррель это позволит обеспечить возврат к сравнительно высоким (3,5-4,5%) темпам экономического роста уже во II полугодии 2009 г., а в случае сохранения негативной мировой конъюнктуры – удержание годовых темпов роста в пределах 1-2%. Сохранение позитивных темпов развития экономики обусловливается продолжением роста в ряде секторов экономики (прежде всего, в секторе услуг и продукции потребительского спроса), компенсирующим спад в отраслях, наиболее пострадавших от кризиса (металлургия, автомобилестроение, строительство и производство строительных материалов). Вместе с тем, нельзя полностью исключать и вариант отрицательных (до минус 2%) темпов прироста ВВП в 2009 году. [24]
Безусловным приоритетом экономической политики в 2009 г. остается поддержание ликвидности банковской системы и предотвращение банкротства системообразующих банков. Несмотря на то, что банковские кредиты продолжают играть крайне ограниченную роль в финансировании инвестиций (в I полугодии 2008 г. за их счет было профинансировано 12% капиталовложений среднего и крупного бизнеса, за счет собственных средств компаний - 70%), стабильность банковской системы является необходимым условием предотвращения полномасштабного экономического кризиса, коллапса доверия к банкам как институту, массовому изъятию средств и параличу финансовой системы. В то же время «накачивание» ликвидности в банковскую систему должно опираться на жесткие механизмы контроля за использованием средств , чтобы не позволить банкам использовать полученные от государства средства для спекулятивной игры против рубля на валютном рынке, как это имело место в октябре 2008 г.
Уже в кризисный период необходимо предпринять шаги по радикальному реформированию российской финансовой системы – как в банковском сегменте, так и в сегменте фондовых рынков. Отечественная банковская система, поставленная в тепличные условия благодаря отсутствию конкуренции со стороны иностранных банков, по-прежнему отличается низкой капитализацией, слабостью ресурсной базы, доминированием крупнейших банков с государственным участием и значительным отставанием от зарубежных банков по эффективности банковских операций. Российский фондовый рынок до сих пор фактически находится на эмбриональной стадии развития, так и не став магнитом притяжения не только для компаний стран СНГ, но и для собственно российских компаний, которые и в докризисный период предпочитали привлекать средства на зарубежных фондовых рынках. В результате на сегодняшний день российский фондовый рынок не в состоянии служить ни механизмом мобилизации капиталов, ни источником содержательной информации для субъектов рынка. [28]
Длительный период высоких цен на энергоносители, обеспечивавших значительный профицит государственного бюджета (7,2% ВВП в I полугодии 2008 г.), создал искушение к наращиванию государственных расходов (в т.ч. в формате национальных проектов и создания государственных корпораций), эффективность которых во многих случаях оказалась критически низкой. С учетом сокращения доходов бюджета из-за падения цен российского сырьевого экспорта необходима жесткая ревизия соответствующих расходов. В кризисный период приоритетной задачей должно стать не увеличение государственных инвестиций, а помощь компаниям реального сектора экономики для предотвращения массового увольнения персонала и банкротств, которые могут породить спираль сокращения реальных доходов населения и внутреннего спроса. С учетом того, что по состоянию на IV квартал 2008 г. проблемы, испытываемые компаниями реального сектора, были связаны с дефицитом ликвидности, а не с долгосрочной неплатежеспособностью, вовремя оказанная поддержка в форме антикризисных кредитов способна нейтрализовать (или по меньшей мере значительно ослабить) влияние исходящих из финансового сектора кризисных импульсов на реальный сектор.
В условиях ухудшения мировой конъюнктуры необходимы целенаправленные усилия по поддержке внешнеторговой конкурентоспособности российских компаний. Для стимулирования экспорта целесообразна отмена ранее введенных экспортных ограничений (за исключением пошлин на экспорт углеводородного сырья), в том числе повышенных пошлин на экспорт круглого леса, которые привели к увеличению масштабов нелегального вывоза, не оказывая ожидаемого влияния на развитие обрабатывающих производств. Введения импортных ограничений для поддержки производителей, ориентированных на внутренний рынок, следует по возможности избегать, поскольку они приведут к росту цен и дальнейшему падению реальных доходов граждан. Вместо этого необходимо использовать меры промышленной политики для сокращения инфраструктурных и административных издержек, расширения рыночного доступа к кредитным ресурсам, пресечения некорректных торговых практик иностранных конкурентов. Повышение конкурентоспособности производителей должно осуществляться на благо отечественным потребителям, а не за их счет.
Несомненно,
глобальные проблемы негативно сказываются
на динамике развития экономики всех
стран мира, но их появление и
обострение стимулирует развитие и
модернизацию существующей экономической
системы.
Глава
3. Основные направления
сотрудничества государств
в поисках решения
глобальных проблем.
3.1. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем.
Специфика глобальных проблем состоит, прежде всего, в том, что они касаются каждого живущего на Земле человека, требуют для своего решения объединённых усилий всего человечества. Наконец, они все находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них невозможно без учёта других проблем.
Глобализация человеческих проблем закономерно предполагает гуманизацию международных и межгосударственных отношений. Это означает, что политика ведётся ради людей, что интересы человека, его права выше прерогатив государства: не люди живут ради государства, а государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью. Главный критерий государственных и общественных институтов – служение людям. Однако идея верховенства не должна превращаться в абсолют, отрываться от реальностей бытия. [16]
Взаимосвязь, масштабность и долговременность глобальных проблем по-новому ставит перед человечеством вопрос о том, как нейтрализовать или хотя бы ослабить их. Речь идёт о необходимости совместного коллективного решения глобальных задач, объединения усилий всех стран мира и всех политических сил планеты. На каких основах это можно сделать?
Понятно, что первым и главным условием является мир, мирное развитие, резкое сокращение военных затрат.
Другим условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учёт интересов, развитие науки и обогащение её достижениями всех государств. Все народы сегодня должны пройти трудные университеты глобальной проблематики и заново переосмыслить практику своей жизни, политику своих государств, переоценить свои ресурсы развития. Необходимо значительное расширение международного сотрудничества на самых разных уровнях – двустороннем, многостороннем, региональном и всемирном, с использованием различных международных институтов и организаций, и, прежде всего, ООН.
Новые перспективы этого сотрудничества и решения глобальных проблем открывает принципиальное изменение положения дел в мире в результате ликвидации противостояния двух систем, краха тоталитарных режимов в Восточной Европе и Советском Союзе. Значительно спала напряжённость, началось сокращение ядерных арсеналов, численности войск, развернулся процесс мирного урегулирования региональных конфликтов.
В этих условиях появилась возможность строительства нового международного политического порядка на основе баланса интересов различных стран и повышение меры управляемости миром. [15]
Как
показывает опыт международного сотрудничества,
для повышения эффективности
в деле решения глобальных проблем
принципиально важным является создание
оптимальных, благоприятных параметров
международной среды.
3.2. Роль международных организаций в решении глобальных проблем.
Важнейшая
роль в решении глобальных проблем
принадлежит международным
В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды. Большую работу в этой области проводит ЮНЕП – созданная в 1972 г. специальная организация ООН, занимающаяся проблемами сохранения среды обитания.
Итогом координационной деятельности ЮНЕП и др. организаций стала Общественная программа ООН по окружающей среде. Кроме того, ЮНЕП ведёт ряд совместных работ с международными неправительственными организациями, и в первую очередь с Международным союзом природы и природных ресурсов и Научным комитетом по окружающей среде Международного совета научных союзов.
Действующий при Экономическом и социальном совете ООН Комитет по науке и технике ориентируется на подготовку всемирного плана действия по применению достижений науки и техники, разработку единой научно-технической политики.
Реализацию
социального развития в развивающихся
странах ООН связывает с
Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности международных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Среди организаций, входящих в систему ООН, проблемами продовольствия и сельского хозяйства занимаются продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН-ФАО, Всемирный продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и его региональные комиссии, Международный банк реконструкции и развития и др. организации.
Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами её глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергетики и последствия возможных решений по развитию энергетического порядка.
Эффективность действий международных организаций по решению глобальных проблем зависит, в конечном счёте, от решения главной проблемы современности – войны и мира. Ключевой характер этой проблемы заключается не только в том, что всё возрастающая гонка вооружений «съедает» те средства и ресурсы, которые необходимы для решения других глобальных проблем.
Расходы человечества на вооружение к 2004 году приблизились к $1,5 трлн. Ограничение роста военных ресурсов и передача хотя бы незначительной части сэкономленных в результате гонки вооружений ресурсов в фонд развивающимся странам прирост мирового национального продукта составил бы 4%. Снизилась бы и нагрузка на окружающую среду. Сокращение общих военных расходов на 20% создало бы объективную основу для решения всей системы глобальных проблем. [20]
Вопросы разоружения, региональных конфликтов, другие аспекты проблемы войны и мира регулярно рассматриваются на Генеральной Ассамблее ООН – её высшем форуме. Значительную роль в международных делах играет Совет Безопасности – основной политический орган ООН, на который возлагается главная ответственность за поддержание мира и безопасности.
Информация о работе Глобальные экономические проблемы и международное сотрудничество в их решении