Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 21:50, курсовая работа
Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности государства своим гражданам.
Введение…………………………………………………………… 2
1. Бюджетный дефицит и формирование государственного долга………………………………………………………………… 3
2. Государственный долг: виды, последствия и методы управления………………………………………………………….. 5
3. Государственный долг в экономике России и его влияние на макропроцессы………………………………………………………11
Заключение…………………………………………..………..…….. 20
Список литературы………………………………………………..... 22
Практикум…………………………………………………………… 23
Управление государственным
долгом включает также
- эффективное использование средств заимствования;
- поиск средств для выплаты долга;
- нейтрализация негативных
последствий государственного
Эффективное использование
средств заимствования
Обременительность
3. Государственный долг в экономике России и его влияние на макропроцессы.
Государственным долгом
являются все накопленные
Государственный долг
- это по существу сумма
В соответствии с
действующим законодательством
(ст. 98 БК РФ) долговые обязательства
Российской Федерации могут
- кредитных соглашений
и договоров, заключенных от
имени Российской Федерации
- государственных займов,
осуществленных путем выпуска
ценных бумаг от имени
- договоров и соглашений
о получении Российской
- договоров о предоставлении
Российской Федерацией
- соглашений и договоров,
в том числе международных,
заключенных от имени
В общую сумму
- основная номинальная
сумма долга по
- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерации;
- объем основного долга
по бюджетным ссудам и
- объем обязательств
по государственным гарантиям,
предоставленным Российской
В общую сумму
- объем обязательств
по государственным гарантиям,
предоставленным Российской
- объем основного долга
по полученным Российской
Включение в состав
государственного долга
Среди проблем современной
бюджетной политики проблема
государственного долга
Расходы по обслуживанию
государственного долга
Подлили масла в огонь
крупные кредиты
До недавнего времени
в большинстве прогнозов по
рынку облигационных
Проект погашения
С момента своего назначения на должность министра финансов Алексей Кудрин проводил последовательную политику по сокращению внешнего госдолга РФ, накопленного как в советский период, так и после 1991 года. Эта программу, де-факто продолжавшуюся до 2006 года, когда был завершен обмен второй части коммерческой задолженности СССР на еврооблигации РФ, а статус РФ как надежного заемщика подтвердил саммит G8 в Москве, логично завершил переход РФ в статус международных кредиторов. В октябре 2010 года правительство РФ обсуждало с Исландией предоставление ей кредита на спасение экономики, а в 2011 году Минфин готов был участвовать в спасении уже целого Евросоюза: предложение Алексея Кудрина вложиться в бумаги Европейского фонда финансовой стабильности было обнародовано за считанные дни до его отставки.
За год — с назначения в августе 2000 года управляющим от РФ в Международном валютном фонде (МВФ) до сентября 2001 года — Алексей Кудрин провел инвентаризацию всех внешних долгов РФ. На тот момент объем государственного внешнего долга РФ составлял $143,3 млрд, из которых $93,3 млрд были долгами СССР, а $50 млрд — «новыми» долгами, образовавшимися после 1991 года.
Уже в октябре 2001 года Кудрин сделал первый шаг к сокращению госдолга, подготовив поручение президента досрочно погасить задолженность ЦБ перед МВФ ($11,7 млрд). Окончательно он был погашен в феврале 2005 года — притом что по графику платежи должны были осуществляться до 2008 года. Экономия на процентах составила $204 млн — впоследствии она была использована для финансирования созданного в 2006 году инвестиционного фонда РФ.
В продолжение этого процесса в ноябре 2002 года Минфин начал обмен «коммерческой» задолженности СССР — за три последующих года РФ выплатила по долгу вместе с процентами более $56 млрд. На январь 2004 года основной госдолг РФ сократился до $119 млрд, что позволило Минфину заявить: по основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга, отношение платежей по госдолгу к экспорту товаров и услуг в 2003 году составило 10 %, к доходам федерального бюджета — около 17,8 %. В феврале 2004 года РФ полностью расплатилась с Германией по долгам бывшего СССР бывшей ГДР, перечислив последний транш «живыми» деньгами в размере $75 млн (всего РФ заплатила немцам $500 млн).
В июне 2006 года Минфин договорился о досрочном погашении долга Парижскому клубу — с дисконтом $1 млрд. К 21 августа 2006 года Москва погасила весь долг перед Парижским клубом в размере $21,3 млрд, а общая экономия от долгосрочного погашения составила $7,7 млрд. К декабрю 2006 года завершился обмен второй части коммерческой задолженности бывшего СССР на еврооблигации РФ на общую сумму $1,075 млрд — в структуре внешнего долга РФ долг СССР сократился со $130 млрд в начале 2000 года до $4,9 млрд.
Государственный внешний долг РФ на начало 2012 года.
Государственный внешний
долг РФ на 1 декабря 2011 г. составил 35 млрд
838,1 млн долл. (или 26 млрд 824,9 млн евро),
что на 10,3 % меньше, чем на начало
2011 г. За ноябрь 2011 г. внешний госдолг
снизился на 0,35 %. Задолженность перед
официальными кредиторами — членами
Парижского клуба, не являвшаяся предметом
реструктуризации, за январь-ноябрь 2011
г. снизилась на 28 % — до 559,6 млн
долл. (418,9 млн евро). Задолженность
перед официальными кредиторами
— не членами Парижского клуба
на 1 декабря 2011 г. составила 1 млрд 484,1 млн
долл. (1 млрд 110,8 млн евро), что на
13,8 % меньше, чем на начало 2011 г. Коммерческая
задолженность бывшего СССР на 1
декабря 2011 г. составила 56,3 млн долл.
(42,1 млн евро), что на 0,9 % больше, чем
на начало 2011 г. Задолженность перед
официальными кредиторами — бывшими
странами — участницами Совета экономической
взаимопомощи — за 11 месяцев 2011 г. снизилась
на 9,2 % и на 1 декабря 2011 г. составила
1 млрд 010,9 млн долл. (756,7 млн евро).
Задолженность перед
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, в феврале 2012 года вырос на 82,5 миллиарда рублей, или 2,3%, составив 3,622 триллиона рублей на 1 марта против 3,54 триллиона рублей на 1 февраля текущего года.
С начала года объем долга вырос на 75,9 миллиарда рублей, или на 2,14%, — с 3,546 триллиона рублей на 1 января 2012 года.
По состоянию на 1 марта долг по облигациям федерального займа с постоянной доходностью (ОФЗ-ПД) вырос по сравнению с показателем на 1 февраля до 1,915 триллиона рублей с 1,817 триллиона рублей. Долг по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) снизился до 1,064 триллиона рублей с 1,08 триллиона рублей, по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) — не изменился, составив 421,15 миллиарда рублей. Долг по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) в феврале также не изменился — 132 миллиарда рублей. Не изменился и объем задолженности по облигациям внутренних облигационных займов (ОВОЗ) — 90 миллиардов рублей.
Задолженность по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) по итогам февраля составляла 11,6263% внутреннего долга, по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) — 3,6440%, по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) — 29,3753%.