Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:27, курсовая работа
Огромная роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития.
Введение
I.Необходимость существования государственного регулирования.
I.1 Необходимость государственного регулирование в условиях рыночной экономики.
I.2 Объекты и цели государственного формирования экономики.
II. Формы и методы государственного регулирования экономики.
II.1 Государственное экономическое прогнозирование и программирование экономики.
II.2 Бюджетно-налоговая система.
II.3 Денежно-кредитная политика.
II.4 Регулирование валютного курса.
II.5 Особенности государственного регулирование в современной. России.
Заключение.
Список используемой литературы.
Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
- Налоговые поступления
- В соответствии с законом
об основах налоговой системы
в Российской Федерации
- Федеральные налоги и сборы
- устанавливаемые Налоговым
- Региональными признаются
- Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в действие нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.[Налоговый кодекс РФ]
II.3 Денежно-кредитная политика.
Денежно–кредитная политика* - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы*, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета*, создания финансовых условий выхода из кризиса. В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.
К инструментам прямого экономического воздействия относятся:
Меры, связанные с целевым
Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке.
Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:
- продажа – скупка
Большинство современных экономистов
рассматривают монетарную (кредитно-денежную)
политику как наиболее приемлемый для
демократического общества инструмент
государственного регулирования национальной
экономики, не приводящий к чрезмерному
диктату правительства и
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.
В том или ином случае проводником монетарной политики является Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средства обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос*).
- операции на открытом рынке*, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
- политика учетной ставки, т.е.
регулирования процента по
- изменение норматива
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся
Центральным Банком обычно совместно
с группой крупных банков и
других финансово-кредитных
Политика учетной ставки (дисконтная
политика). Учетная ставка - это процент,
под который центральный банк
предоставляет кредиты
Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики,
политика учетных ставок занимает второе
по значению место после политики
Центрального Банка на открытом рынке
(а в некоторых странах
Изменение нормы обязательных резервов банков*. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:
- если центральный банк
- при уменьшении нормы
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
II.4 Регулирование валютного курса.
Устойчивость
и сила национальной валюты - ключевой
фактор снижения инфляции, достижения
макроэкономической стабилизации и
экономического роста. Положение национальной
валюты имеет ключевое значение для
развития и процветания экономики
и общества. Наиболее высокий уровень
инфляции наблюдается в странах,
где определение курса
В мире существуют три основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно плавающий.
В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную цену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курса Центральный Банк берет обязательство покупать или продавать иностранную валюту по данному курсу.
В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если Центральный Банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется «чистым» плаванием. Если же Центральный Банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.
По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, «неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя».
Официальное регулирование валютного курса основано на том мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением долгосрочного равновесного значения валютного курса.
Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих задач:
- сглаживание
резких краткосрочных
- остановка волны чрезмерной спекуляции*, вызванной изменением экономической ситуации;
- прекращение тренда* на валютном рынке;
- установление целевого значения валютного курса;
- сопротивление валютным колебаниям, в случае когда они превышают определенное допустимое изменение;
- стимулирование начала определенного ценового тренда, оправданного экономической ситуацией.
Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может иметь серьезные последствия для других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой МВФ* выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при разработке своей валютной политики:
- он должен
избегать манипулирования
- он может
осуществлять интервенцию на
валютном рынке только при
необходимости сглаживания
- при проведении
своих интервенций члены МВФ
должны принимать во внимание
интересы других членов, включая
тех, валюты которых также
Информация о работе Государственное регулирование, методы и инструменты