Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ, основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение и причины дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; обслуживание долга, методы управления им.
В тоже время существовало
формальное определение внутренних
и внешних займов. Первые были ориентированы
на иностранного покупателя и обращение
за границей, вторые были рассчитаны на
российский рынок. При этом никаких
ограничений в покупке
За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. Беловежского соглашения в соответствии, с которым СССР официально прекратил существование, 8 из 15 союзных республик подписали «Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР». В соответствии с ним, доля России в зарубежных активах и во внешнем долге СССР первоначально составляла 61,3%. Но спустя два года Россия, подписала с большинством республик соответствующие двусторонние соглашения, взяв на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Россия стала его правопреемником, сохранила за собой место в ООН и Совете Безопасности, унаследовала всю зарубежную собственность СССР и приняла на себя обязательства по выплате всей его кредитной задолженности.
За годы реформ после распада СССР доходы государства уменьшились, а расходы возросли многократно, это привело к тому, что государственный долг возрос, а обслуживание его стало непосильной ношей для государства.
3. Проблемы количественной оценки бюджетного дефицита и долга
Количественная оценка
1) Обычно при оценке
величины государственных
2) Важная статья государственных расходов - обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга(амортизация долга). [15]
Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D - величина государственного долга, Rr - реальная ставка процента, Rn - номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину D, так как, по уравнению Фишера, = Rn - Rr. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной,
Rn-
так как в периоды роста инфляции Rr = -.
1 +
Завышение бюджетного дефицита
связано с завышением величины государственных
расходов за счет инфляционных процентных
выплат по долгу. Возможны ситуации, когда
номинальный (официальный) дефицит
государственного бюджета и номинальный
долг растут, а реальный дефицит
и долг снижаются, что затрудняет
оценку эффективности бюджетно-
3) При оценках дефицита
государственного бюджета на
макроэкономическом уровне, как
правило, не учитывается
4) Наряду с измеряемым
(официальным) дефицитом
К числу квазифискальных операций относятся:
а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти кредиты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели «плохих долгов» в переходных экономиках весьма значительны;
в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры
бюджетного дефицита и государственного
долга не могут служить надежными
макроэкономическими
Заключение
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетный дефицит играет
ключевую роль в механизме развития
инфляционных процессов, разрушающих
экономику страны, а также его
ведущую роль в системе показателей
экономической безопасности страны.
Политика в области финансирования
бюджетного дефицита должна основываться
на использовании внутренних источников,
что предполагает сокращение кредитования
дефицита республиканского бюджета
Национальным Банком, повышение эффективности
рынка и совершенствование
Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:
- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
- содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
- усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
- максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
- более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;
- создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
- совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
Эти решения являются обоснованными
не только по линии улучшения рынка
внешнего и внутреннего государственного
долга, но и по линии улучшения
социально-экономического состояния
страны и ее граждан. Как было сказано
выше, снижение внешних государственных
заимствований за счет увеличения внутренних,
позволяет избежать перекладывания
долгов нынешних поколений на плечи
будущих. Также данная политика способствует
укреплению национальной валюты и снижению
экономической зависимости
В целом, моя работа была в основном посвящена проблеме бюджетного дефицита и госдолга в России, хотя с уверенностью можно сказать, что в других странах может быть такая же ситуация. Однако, все зависит от выбранной государством стратегии, а также дальновидности и расчетливости экономистов, проводящих экономическую политику государства. Поэтому, даже находясь в равном положении с Россией, пути развития разных стран могут быть разными.
Список используемой литературы
1. Базылев Н.И., Гурко С.П. и др., Экономическая теория: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2002.
2. Бугаян И.Р., Современная макроэкономика: учебник, - Издательство: Феникс, 2009 г.
3. Барикаева Е.Н., Макроэкономика. Теория, практика, безопасность, - Издательство: Юнити, 2010 г.
4. Воробьева В.А., Макроэкономика, - Издательство: Бгэу, 2009 г.
5. Корниенко О.В., Макроэкономика, - Издательство: Феникс, 2008 г.