Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ, основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение и причины дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; обслуживание долга, методы управления им.
Для сохранения экономической
и социальной стабильности правительства
стараются всячески избегать неоправданной
эмиссии денег. С этой целью в
систему рыночной экономики встроен
специальный блок-
Наиболее надежным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года или 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику. Во-первых, в некоторых случаях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Во-вторых, даже при свободном размещении, когда правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами государственных ценных бумаг, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. При этом происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств. Вместе с этим повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. В результате возникает «эффект вытеснения» частных инвестиций. Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект имеет наиболее явное и отрицательное проявление при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при избыточных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо «эффекта вытеснения» может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности. [9]
2. Государственный долг
2.1 Сущность государственного
Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. [4]
Итак, внешний долг - задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.
Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Бремя внешнего долга является
более тяжелым, нежели бремя внутреннего
долга. Для покрытия внешнего долга
стране требуется иностранная валюта,
для получения которой
Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга. Во-первых, госдолг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности. Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности. В-третьих, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам. В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов. [5]
2.2 Проблемы обслуживания долга
Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов.
Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в России. Наконец, следует учитывать, что продолжающийся спад производства усугубляет проблему обслуживания государственного долга, и уменьшения его бремени.
Необходимость обслуживания
долга ограничивает возможности
правительства балансировать
Управление государственным долгом в последние годы в центре внимания российской экономической дискуссии. Основные методы управления представлены ниже:
Основной, традиционный метод - выплата долгов за счет золотовалютных резервов что, конечно, ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства.
Другой метод - это реструктуризация, которая помогает отсрочить платеж по долгу, что дает время государству для накопления и увеличения средств, предназначенных к выплате. [7]
Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей, коммерческим кредиторам, позволил уменьшить долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992-2000 гг. В то же время, проведенные реструктуризации, существенно увеличили ее как в целом, так и в части, приходящейся на первое десятилетие наступившего столетия. Так в соответствии с договоренностью о реструктуризации долгов Лондонскому клубу в феврале 2000 г. кредиторы согласились списать 36,5% задолженности и выпустить взамен старых долговых обязательств новые облигации со сроком погашения в 2010-2030 гг. Однако здесь существует один нюанс: в целом России придется заплатить 42 млрд. долларов вместо первоначальных 32,6 млрд. долларов. Достигнуть подобного соглашения с Парижским клубом не удалось. Реструктуризация долга Лондонскому клубу является заменой менее ликвидных ценных бумаг на более ликвидные. Поскольку сохраняется значительное отставание реальной цены долга от его номинала, есть возможность игры на рынке, допустимы различные варианты выкупа долга, в том числе с привлечением третьих стран - должников России, с последующим зачетом российских долговых обязательств за их задолженность. [14]
Еще один метод управления госдолгом конверсия, т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране - должнике недвижимость, участие в капитале. Так как Россия согласилась взять на себя обязательства по долгам СССР в обмен на признание ее прав на все его финансовые активы, то соответственно у СССР были страны-должники, которые задолжали около 50 млрд. долларов. Поэтому вполне резонно начать переговоры с зарубежными кредиторами о конверсии российских долгов советской эпохи в активы СССР. Такие переговоры особенно актуальны в связи с тем, что на Западе давно говорят о 100-процентном списании межгосударственных долгов беднейших стран мира, в число которых попадают многие должники России. [13]
Обслуживание и погашение государственного внешнего долга осуществляет Внешэкономбанк. Банк работает на основе специальных соглашений с Минфином РФ. График расходов по обслуживанию и погашению внешнего долга, определенный в 2000 году, представлен в табл. 1
В период с 2001 г. по 2008 г. расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут составлять ежегодно $14 - $18 млрд При этом основная часть выплат будет приходиться на новый российский долг (еврооблигации и платежи международным финансовым организациям, - $8-10 млрд ежегодно), а эти долги нельзя реструктурировать.
Таблица 1. График платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ, млрд. дол.
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
14,43 |
14,58 |
19,72 |
14,83 |
17.15 |
14,79 |
15,01 |
18,34 |
12,51 |
13,27 |
13,83 |
11,07 |
8,74 |
7,81 |
6,32 |
|
За последние 6 лет (2004-2010 гг.) России выплатила более $100 млрд. В результате погашено примерно 40% суммы основного долга, т.е. $50 млрд, примерно такую же сумму составили платежи по обслуживанию внешнего долга.
Такие высокие процентные
платежи по кредитам характеризуют
те невыгодные для России условия, на
которых эти кредиты
2.3 Способы сокращения государственной задолженности
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции. [16]
Введение специальных
налогов или повышение
В некоторых случаях
Внешний долг имеет последствия, которые более печальны для страны, по сравнению с последствиями внутреннего долга. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга. [8]
2.4 История возникновения государственного долга в России
История государственного долга России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке около 15 млрд. руб. Накануне революции основная часть долга была погашена. В тот момент старейшими займами российского государственного долга были 6%-ные займы 1817-1818 г.
В начале ХХ в. сумма задолженности государственного долга России возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась. На протяжении XIX и в начале ХХ в. правительство осуществляло финансирование строительства железных дорог, выкупало частные линии. Поэтому правительство разделило бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся за счет традиционных источников дохода (налоги, акцизы и др.), а чрезвычайный бюджет составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно эти заемные средства шли на строительство железных дорог, ведение войн, борьбу со стихийными бедствиями. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялось за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Затем Госдума получила право утверждения каждого займа в отдельности. Время и условия займа определялось по решению правительства. Основными видами ценных бумаг, в то время, были долгосрочные (могли заключаться на срок 50-80 лет), краткосрочные и бессрочные обязательства (для держателя становились рентой, так как по ним он получал лишь договорной процент).