Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:29, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Балансирование госбюджета и его особенности в России.
Практикум
Заключение
Литература
Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета.
Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.
Концепция фискальных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечения неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что наличие дефицитов и крупного государственного долга для нормальной экономики не опасны.
Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе и функциональных финансов, предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль за формированием бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятии по направлениям государственных расходов.
Для России важнее преломление тенденции замедления экономики путем стимулирования инвестиционной и инновационной активности, модернизации и структурной перестройки экономики.
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал бюджетное послание по бюджетной политике России на период 2009-2011 годов. В послании ставятся несколько задач для правительства, уточнил глава государства.
Во-первых, это обеспечение устойчивой и сбалансированной бюджетной системы, имея ввиду трехлетний план и в последствии переход на 15-летний цикл финансового прогнозирования.
Во-вторых, необходимо предпринять меры по снижению инфляции и вернуться к тем ориентирам, которые были поставлены некоторое время назад (снижение инфляции до 3-4% и удержание более стабильного курса рубля). В их числе - сохранение доходов граждан и снижение процентных ставок для бизнеса.
Еще одной задачей Медведев назвал «формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу». «Речь должна идти о достойных пенсиях всех категорий граждан и о гарантиях устойчивости самой финансовой системы».
Президентом в бюджетном послании поставлена задача правительству «перейти в течение нескольких лет к механизмам таргетирования инфляции». «Речь не идет о том, что это будет 2-3 года. Это будет медленный, взвешенный, поэтапный переход, учитывающий особенности нашей экономики, связанные с ценами на нефть и соответственным притоком валюты».
Президент РФ ежегодно обязан выступать с двумя посланиями, причем их сроки жестко не регламентируются. Одно из них - послание Федеральному собранию - глава государства должен огласить лично перед парламентом, а другое - бюджетное послание - направить в письменной форме правительству и парламентариям.
Бюджетное послание, как правило, подводит главные итоги бюджетной политики минувшего года, и формулируются задачи бюджетной политики на будущий год и среднесрочную перспективу, указываются направления налоговой политики, пути повышения эффективности бюджетных расходов и совершенствования межбюджетных отношений.
Профицит федерального бюджета РФ в 2008 году составил 1 трлн. 697,19 млрд. рублей или 4% ВВП. По предварительной оценке, ВВП РФ за 2008 год составил 42 трлн. 468,8 млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9 трлн 258 млрд рублей, расходы на кассовой основе - 7 трлн 560,87 млрд рублей Первичный профицит федерального бюджета составил 1 трлн 849 млрд руб или 4,4% ВВП.
Федеральная налоговая служба мобилизовала в федеральный бюджет в 2008 году 4 трлн. 72,8 млрд. рублей, что на 1,5% больше запланированного; Федеральная таможенная служба - 4 трлн. 684,3 млрд. рублей - на 1,6% больше запланированного; Росимущество - 79,15 млрд. рублей - на 34% больше запланированного. Доходы, администрируемые другими федеральными органами, за 2008 год составили 421,796 млрд. рублей, что на 49,5% больше плана.
Бюджет России на 2009 год будет дефицитным. Дефицит бюджета в этом году может составить 5% ВВП. По слова министра финансов, надо исходить из того, чтобы и в 2010 году дефицит бюджета не превысил 4-5% ВВП, а, начиная с 2011 года - стал снижаться.
По расчетам независимых экспертов, в случае падения цены нефти до 32 долларов доходы бюджета снизятся до 6,2 трлн. рублей, дефицит составит от 4 до 7,3% ВВП.
Дефицит федерального бюджета в декабре 2008-го года составил почти 814 млрд. рублей, или более 20% ВВП. Дефицит был профинансирован за счет привлечения средств с внутреннего долгового рынка, возврата денег с депозитов, но главным образом за счет девальвации рубля.
19 сентября 2008 г. Госдума в первом чтении приняла проект федерального бюджета на 2009-2011 гг. При разработке основных параметров бюджета были использованы следующие макроэкономические показатели: ежегодные темпы роста ВВП 6,7-6,2%; постепенное снижение мировых цен на нефть, соответственно 95, 90 и 88 долл. за баррель; снижение уровня инфляции до 8,5% в 2009 г. и до 6,8% в 2011 г.
Доходы федерального бюджета на 2009 г. определены в сумме 10,9 трлн руб., на 2010 г. - 11,7 трлн и на 2011 г. - 12,8 трлн. За три года доходы федерального бюджета должны возрасти на 3 трлн руб.
Общий объем расходов федерального бюджета в 2009 г. предусмотрен в сумме 9 трлн руб., в 2010 г. - 10,3 трлн, в 2011 г. - 11,3 трлн. При этом в течение трех лет прогнозируется снижение темпов роста расходов по отношению к предыдущему году.
Практикум.
Экономика страны характеризуется следующими данными: ВВП (Q) = 100 млрд. долл., бюджетный дефицит - 5 млрд. долл., денежная масса в обращении (М) - 20 млрд. долл., скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная.
Задание:
Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет дополнительной денежной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита? Для расчетов используйте уравнение Фишера (MV = PQ).
Решение:
вычислим уровень цен P=(M*V)/Q=20/100=0,2
считаем количество денежной массы при дефиците M+5=20+5=25
вычисляем уровень цен при дефиците P=25/100=0,25
(0,25-0,2)/0,2=0,25 , выразим в процентах, получится 25
прибавляем Q , получаем 25+100=125
Ответ:
Достоинства эмиссионного способа финансирования:
Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска.
Недостатки:
Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
Снижение ставки
процента в результате роста денежной
массы стимулирует увеличение совокупных
расходов (прежде всего инвестиционных)
и ведет к еще большему росту деловой активности,
увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя
инфляцию.
Заключение
Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.
Государственному бюджету присущи в целом три функции - распределительная, контрольная и стимулирующая. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования ходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции.
В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.
Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации были сделаны в законодательной, институциональной и финансово-кредитной сферах. Было создано Федеральное казначейство РФ - система, которая позволила на основе четко определенных объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.
Государственный
бюджет должен быть инструментом поддержания
обеспечения макроэкономической стабильности
независимо от того, достигается это в
данный период на основе дефицита или
профицита. На первом плане должна быть
общая стратегия экономического развития,
глобальные цели и направление на их достижение
программы развития.
Литература:
Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервес», 2001.
Экономическая теория: Учебник / Под ред.профессора И.П.Николаевой. - М.: Финстатинформ, 1997. - 274с.
Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. -54с.
Экономическая теория: Учебник/ Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М,: ИНФРА-М, 2003. - 570с.
Мировая экономика: Учебник / Под.ред.И.П.Николаевой. - М.:Проспект, 2009. - 116с.
Управление бюджетом. Курс лекций. Вышегородцев М.М. - М.: «Дело и Сервис», 2002
http://www.gks.ru сайт Федеральной службы государственной статистики
http://www.minfin.ru Официальный сайт министерства финансов РФ
http://www.kremlin.ru сайт Президента России
http://www.gumfak.ru Электронная библиотека
http://society.polbu.ru Виртуальная библиотека
http://ru.wikipedia.org Информационный сайт
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования