Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что выбор денежно-кредитных целей, а также инструментов и механизма их достижения, эффективно способствующих развитию всей экономики — важнейший вопрос единой государственной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк

Содержание

Введение 3
1 Основные понятия денежно-кредитной политики государства 4
Сущность денежно-кредитной политики государства 4
Цели денежно-кредитной политики государства 12
Методы осуществления денежно-кредитной политики
государства 14
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов 20
Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа 20
Политика валютного курса 26
Инструменты денежно-кредитной политики
и их использование 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Юхманова.docx

— 173.93 Кб (Скачать файл)

В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая  воздействие денег на состояние экономики в целом.

Среди экономистов ведутся  споры, обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и  монетаризмом.

Следуя кейнсианской теории денег, основоположником, которой являеться  Джон Мейнард Кейнс, рыночная структура экономики обладает внутренними пороками, что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).

Основополагающим кейнсианским уравнением является:

ВНП=С+I+G+NX, где

С - потребительские расходы населения,

I - инвестиции,

G - государственные расходы  на покупку товаров и услуг,

NX - чистый экспорт.[6]

Кейнсианцы считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной в период экономического кризиса, чем денежная политика.

По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том, что деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов. Движутся только деньги для сделок, деньги - активы не участвуют в обороте. Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.

Расширение денежного  предложения понизит процентную ставку. Коль скоро теперь становится менее накладно иметь деньги в  качестве активов, население будет  держать больше денежных активов  с нулевой скоростью обращения. Поэтому общая скорость денежного обращения падает.

Итак, скорость обращения  денег изменяется прямо пропорционально  ставке процента и обратно пропорционально  предложению денег. Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом  отсутствует, так как скорость денежного  обращения изменяется с изменением денег.

Выше было отмечено, что  для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу.

Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.

На самом деле все зависит  от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции.

Если же на рынке предложение  эластично (товаров много - денег  не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно инфляция начнет утихать.

Кейнсианцы считают, что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

Монетаристская количественная теория денег по своему объясняет сущность экономической системы и денежно-кредитной политики.

Главным теоретиком монетаристского подхода является Мильтон Фридман, известный американский экономист.

Монетаристы считают, что рыночная экономика является внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.

Монетаризм делает упор на деньгах. Представители этой школы  считают, что связь между ВНП  и денежной массой более прочная, нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения И. Фишера:

МхY=PхG, где

M - денежная масса,

Y - скорость денежного  обращения,

Р -индекс цен,

G - количество товаров.

Ведь если посчитать, что  ВНП=PхG, а Y стабильна (или ее изменения предсказуемы), то ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.[6]

В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

Формирование в нашей  стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Бытующие порой представления о  стихийности экономических процессов в рыночной экономике не имеют под собой почвы. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты.

1.2 Цели денежно-кредитной политики государства

Поскольку денежно-кредитная  политика — важнейшее направление  макроэкономического регулирования, их конечные цели совпадают. Основные цели денежно- кредитной политики показаны на схеме 1.

Схема 1. Цели денежно-кредитной политики.

Одновременно достичь  всех целей невозможно, так как  если одни из них согласуются между  собой, то другие находятся в состоянии  противоречия. Например, обеспечение  высоких, устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению  уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением  безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного  уровня цен.

Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии  напрямую влиять на объем выпуска, уровень  занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя  на определенные параметры денежно-кредитной  сферы, которые непосредственно  связаны с реальным сектором экономики.[16] Именно они являются промежуточными целями денежно-кредитной политики. Центральный банк определяет конкретные значения параметров и контролирует их в процессе реализации монетарной политики.

Основными промежуточными целями, как правило, являются денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. В качестве других возможных  целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница  между долгосрочными и краткосрочными ставками процента, объем кредита, индексы товарных цен.

Денежно-кредитную политику осуществляет центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования  можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем  кредитов и т.д., на втором – изменения  в данных факторах передаются в сферу  производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Существуют различные  их классификации, однако прежде всего они делятся на общие, влияющие на рынок кредитного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые (административные). Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются изменение учетной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Рассмотрим их подробнее [7, с. 136].

Конечные цели реализуются  денежно-кредитной политикой как  одним из направлений экономической  политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной  и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального (Национального) банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

1.3 Методы осуществления денежно-кредитной политики государства

Методы денежно-кредитной  политики — совокупность приемов  и операций, посредством которых  субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с  точки зрения центрального банка  за максимальным объёмом или ценой  депозитов и кредитов, за количественными  и качественными переменными  денежно-кредитной политики. При  использовании прямых методов временные  лаги сокращаются. Временные лаги —  это определенный период времени  между моментом возникновения потребности  в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования  денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих  субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее  предсказуемы, чем при использовании  прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка.[12] Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие  и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Общими являются следующие  методы денежно-кредитной политики.

1) Учетная (дисконтная) политика — один из наиболее старых и испытанных методов кредитного регулирования. Это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Она относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования стоимости банковских кредитов. В случае когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу, а через определенный срок, например квартал, для подтверждения отсрочки платежа он обычно выписывает вексель. Поставщик товара может либо ожидать наступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, коммерческий банк тем самым осуществляет его учет, но выплачивает продавцу не всю сумму, а лишь часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке, при этом последний удерживает в свою пользу также определенный процент, или учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее самую низкую границу для коммерческих банков.

 Комиссионный процент  коммерческих банков превышает  ставку центрального банка, как  правило, на 0,5—2%.[1] Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Уменьшение учетной ставки действует в обратном направлении: вызывает рост предоставления ссуд коммерческими банками и оживление инвестиционной активности. В России функцию учетной ставки выполняет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой осуществляется предоставление прямых кредитов, переучет векселей, ссуды под залог ценных бумаг, организация кредитных аукционов. При установлении учетной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Банка России, составляет лишь незначительную часть привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки центрального банка стоит рассматривать скорее как индикатор общеэкономической ситуации в стране, информирующий экономических агентов о направлении изменения инфляционной ситуации.

2) Операции на открытом рынке — продажа или покупка центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (государственных казначейских обязательств, а также облигаций промышленных компаний и банков и учитываемых центральным банком коммерческих векселей). Этот метод стал активно использоваться после Второй мировой войны, когда центральные банки стран в значительной мере переориентировались на косвенные методы регулирования экономики.[5] При покупке ценных бумаг увеличивается, а при их продаже уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что обусловливает изменение стоимости кредита, а значит, и спроса на деньги.

 Операции на открытом  рынке различаются по следующим критериям:

  • условия сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей (операции РЕПО);
  • объекты сделок — операции с государственными или частными бумагами;
  • срочность сделки — краткосрочные операции с ценными бумагами (до трех месяцев) и долгосрочные (от года и более);
  • сфера проведения операций охватывает только банковский сектор или включает в себя и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • способы установления ставок определяются центральным банком или рынком.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства