Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 11:24, курсовая работа
Движущей силой глобализации является стремление госу¬дарств к либерализации торговли, рынков капитала, укрепле¬нию международного характера производства и стратегии рас¬пределения продукции. Этому способствует также активное распространение новых технологий, устраняющих барьеры в перемещении товаров, услуг и капиталов.
Процессы глобализации существенно повлияли на развитие международных экономических отношений и трансформацию финансовых отношений, их опосредующих, что, несомненно, подтверждает актуальность изучаемой темы курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1 Функции государства в экономике 5
2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕНУЮ ЭКОНОМИКУ 9
2.1 Этапы глобализации. Направлеия и показатели глобализации 9
2.2 Влияние глобализациии на выбор стратегии национальой экономики 19
3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 21
3.1 Выбор стратегии развития экономики в России…………………………..21
3.2 Разработка путей совершенствования дальнейшего развития стратегии экономики в условиях глобализации…………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Улан-Баторский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая теория. Макроэкономика»
На тему: Государство в условиях глобализации.
Выполнила
Студентка 4 курса
очной формы обучения
направления «Экономика»
Ховалыг Ш.А.
Научный руководитель:
К.э.н., Семыкина О.Ф.
Монголия 2014
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация представляет процесс, в рамках которого между структурами национального производства и финансов устанавливается взаимозависимость, обусловленная увеличением числа внешних сделок. В результате происходит новое международное разделение труда, при котором создание национальных богатств все более зависит от экономических субъектов других стран.
Движущей силой глобализации является стремление государств к либерализации торговли, рынков капитала, укреплению международного характера производства и стратегии распределения продукции. Этому способствует также активное распространение новых технологий, устраняющих барьеры в перемещении товаров, услуг и капиталов. 1
Процессы глобализации существенно повлияли на развитие международных экономических отношений и трансформацию финансовых отношений, их опосредующих, что, несомненно, подтверждает актуальность изучаемой темы курсовой работы.
На рубеже XX-XXI веков понятие «глобализация» стало непременным элементом международного политического обсуждения. Сознавая внутреннюю противоречивость этого процесса, западные эксперты и политики, тем не менее, предпочитают рассуждать о его неотвратимости и благотворности для человечества.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать глобализацию и выбор стратегии развития экономики России на современном этапе.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект стратегии развития экономики;
- выполнить
практический анализ
- разработать пути совершенствования дальнейшего развития стратегии российской экономики в условиях глобализации.
Объектом курсовой работы является национальная экономика России.
Предметом курсовой работы выступает влияние глобализации на развития стратегии экономики.
В работе использовались учебные пособия по мировой экономике, макроэкономике, теории финансов, международным экономическим отношениям отечественных и зарубежных авторов и материалы печатных СМИ.
При подготовке курсовой работы применялись статистические и аналитические методы.
Курсовая работа состоит из трех глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения-вывода и списка используемой литературы.
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.
Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для эффективной конкуренции предпринимателей, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.
Такое вмешательство необходимо, потому что для предпринимателей все это очень рискованно, дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей государственного вмешательства в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.
Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба производства.
Для обеспечения приемлемого экономического поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.
Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т.е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это гасит стимул предприятия к снижению издержек.
Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но использовать прямое регулирование необходимо только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может дать лучшее обеспечение общества продукцией.
Антитрестовские законы — другой вид контроля. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размытой, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.
В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование по своей инициативе нечестных действий. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил норму незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.
В большом количестве антимонопольных законов И различных уточнений к ним доказывается чрезвычайная важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу из-за нечестной конкуренции, что вызовет банкротство мелких производителей, недовольство потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не применяющих незаконные методы конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то предприниматели потеряют стимул выпускать больше продукции.
Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым с учетом особенностей развития экономики. И государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.
2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННУЮ ЭКОНОМИКУ
2.1 Этапы глобализации. Направления и показатели глобализации
Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов.2
В основе глобализации лежат достаточные и необходимые условия.
К достаточным условиям глобализации следует отнести технико-технологические условия, базирующиеся на глобализации виртуальной и реальной коммуникативных сред. Современный уровень развития виртуальной информационно-коммуникативной среды представлен возможностями Интернет. Глобализация становится универсальным процессом, охватывающим весь земной шар и опирающимся на новые интеллектуально-информационные технологии, активно действующие на мировом рынке по укреплению связи денежного капитала с инновациями.3
Необходимым условием глобализации выступают политическая открытость и развитие транснационализации. Наиболее значимым геополитическим событием последних десятилетий XX в. стало поражение социалистического лагеря в «холодной войне», в результате чего возникли «новые» открытые экономики. Без этой глобальной политической открытости безграничный виртуальный мир Интернет не нашел бы себе адекватного отражения в реальном мире и, следовательно, тотальная глобализация была бы невозможна.
Необходимым условием глобализации является также экономический выход ТНК за пределы национальных экономик государств. Тенденция капитала к безграничному самовозрастанию и выходу за национальные границы нашла свои институциональные формы в становлении сначала транснациональных, а затем глобальных компаний. Разумеется, постепенное сближение стран и континентов характеризует всю историю человечества, и в данном случае вся мировая история — это своего рода совокупность медленных и быстрых шагов государств и народов в направлении глобального сближения. Однако революционно быстро темпы такого сближения осуществлялись лишь дважды.
В первом случае на рубеже XIX и XX вв. мир вступил в фазу активного взаимосближения на основе того, что торговля и инвестиции распространились в глобальном масштабе благодаря пароходу, телефону и конвейеру. Такие теоретики первой волны глобализации, как Р. Кобден и Дж. Брайт, для многих экономистов и промышленников выдвинули положение о том, что свободная торговля необратимо подстегнет всемирный экономический рост и на основе невиданного процветания, основанного на взаимозависимости, народы забудут о распрях. Британия со всем своим морским, индустриальным и финансовым могуществом была своего рода гарантом этой первой волны глобализации, осуществляя контроль над главными артериями перевозок товаров по морям и океанам, обеспечивая при помощи фунта стерлингов Английского банка стабильность международных финансовых расчетов.